Цели:
образовательные:
- дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и
"Ф" - "ФЬ").
- Формирование и расширение "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
- Предупреждение и преодоление аграмматизмов.
- Формирование сложных форм слого-звуко-буквенного анализа.
- Закрепление у детей понятий об интонационной законченности предложения, опираясь на слуховое восприятие.
грамматические:
- мягкий знак - показатель мягкости согласных.
- Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (словарное слово).
- Правописание гласных второго ряда после мягких согласных.
- Закрепление знания учащихся о сложных словах, составе слова.
коррекционные:
- слухопроизносительная дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и "Ф" - "ФЬ") в слогах, в словах, в предложениях через формирование "семантического поля" слова.
- Развитие мелкой, артикуляционной моторики.
- Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
- Уточнение, расширение словаря через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
- Развитие функции словоизменения.
- Развитие связной речи.
- Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.
воспитательные:
- формирование умения слушать и слышать обращённую речь.
- Воспитание навыков производить анализ, сравнение, сопоставление.
- В условиях учебной работы последовательно излагать суть задания, отвечая на вопросы в соответствии с инструкцией.
- Привитие учащимся навыков речевой культуры.
Оборудование:
- Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков, профили.
- Набор таблиц с заданиями по формированию и расширению "семантического поля" слова, развитию функции словообразования.
- Словарный материал. Картинки с изображением животных.
- "Звуковые домики", синие, зелёные кружки.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Садится тот, кто назовет слова со звуками "В", "ВЬ", "Ф", "ФЬ" и определит позицию звука в слове.
(Словарный материал - картинки: волк, медведь, жираф, верблюд, лев, филин, скворец).
2. Формулирование темы занятия.
Логопед задаёт вопрос:
- "Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня на занятии?"
3. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно произносить звуки: "В - ВЬ" и "Ф - ФЬ" надо выполнять перед зеркалом следующие упражнения:
"Улыбка", "Заборчик", "Кролики".
(Все упражнения выполняются по 6 - 8 раз перед зеркалом).
4. Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков.
При произнесении звуков "В" и "ВЬ":
- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;
- верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
- при изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;
- при автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;
- воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков слабое;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.
- при сочетании "В" с гласными: А, О, У, Э, Ы - твёрдый звук "В";
- при сочетании "В" с гласными: Я, Ю, Е, Ё, И - мягкий звук
"ВЬ";
Произнесение изолированных звуков "В" и "ВЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
- Как воет волк? ("В - В - В - В :" )
- А волчонок? ("ВЬ - ВЬ - ВЬ - ВЬ :)
Характеристика звуков "В", "ВЬ".
- Звуки "В", "ВЬ" - согласные, ротовые, звонкие, щелевые, губно-зубные,
парные ("В" - "ВЬ").
Соотнесение звуков с буквой.
- Какой буквой обозначаются звуки "В" и "ВЬ" на письме?
На что похожа буква "В"?
Сравнение с образом:
Палочка,
Рядом две ровные дужки -
Вот и готовы
Очки : (для лягушки).
- Напишите букву "В" в воздухе.
При произнесении звуков "Ф" и "ФЬ":
- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;
- верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
- при изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;
- при автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;
- воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков сильное;
- голосовые связки раскрыты, голос не звучит;
- при сочетании "Ф" с гласными первого ряда - твёрдый звук "Ф";
- при сочетании "Ф" с гласными второго ряда - мягкий звук "ФЬ".
Произнесение изолированных звуков "Ф" и "ФЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.
- Как сердится ёж? ("Ф - Ф - Ф - Ф : )
- А ежонок? ("ФЬ - ФЬ - ФЬ - ФЬ : )
Характеристика звуков "Ф" и "ФЬ".
- Звуки "Ф", "ФЬ" - согласные, ротовые, глухие, щелевые, губно-зубные, парные ("Ф" - "ФЬ").
Соотнесение звуков с буквой.
Какой буквой обозначаются звуки "Ф" и "ФЬ" на письме?
На что похожа буква "Ф"?
Сравнение с образом:
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
Сравнение с буквами: Р, В (какими элементами отличаются?)
Сделаем букву "Ф" из проволоки.
Сравнительный анализ звуков.
(В чём сходство, а в чём различие?)
По артикуляционным признакам.
- По присутствию преграды - согласные.
- По месту образования преграды - губно-зубные.
- По характеру преграды - щелевые (фрикативные).
- Воздух идёт через рот - ротовые.
По работе голосовых связок.
- "В" - звонкий, "Ф" - глухой.
По акустическим.
- Слуховым признакам - шумные, длительные.
- Парные (мягкий-твёрдый): "В"-"ВЬ", "Ф"-"ФЬ".
- Парные (глухой-звонкий): "В"-"Ф", "ВЬ"-"ФЬ".
5. Произношение звуков в слогах и чистоговорках.
Ученики повторяют чистоговорки вслед за логопедом.
Ва-фа-ва - вот лежит халва.
Ву-фу-ву - я вам букву назову.
Фы-вы-фы - завязали все шарфы.
Фу-ву-фу - мы идём к фотографу.
Вы-фы-вы - накосили мы травы
6. Физкультминутка.
Д/и "Измени слово" (с мячом):
а) заменить первый звук в слове на звуки "В" - "ВЬ":
полк - волк Митя- Витя дата - вата пеликан - великан голос - волос щенок - венок мыть - выть
б) заменить третий звук в слове на звуки "Ф" - "ФЬ":
лист - лифт
косточка - кофточка
пудик - пуфик
в) сравните пары слов по звучанию и смыслу
(какими звуками отличаются слова):
сова - софа
ваза - фаза
Феня - Веня
дрова - дрофа
7. Выделение главного слова.
Игра: "Буквоед рассыпал слово".
- Составьте слово, начинающееся с буквы Ф из букв: Е Ф А Р В Л Ь ( ФЕВРАЛЬ ).
- Что обозначает слово "февраль"?
(2-й месяц календарного года;
3-й зимний месяц - считается концом зимы).
- Какие зимние месяцы вы ещё знаете?
- Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).
Слого-звуко-буквенный анализ слова
"Февраль".
(Безударный гласный звук "И"; мягкий согласный звук на конце слова).
Вспомним правила.
- В слове "февраль" "Е" нельзя проверить ударением - это словарное слово.
- Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в середине слова между двумя согласными и в конце слова. Он показывает мягкость предшествующего звука.
( В слове "февраль" в конце слова - звучит
один мягкий звук "ЛЬ", а пишется две буквы: "Л"
и "Ь".)
(Это
что?)
- Какой линией мы подчеркиваем слова, обозначающие неживые объекты - предметы?
(Одной чертой).
8. Автоматизация звуков "В"-"Ф" и "ВЬ"-"ФЬ" через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения.
Родственные слова:
февраль - февральский.
- Назовите общую часть.
Подберите к слову "февраль" слова-действия.
- На какой вопрос отвечают слова действия?
Словарный материал: наступил, прошёл, завьюжил, заморозил, застудил, занёс, замёл : .
Подберите слова-признаки.
- На какой вопрос отвечают слова признаки?
Словарный материал: холодный, вьюжный, ветреный, морозный, зимний, последний, снежный :.
Из слов-действий и признаков назовите слова одинакового значения - синонимы.
Словарный материал: застудил - заморозил; занёс - замёл - завьюжил; морозный - холодный.
9. Работа со словосочетаниями.
(Составленные словосочетания прочитываются учащимися, с помощью логопеда анализируется согласование слов в словосочетаниях. Устно составляются предложения).
10. Работа над текстом.
Чтение текста (по карточкам).
Логопед: "Скажите, что необычного в тексте, который вы прочитали?
(в тексте не выделены предложения: нет заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.)
Работа с деформированными предложениями.
(тучи - снегосыпы сыплют снег сверху сугробы - снеговеи веют снег снизу солнце запряталось в вихрях круговерть от земли до неба февраль летит на всех парусах).
Работа по выделению границ предложений.
- О каком времени года говорится в тексте?
- Как вы догадались, что это зима?
- Сколько всего предложений в рассказе?
- Найдите необычные слова, характерные для февраля.
(Снегосыпы, снеговеи, круговерть).
11. Письменное задание:
- записать предложения в тетрадях;
- закрепить правило написания сложных слов
("Соединительные гласные: "О" - "Е");
- выполнить разбор сложных слов по составу.
12. Итог урока:
- С какими звуками работали на занятии?
- Что это за звуки?
- Что ещё нового вы узнали сегодня?