Цели:
- Автоматизировать правильное произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.
- Формировать навык слогового и звуко-буквенного анализа слов.
- Обогащать словарь путем подбора родственных слов.
- Развивать грамматический строй речи путем составления предложений с предлогом.
- Формировать навык слогового чтения.
Оборудование:
- презентация,
- картинки на слоги СА, СО, СУ, СЫ,
- раздаточный материал для звукового анализа.
Ход занятия
Организационный момент.
Речь с движением.
Как снежинки покружились
И на стулья опустились.
Будем слушать мы урок,
Чтобы он пошел нам впрок.
Как понимаете выражение "пошел впрок"?
2. Артикуляционная гимнастика (слайды 2 - 7)
3. Артикуляция звука [С], его характеристика, соотнесение с буквой (слайд 8).
На динамическом профиле рассматривается артикуляция звука, дается характеристика.
Затем дети соотносят звук и букву.
- Что за буква светится в небе ясным месяцем?
- В какую сторону смотрит?
- Показать букву на пальцах.
- Нарисовать в воздухе.
- Какие звуки может обозначать? (твердый и мягкий)
4. Игра "Определите место звука в слове".
Звук [С] очень шаловливый, может прятаться в слове и в начале, и в середине, и в конце. Давайте поиграем в игру "Поймай звук". Каким цветом фишку возьмем для этой игры? (синюю)
Логопед произносит слова, а дети на полоске бумаги, разделенной на 3 части (начало, середина, конец слова) размещают фишку в зависимости от места нахождения звука.
Оса, сахар, бусы, квас, суп, косы, сынок, вопрос.
Слоговой анализ (слайд 9).
Рассмотрите картинки. Назовите живые предметы, неживые предметы. Давайте вспомним, какой вопрос мы зададим к живым предметам? К неживым предметам?
- Про какие предметы можно сказать он, она, они?
- Какие картинки напомнили вам о зиме?
- Почему снеговика так назвали? А снегурочку? А снегиря? А снежинку?
Значит, все они произошли от слова снег. Можно ли сказать, что эти слова друг другу родственники? Снег, снегурочка, снеговик, снегирь - родственные слова. А санки? А снежки?
Задание от снегурочки: распределить картинки по вагонам. Кто уже догадался, как мы их должны разместить?
Дети распределяют картинки в зависимости от количества слогов в слове. Если в слове 1 слог, картинку помещают в 1-ый вагон и т.д. Начнем с картинок, в названии которых 2 слога, затем 3 слога, 1 слог, 4 слога.
6. Автоматизация в слогах (слайд 10).
- Поиграем со снеговиком в снежки. Но снежки необычные, а со слогами.
- Читайте слоги по цепочке.
- Прочитайте слоги справа от снеговика. Что можете про них сказать? (обратные слоги)
- Прочитайте слоги слева от снеговика. А про них что скажете? (прямые слоги)
- Прочитайте слоги с мягким согласным.
7. Распределить картинки под слогами (Приложение1).
Задание от снегурочки: распределить картинки под соответствующими слогами.
Каждому ребенку раздается лист формата А4 с написанными сверху слогами са, со, су, сы и картинки, в названиях которых есть данные слоги.
8. Автоматизация звука в словах, звуко-буквенный анализ слов (слайды 11 - 14).
Думаю, что вы и со следующим заданием снегурочки справитесь легко.
Назовите картинку, подберите подходящую звуковую схему.
Лиса
Сначала ответьте: как спросим про лису? Какая лиса? Как зовут детенышей у лисы?
Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.
Санки
Как спросим? Какие санки? Назовите ласково.
Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.
Сорока
Как спросим? Какая сорока? Почему сороку называют белобока? А почему говорят чернокрылая? длиннохвостая?
Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.
Сосны
Как спросим? Сколько предметов на картинке - один или много? Измените так, чтобы слово обозначало один предмет.
Ветка сосны - какая? (сосновая)
Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.
9. Динамическая пауза.
Речь с движением.
Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается - кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы - убегает от беды.
Прыгнул в бок и оглянулся, и под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, чтобы найти никто не смог.
10. Автоматизация в предложении (слайд 15).
Помогите зайке прочитать слова и составить с ними предложение с предлогом. Дети читают по 2 слова и составляют предложения, называя употребленные предлоги.
11. Автоматизация в связной речи (слайд 16).
Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Какие маленькие слова-предлоги вы употребили?
Пересказ текста с опорой на цифры и предлоги.
12. Итог занятия (слайд 17)
Какой звук научились произносить? В каком замке
живет? Есть у него мягкий братец?
Спасибо за занятие!
- Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
- Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта, 1997.
- Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. -СПб.: Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.