Какие бы значительные изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем-логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо изначально информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи, структуре и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-логопеда помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя- логопеда с родителями детей определена как обязательная и является составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.
Цель работы с родителями - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным. Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях.
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные для нашей группы формы работы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические.
Просветительские формы работы с родителями:
- Родительские собрания
- Информационные издания, стенды, папки (бюллетень «Полезная книга для родителей», ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи», фотогазета «В мире детей», стенд «Ступеньки к школе»)
- Индивидуальные беседы
- Информационная корзина «Шкатулка вопросов»
- Консультации – всеобучи
Практические формы работы:
- Домашние задания (дневник красивой и правильной речи, логопедическая тетрадь)
- Семинары – практикумы с участием детей
- Открытые занятия для родителей (индивидуальные и фронтальные)
Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено планирование с указанием формы, темы и цели работ. Планирование составлено на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Каждый месяц подчинен определенной теме. Прежде чем планировать работу с семьями, помимо изучения уровня осведомленности родителей по проблемам речевого развития детей, я определила круг вопросов, которые дают возможность спланировать работу с учётом интересов и желания родителей.
С помощью нижеприведенных форм взаимодействия я не только устанавливаю партнерские отношения с родителями, но и создаю атмосферу общности интересов, повышаю педагогическую компетентность родителей, обучаю родителей конкретным приемам логопедической работы.
Месяц |
Форма работы |
Тема |
Цель |
Сентябрь |
Анкетирование |
«Я и мой ребенок» |
Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность |
Родительское собрание |
«ОНР- причины, основные направления работы на учебный год» |
Познакомить родителей с ходом коррекционной работы на учебный год |
|
Индивидуальные беседы |
«Результаты диагностики» |
Познакомить родителей с результатами обследования детей |
|
Ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи» |
«Речевое развитие ребенка» |
Познакомить родителей с ходом речевого развития дошкольника |
|
Бюллетень «Полезная книга для родителей» |
«Этому должны мы научиться» |
Познакомить родителей с образовательным минимумом на учебный год |
|
Оформление фотогазеты |
«В мире детей» |
Наглядно познакомить родителей с работой, которая ведется с детьми в группе |
|
Оформление информационной корзины |
«Шкатулка вопросов» |
Выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны |
|
Оформление информационного стенда |
«Ступеньки к школе» |
Отразить содержание основных моментов коррекционно развивающего обучения |
|
Октябрь |
Ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи» |
«Артикуляционные упражнения» |
Познакомить родителей разновидностями артикуляционных упражнений. |
Семинар – практикум с участием детей |
«Наш веселый язычок» |
Познакомить родителей со способами выполнения артикуляционных упражнений |
|
Открытые индивидуальные занятия |
«Учимся произносить звуки» |
Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков |
|
Консультация-всеобуч |
«Как заниматься с детьми дома» |
Познакомить родителей с формами проведения домашних заданий |
|
Ноябрь |
Ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи» |
«Пальчиковая гимнастика» |
Познакомить родителей со значением пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребенка |
Семинар – практикум с участием детей |
«Как наши пальцы помогают нам говорить» |
Познакомить родителей с видами, способами выполнения пальчиковой гимнастики |
|
Индивидуальные беседы |
«Спрашивали-отвечаем» |
Ответить на полученные вопросы в информационной корзине |
|
Декабрь |
Открытое занятие |
«Это мы знаем и умеем» |
Дать представления о том, какими знаниями дети овладели после I периода обучения |
Родительское собрание |
«Итоги работы за I квартал» |
Познакомить с уровнем речевого развития детей и с ходом дальнейшей коррекционной работы |
|
Ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи» |
«Развитие связной речи и речевого общения детей» |
Познакомить родителей со способами развития связной речи и включения детей в диалог. |
|
Январь |
Ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи» |
«Учим детей читать» |
Познакомить родителей с технологией обучения детей чтению в логопедической группе |
Консультация-всеобуч |
«Как и что читать детям» |
Познакомить родителей с книгами, которые нужно читать детям и в какой форме это делать |
|
Открытые индивидуальные занятия |
«Учимся произносить звуки» |
Познакомить родителей с практическими приемами автоматизации звуков |
|
Февраль |
Ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи» |
«Фонематический слух- основа речи» |
Познакомить родителей с приемами работы над развитием фонематического слуха |
Семинар – практикум с участием детей |
«Звуки – это то, что мы слышим и говорим» |
Познакомить родителей с играми, направленными на развитие фонематического восприятия |
|
Индивидуальные беседы |
«Расширяем словарный запас ребенка» |
Познакомить родителей с приемами работы, направленными на обогащение словаря |
|
Март
Апрель
Май |
Ежемесячная газета «Шпаргалки для семьи» |
«Готов ли ребенок к школе» |
Познакомить родителей с требованиями начальной школы к развитию детей |
Консультация-всеобуч |
«Скоро в школу» |
Предупреждение нарушений письма и чтения у детей с ОНР |
|
Индивидуальные беседы |
«Спрашивали-отвечаем» |
Ответить на полученные вопросы в информационной корзине |
|
Открытое занятие |
«Я умею красиво и правильно говорить» |
Познакомить родителей с тем, чему научились дети в процессе нашей совместной работы |
|
Родительское собрание |
«Готовность детей к школе» |
Подвести итоги работы за учебный год и объективно оценить подготовленность детей к школе |
|
Индивидуальные консультации |
По вопросам родителей |
Дать рекомендации родителям по домашним занятиям летом |
|
Анкетирование |
«Я и мой ребенок» |
Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, и их педагогическую осведомленность |