Этап: Автоматизация звука (ш) в слогах.
Цели:
- Уточнение артикуляции и изолированного произношения звука (Ш).
- Обучение произнесению звука (Ш) в слогах.
- Продолжение формирования длительной, направленной воздушной струи.
- Упражнение в определении звука (Ш) в словах.
- Закрепление понятий “Одежда” и “Обувь”.
- Обучение навыкам падежного словоизменения.
- Развитие интонационной и мимической выразительности, мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование:
- Картинки с изображением одежды и обуви.
- Картинки с изображением физических упражнений.
- Картинки с изображением девочки, котёнка.
- Котята, нитки.
Ход занятия
I. Все ребятки по порядку
Утром делают зарядку,
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Логопед
Решил Язычок сделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут скакалочку и язычок тоже (упражнение “Заборчик”)
– Дети занимаются с обручами, и Язычок тоже взял обруч (упражнение “Рупор”)
– Дети отдыхают на матрасиках, и язычок отдыхает (упражнение “Лопатка”)
– Дети прогнули свои спинки, и язычок тоже прогнул свою (упражнение “Чашечка”)
Дети стали подбрасывать мячики вверх, и Язычок тоже (упражнение “Фокус”)
– Закончилась зарядка, дети ровненько встали, и язычок тоже (уложили язычок в ротовую полость).
– Закрываются двери спортивного зала.
Дети: (показывают движения ладошками) – ш-ш-ш-ш..
Л-д: Дети побежали одеваться. А вслед за ними ветерок летит, подгоняет (тихо, затем громко) – ш-ш-ш-ш…
II . Л-д: Одеваются дети
Дети: (вслед за логопедом выполняют круговые массирующие движения каждого пальчика) – шша – шшо – шши – шше – шшу
Л-д: Что делают дети?
Дети: Одеваются
Л-д: Выберите одежду, которую надевают дети (ребята выбирают нужные картинки). А что осталось?
Дети: Обувь.
Л-д: Что с обувью делают дети?
Дети: обувают.
Л-д: Давайте покажем, как они это делают.
Дети: (выполняют те же массирующие движения по пальчикам другой руки и повторяют за логопедом) – ши-ше-ша-шо-шу.
III. Л-д: А Здесь одевается Маша. (показывает картинку). Она надевает только ту одежду и обувь, в названии которой есть звук (ш) . Что надевает Маша? Отвечай “да”или “нет”.
Платье, Руба(ш)ечка, колготки, сарафан, (ш)ортики, кофточка. Туфельки, ба(ш)мачки, тапочки . (ответы детей) Давайте обведём круговой линией слова со звуком “Ш”
IV. Динамическая пауза по К.Орфу.
V. Дождался Язычок Машу и пошёл вместе с ней. Пока они идут, мы о них поговорим. Я начну, а вы продолжите:
Язычку очень нравится Ма….
Он часто вспоминает о Маше….
Скучает, когда рядом нет Ма….
Радуется, когда видит Ма….
А сейчас идёт за руку с Ма….
Идут Язычок с Машей и увидели маленького котёнка, он потерялся и испуганно пищит.
VI. Дети: (произносят с соответствующей интонацией и мимикой, при необходимости показанными логопедом) – Ша-ше– шу – шо – ши …
Л-д: Надо закутать котёнка в одеялко, чтобы он не боялся.
(игра “Клубочки”).
– Обрадовался котёнок, стал весёлый.
Дети: (с соответствующей интонацией) – Ша –ши – ше– шу – шо.
VIII. Л-д: Язычок с Машей продолжают свою прогулку, а нам пора заканчивать занятие. С каким звуком мы сегодня занимались? (ответы детей).
Проект подгруппового занятия
Логопедическая ритмика является составной частью лечебно-педагогического комплексного метода преодоления различных речевых нарушений.
Музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с лечебной целью. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребёнка. Именно музыка развивает психические функции: внимание, восприятие, память, мышление.
Дети учатся управлять своими мышцами, учатся преодолевать трудности и проявлять волевые усилия. Особая роль отводится игровому компоненту – он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.
Тема занятия: Автоматизация звука (Ш) В слогах.
Занятие с использованием элементов логоритмики.
Цели:
- Уточнение артикуляции и изолированного произношения звука (Ш)
- Обучение произнесению звука (Ш) в слогах
- Продолжение формирования длительной, направленной воздушной струи
- Упражнение в определении звука (Ш) в словах
- Закрепление понятий “Одежда” и “Обувь”
- Обучение навыкам падежного словоизменения
- Развитие интонационной и мимической выразительности, мелкой моторики пальцев рук
Поставленные цели будут соответствовать этапам работы. Всего этапов 7. Это пятое занятие в коррекции звукопроизношения.
На I этапе, все артикуляционные упражнения будут выполняться под музыкальное сопровождение. Музыкальным руководителем будет задан определённый динамический размер, который позволяет соотнести движения языка с музыкой. Здесь же мы уточним правильную артикуляцию звука (Ш). Приблизительно будет затрачено 5 минут.
На II этапе детьми будет проводиться самомассаж пальцев рук, закрепляться обобщенные понятия “Одежда” и “Обувь”, а так же правильное произнесение звука (Ш) в слогах. Приблизительно 4 минуты.
III этап – предполагает выделение заданного звука в словах, развитие мелкой моторики пальцев рук – обводка предмета с изученным звуком круговыми линиями. Приблизительно 4 минуты.
IV этап – динамическая пауза – упражнения по методике К.Орфа: выработка чётких координационных движений во взаимосвязи с речью. Приблизительно 2 минуты
На V этапе дети будут упражняться в падежном управлении (изменении словоформ) и так же закреплять звук (Ш) в слогах. Приблизительно 2 минуты.
VI этап – обучаем детей передавать эмоциональное состояние, в частности. Испуг, радость, уметь сопереживать персонажу занятия, закрепление умения произносить звук (Ш) в слогах. В этот этап включили упражнение на мелкую моторику пальцев рук (наматывание нитки на картон – “котёнка”). Приблизительно 5 минут.
Заключительный (VII) этап предполагает подведение итога. Оценка работы детей Приблизительно 3 минуты.
Общее время, отведённое на занятие – 25 минут.
Занятие плановое, работа над коррекцией звукопроизношения осуществляется в течении всего периода реабилитации. По счёту это 5 занятие, спланировано с учётом личностных и психофизических осбенностей детей. Это занятие подчинено общей теме, оно имеет (как всякое логоритмическое занятие) сюжет, действующее лицо – Язычок.
Использую следующие методы:
– по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
– по степени взаимодействия: беседа, самостоятельная работа детей;
– по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Новизной считаю, применение музыкального сопровождения в выполнении артикуляционных упражнений.
На занятие приглашены дети Егор Г., Никита Ч., обоим мальчикам по 5 лет.
Дети в центре повторно.
Егор Г.: спокойный, старательный, целеустремлённый, утомляемость средняя, работоспособность высокая, на занятиях инициативы не проявляет. Неврологический диагноз: паралич Эрба (ограничения движения левой руки). Речевой диагноз : дизартрия. В ….. были поставлены и автоматизированы в связной речи свистящие звуки. На данный момент нарушены шипящие и сонорные звуки.
Никита Ч.: активный, любознательный, эмоционально оживлён, в общении выступает инициатором. Утомляемость средняя, работоспособность высокая, не всегда подчиняется дисциплине. Речевой диагноз : ФНР, нарушение шипящих и сонорных звуков.
При составлении занятия использовалась литература:
- Бормыкова О.С., Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением Спб,1999.
- Лалаева Р.И.: Логопедическая работа в коррекционных классах, Владос, 2004.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М., 1998.