Цели и задачи:
- повторить полученные знания о гласных и согласных звуках;
- учить детей дифференцировать звуки;
- развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- закреплять знания языковых норм;
- способствовать развитию связной речи, высших психических процессов (развитие произвольного внимания, слуховой памяти, моторных навыков).
1. Оргмомент.
2. Постановка темы и цели урока.
- Ребята, сегодня мы совершим путешествие в страну Грамматика и узнаем об одном волшебнике-хвастунишке и том, какие чудеса могут творить гласные буквы.
3. Сказка "Два медведя"
Жили-были два медведя. Оба медведя любили петь песенки. Садились на пенёк и пели. Один медведь пел: "Та - та - та", а другой: "Тя - тя - тя".
- Как вы думаете, как выглядели медведи?
Большой медведь пел грубым, твердым голосом, а маленький ласковым, мягким голоском. В песенке большого медведя согласный звук [т] звучал твердо, а в песенке маленького медведя звук [т] звучал мягко. (рис 1.)
- Произнесите звуки [р, к, л, с, б, д] голосом большого медведя. (дети произносят "по цепочке"
- Произнеси эти же звуки голосом маленького медвежонка.
Отличаются звуки, произносимые большим медведем от звуков произносимых маленьким медвежонком? Чем?
4. А теперь, давайте вспомним, что мы знаем про гласные звуки?
Давайте с вами произнесём звуки "а, о, у, ы, э" перед зеркалом. Посмотрите, как они произносятся: воздух во рту не встречает преграды, звуки поём голосом.
Голосом - гласом, поэтому его так и называют - гласный звук.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный
5. А что мы знаем про согласные звуки?
Это СОседи наших гласных и называются они СО - гласные. Чем же характеризуются согласные звуки? При их произношении воздушная струя всегда встречает преграду.
Все согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь
Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными и согласными звуками. Послушайте стихотворение о согласных звуках:
НЕЖНЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ
Есть мягкие звуки и твёрдые звуки,
Их можно легко смешать,
Но, чтобы не вышло подобной штуки,
Научимся их различать.
Мягкие звуки звучат повыше,
Звучанье у них нежней.
А твердые - словно грубее и ниже,
Как будто твердые - злей.
Послушай, как ласковы мягкие звуки:
Ель, капель, метель и мель.
Они как нежные мамины руки,
Что ласково стелют постель.
Твердый звук обрывается резко.
Послушайте: Стол! Укол!!
Для нежности нет в этом звуке места,
Скорее - он даже зол.
6. А сейчас я расскажу вам сказку о двух буквах-сестричках, живут они , конечно, в нашей волшебной стране Грамматике. Одна из них гласная, а другая согласная. И какие чудеса они творят!
Жили-были 2 буквы-сестрички. Они были очень похожи.
Писались почти одинаково. Только у буквы й (рис. 3) был сверху беретик, а у и (рис.2) не было. Звучали они почти одинаково. Только и протяжно, а й коротко, отрывисто. Их часто путали, а букве й было очень неприятно.
Однажды буква й пришла в гости к гласным буквам I ряда (а, о, у, э, ы) и предложила вместе спеть. Й начала, а подхватила. Слились их звуки, и получилась новая буква - н. Тогда остальные буквы о, у, э тоже стали петь вместе с й. И стали получаться новые буквы ё, ю, е. Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква и. Так и получились гласные II ряда.
Гласные I ряда а, о, у, ы, э
Гласные II ряда я , ё, ю, и, е
Если мы слышим в слове 2 звука [й'а], [й'о], [й'у], [й'э], то писать вместо них следует по одной букве я, ё, ю, е.
7. Давайте вернёмся к нашим замечательным медведям!
Получается, что один медведь был большой и любил петь песни твердым голосом с гласными I ряда. Второй медведь был маленький и пел тонким голосом с гласными II ряда.
- Пропой слоги голосом большого медведя: та.ро, ду, сэ, ны.
- Пропой слоги голосом медвежонка: мя, сё, лю, ве, ди.
- Спой песенки медведя: Спой песенки медвежонка:
ду-ду-ду дю-дю-дю до - до - до дё - дё - дё дэ - дэ - дэ де - де - де да - да - да дя - дя - дя ды - ды - ды ди - ди - ди
Прочитайте слоги I столбика. Прочитай слоги II столбика. Как звучат согласные? (мягко и твёрдо)
8. В нашей замечательной стране живет известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово "ел" превращается в "ель", а консервная банка стала теплой банькой.
Расхвастался Мягкий знак: "Я, дескать, самый волшебный". Но некоторые жители из страны Грамматика (а это были гласные второго ряда) стали смеяться: "Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был "лук", стал "люк", был "мал", стал "мял". Так гласные второго ряда поставили на место хвастунишку. (По Г. Н. Сорокину.)
А царица страны Грамматика сформулировала правило:
Гласные буквы I ряда а, о, у, э, ы пишутся после твердых согласных.
Гласные буквы II ряда я, ё, ю, е, и пишутся после мягких согласных.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами я, ё, ю, е, и и мягким знаком.
- Произнеси слова: Коля, Варя, Валя, воля, пятка, пятна,
- В этих словах есть мягкий знак? (Мягкость впереди стоящего согласного здесь обозначает буква я.)
А здесь постарались буквы II ряда и изменили слова:
Прочитайте пары слов и сравните их по смыслу.
мал - мял вол - вёп лук - люк вал - вял ров - рёв тук - тюк рад - ряд воз - вёз суда - сюда пальцы - пяльцы нос-нёс мода-мёда
9. Тренировочные упражнения:
- Подними синий кружок, если услышишь согласный звук:
С, а, о, у, д, б, а, у, е, ё, с, т, з, г, ы
- Подними красный кружок, если услышишь согласный звук:
С, а, о, у, д, б, а, у, е, ё, с, т, з, г, ы
Прослушай слова, выдели голосом первую букву и запиши её в тетрадь:
Яша, ёж, иглы, ель.
Бельё, полы, Саша, рою.
10. Итог занятия.
- О каких буквах мы с Вами сегодня говорили. Какие гласные I ряда вы знаете? Какие гласные II ряда вы знаете? Что дают согласным гласные буквы II ряда?
Список литературы:
- Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 1-2 классы. - 2-е изд., - Волгоград: Учитель, 2008, -86 с.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда, М.: Владос, 2006. - 335 с.
- Жиренко О.Е. Поурочные разработки по обучению грамоте. - М.: ВАКО, 2010, - 368 с.