Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР

Разделы: Логопедия


Пояснительная записка

В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – дефект, при котором у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика и грамматика. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.

Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Но недостаточно разработано игр по коррекционно-речевому развитию детей.

Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываются в соответствии с задачами Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой.

Цель: – разработать систему коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий.

Задачи:

  1. Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме использования информационных компьютерных технологий в работе с дошкольниками.
  2. Выявить уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста с использованием информационных компьютерных технологий.
  3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР.
  4. Внедрить систему работы по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР в ДОУ города, распространение положительного опыта.

Условия реализации поставленных задач

Система работы рассчитана на реализацию в старшей и подготовительной логопедической группе с детьми с ОНР и предполагает:

  • использование новых моделей компьютера;
  • работу с компьютером на одном занятии в течение 5-10 минут, не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы, в соответствие с требованиями САН ПиНа);
  • кроме занятий с детьми в систему мероприятий входит работа с родителями;
  • предлагаемая система работы может быть использована в других учреждениях, где обучаются дети дошкольного возраста с ОНР.

Этапы работы

  • 1 этап (сентябрь – ноябрь 2009 года) – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;
  • 2 этап (ноябрь2009 – май 2010) – организация коррекционно-образовательного процесса, вовлечение в работу детей и родителей, анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности;
  • 3 этап (сентябрь 2010 – май 2011) – анализ результатов работы, формулирование выводов внедрение системы работы по использованию ИКТ в работе с детьми с ОНР.

1. Разработка цифровых образовательных ресурсов с использованием современного софта

Основная идея проекта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования речевого развития у детей с ОНР.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.

Компьютер позволяет расширить осведомленность родителей в вопросах воспитания и обучения детей с недоразвитием речи.

Вниманию родителей представлен стенд “Сегодня изучаем”, где они могут ознакомиться с темой и целями занятий на неделю, пальчиковой гимнастикой и подвижной игрой с речевым сопровождением. Рисунок 1

В помощь родителям предлагаем презентации “Артикуляционная гимнастика”, где предложены упражнения с речевым сопровождением на разные группы звуков (начальный комплекс, свистящие, шипящие, соноры) Приложение 1

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в коррекционной работе являются мультимедийные презентационные технологии. Использование презентационных инструментальных средств позволяет учителю-логопеду, воспитателю логопедической группы привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность – это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций.

Коррекционная работа учителя-логопеда начинается с логопедического обследования детей. Для того чтобы заинтересовать ребёнка предлагаем некоторые задания в виде игры, например “Где сидит котёнок”, “Гараж”. Приложение 2

Результаты обследования заносим в таблицы, получаем уровни речевого развития детей.

2. Методическая копилка

Все презентации, дидактические игры и упражнения разрабатываются в программе Power Point в соответствии с перспективным планом по лексическим темам и задачам Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой.

На занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, речевых развлечениях используем мультимедийные презентации по лексическим темам. Например, по лексической теме “Почта”. На слайде представлено письмо и сказочный герой. Детям предлагается сказать, кому пришло письмо. Следующее задание, детям пришла посылка, а вот что в ней они узнают, если правильно составят слова из слогов.

Разрабатываем конспекты занятий, развлечений с использованием презентаций. Например, лексико-грамматическое занятие “Давайте поиграем”. Детям предлагается книга с иллюстрациями о зиме и заданиями, которые они должны выполнить. Рисунок 2

Или развлечение “Зимушка– зима”, где дети отправляются в гости к Зиме, с помощью презентации они оказываются в зимнем царстве, и выполняют различные задания. На слайде следы лисы, Зима предлагает детям отгадать с помощью загадки чьи же это следы, а затем играют в игру “Лиса”. На следующем слайде тройка лошадей, на которых детям предложено вернуться назад в детский сад. Приложение 3

На подгрупповых и индивидуальных занятиях используем (фрагментарно) дидактические игры.

Для развития фонематического восприятия разработаны такие игры как “Отстучи ритм”, появляется картинка с изображением снежинок расположенных с разным интервалом, ребёнок, посмотрев должен отстучать ритм. Снежинки появляются в порядке усложнения отстукивания ритма.

“Найди пару” – на слайде круг, разделённый пополам, на одной стороне закреплены картинки, ребёнку предлагается к каждой картинке подобрать пары близкие по звучанию.

“Украсим ёлочку” на слайде изображена ёлочка и мешок, предлагаем ребёнку украсить ёлочку теми шариками в названии которых есть звук Ш, а картинку со звуком Ж отправляем в мешок. После каждого успешно выполненного задания ребёнок получает “приз” от компьютерного героя. Рисунок 3

Игра “Чего не стало?” – детям предлагается рассмотреть, чем украшена ёлочка. Правильно произнести названия игрушек, запомнить, где какая игрушка висит. Затем дети закрывают глаза, слайд меняется, дети открывают глаза, смотрят и говорят, чего не стало.

Игра “Кто за забором” – на слайде изображён забор, из-за которого видны части тела домашних животных. Дети должны отгадать, кто там спрятался, и составить предложение про животного со словом значит. Рисунок 4

Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает, на наш взгляд, эффективность работы логопеда.