Интегрированный подход в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Интегрированный подход в коррекционно-развивающем обучении детей с тяжёлыми нарушениями речи обеспечивает комплексность, системность в работе, легко вписывается в предметную систему обучения и не нарушает традиционного характера деятельности учителя-логопеда, который включая содержательные фрагменты других предметов, продолжает свою работу. Проводя интегрированные занятия в ДОУ с учётом требований САНПиНА, избегаем перегрузки детей, освобождаем время для игры, сохраняем их физическое и психическое здоровье.

Тема: Осенний урожай.

Цели:

  • Закрепить словарный запас детей, грамматические категории по теме «Осень».
  • Развивать музыкально-ритмический слух и координацию движений.

Оборудование: зонт; картинки с контуром овощей, фруктов, грибов и ягод: доска; четыре корзинки с картинками: овощи, фрукты, грибы, ягоды; аудиокассета со звуками дождя; подсолнух.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

Музыкальный руководитель вместе с детьми исполняет попевку: «Здравствуйте», выполняя хлопки на каждый слог. Логопед приглашает детей встать в круг и подсказать словечко:

Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел всё лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто. Летом выросла … (капуста).
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – вылезай толстушка … (свёкла).
Из земли за чуб – плутовку! Тянем сочную … (морковку).
Надо поклониться низко, чтобы вытащить … (редиску).
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
И красавец-великан тёмно-синий … (баклажан).
Вот и всё, хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Логопед спрашивает детей: « Кто из вас понял, о чём мы сегодня будем говорить? (Выслушивает ответы детей.) Тема нашего занятия: «Осенний урожай», и мы будем говорить о дарах осени. Без чего не обходится ни одна осень?

Заслушиваются ответы детей. Муз. руководитель открывает зонт.

Логопед: «Конечно, без дождя».

Упражнение «Дождь»

Логопед приглашает детей встать «паровозиком» по кругу, читает стихотворение и просит детей повторять за ним слова, а движения за муз. руководителем:

Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
Гром! Г ром, как из пушек,
Нынче праздник у волнушек.

Дождь! Дождь! Сыплет дождь!
Слякоть, грязь приносит дождь.
Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин.

хлопки ладонями
по спине
кулачками по спине
пальчиками по спине
поглаживание
спины ладошками

Дети поворачиваются на 180° и делают упражнение еще раз.

Логопед:

Приходит осень с урожаем
Ко всем, но только не к лентяям.

Сейчас мы с вами поиграем в игру: «Узнай по контуру и определи, что лишнее?».

Игра «Узнай по контуру и определи, что лишнее?»

Логопед выставляет на доску по 4 карточки, где изображены контуры овощей, фруктов, грибов, ягод. Например: капуста, морковь, груша, свёкла.
Дети должны догадаться, что изображено, назвать, что лишнее и объяснить почему.

Логопед приглашает детей встать в круг и читает стихотворение:

Спасибо тебе, осень,
За щедрые подарки –
За лист узорный, яркий,
За лесное угощенье –
За орехи и коренья,
За бруснику, за калину
И за спелую рябину.
Мы спасибо говорим,
Осень мы благодарим!

Игра «Здравствуй, осень»

Муз. руководитель и дети ходят по кругу.

Слова детей:

Здравствуй осень! Здравствуй осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы осень спросим,
Что в подарок принесла?

Муз. руководитель выходит, в центр круга:

– Принесла я вам муки.

Дети: Значит, будут пироги.

– Принесла вам гречки.

Дети: Каша будет в печке.

– Принесла вам овощей.

Дети: И для супа и для щей.

– Принесла вам меду.

Дети: Полную колоду.

– А дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо.

Логопед включает кассету. Муз. руководитель с детьми выполняет речевое упражнение, сопровождаемое движениями:

Не видна из грядки,
Играет с нами в прятки,
И никто бы не нашел,
Да, гляди, торчит хохол,
Потяните крепко,
Вытащится — репка!
дети сидят на корточках, сложив руки над головой
закрывают ладонями лицо
встают, ходят, пожимают плечами
вытягивают руки вперед ладонями вверх
делают движения, будто тянут овощ
руки вверх, встают на носочки

Логопед делит детей на четыре команды с помощью обобщающих слов: овощи, фрукты, грибы, ягоды. Дети образуют четыре группы. Каждой группе дается корзинка с картинками.

Игра «Заготовки»

Логопед обращается к детям: Ваша задача: обдумать и назвать, что можно приготовить из этих даров осени. Чем больше назовете, тем лучше. Отвечать полным предложением.

Каждая команда детей обдумывает и дает свои варианты ответов.

Логопед предлагает детям отгадать загадки:

Повернулось к солнцу золотое донце.
У меня на донышке
Будто в сотах зернышки.

В огороде нога стоит,
На ноге голова висит.
Куда повернет солнце,
Туда голова с поклоном.

Стоит он в задумчивом,
В желтом венце.
Темнеют веснушки
На круглом лице

Дemu отгадывают загадку: подсолнух.

Муз. руководитель проводит динамические упражнение.

Динамическое упражнение «Подсолнух»

В огороде на дорожке,
Под моим окошком,
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке.
Осень в золото одела
Угостить людей сумела.
рисовать подбородком полукруг

рисовать подбородком круг

Муз. руководитель угощает детей зернышками семечек. Логопед проводит с детьми заключительную игру.

К Наталье Владимировне (муз. руководитель) подойдет тот, кто назовет признак осени. (Дemu называют признаки осени и подходят к муз. руководителю).

Игра «Осенние признаки»

Итог: музыкальный руководитель вместе с детьми исполняет попевку: «До свидания», выполняя хлопки на каждый слог.