Помочь детям в формировании грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения детей в детском саду. Хорошо подготовить ребенка к обучению в школе, создать основу для обучения грамоте возможно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Многолетняя практика логопедической работы указывает на то, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. Эффективное исправление дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слова) может быть возможно только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Развитие фонематического восприятия связано не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, предлоги и т.д.
И еще, без сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа, операций мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов.
В предлагаемом пособии Логопедические домашние задания для детей 5-6 лет "Путешествие в царство звуков" (ПРИЛОЖЕНИЕ) представлена работа по формированию фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе закрепления изучаемого материала. Данное пособие является дополнением к индивидуальной тетради и создано с целью привлечения родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи.
В организации коррекционной работы в логопедической группе индивидуальная тетрадь является важным средством взаимосвязи логопеда с родителями. Выполняя вместе с ребенком задания, предлагаемые нами, родители закрепляют знания, умения и навыки, полученные на логопедических занятиях в течение недели, и тем самым способствуют более успешному и быстрому продвижению ребенка в его развитии.
Порядок изучения звуков соответствует тематическому плану, предложенному Т.А.Ткаченко в книге "Если дошкольник говорит плохо".
В пособии даны самые разнообразные, порой неожиданные задания, которые помимо основной цели помогают в развитии зрительного восприятия, логического мышления, развитии мелкой моторики рук.