Дифференциация согласных звуков [в] – [в'] и [ф] – [ф'], обозначаемых буквами В и Ф через "семантическое поле" слова "февраль"

Разделы: Логопедия


Цели:

образовательные:

  • дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и

"Ф" - "ФЬ").

  • Формирование и расширение "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
  • Предупреждение и преодоление аграмматизмов.
  • Формирование сложных форм слого-звуко-буквенного анализа.
  • Закрепление у детей понятий об интонационной законченности предложения, опираясь на слуховое восприятие.

грамматические:

  • мягкий знак - показатель мягкости согласных.
  • Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением (словарное слово).
  • Правописание гласных второго ряда после мягких согласных.
  • Закрепление знания учащихся о сложных словах, составе слова.

коррекционные:

  • слухопроизносительная дифференциация глухих - звонких и твёрдых - мягких согласных звуков ("В" - "ВЬ" и "Ф" - "ФЬ") в слогах, в словах, в предложениях через формирование "семантического поля" слова.
  • Развитие мелкой, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

воспитательные:

  • формирование умения слушать и слышать обращённую речь.
  • Воспитание навыков производить анализ, сравнение, сопоставление.
  • В условиях учебной работы последовательно излагать суть задания, отвечая на вопросы в соответствии с инструкцией.
  • Привитие учащимся навыков речевой культуры.

Оборудование:

  • Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков, профили.
  • Набор таблиц с заданиями по формированию и расширению "семантического поля" слова, развитию функции словообразования.
  • Словарный материал. Картинки с изображением животных.
  • "Звуковые домики", синие, зелёные кружки.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Садится тот, кто назовет слова со звуками "В", "ВЬ", "Ф", "ФЬ" и определит позицию звука в слове.

(Словарный материал - картинки: волк, медведь, жираф, верблюд, лев, филин, скворец).

2. Формулирование темы занятия.

Логопед задаёт вопрос:

- "Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня на занятии?"

3. Артикуляционная гимнастика.

- Чтобы правильно произносить звуки: "В - ВЬ" и "Ф - ФЬ" надо выполнять перед зеркалом следующие упражнения:

"Улыбка", "Заборчик", "Кролики".

(Все упражнения выполняются по 6 - 8 раз перед зеркалом).

4. Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков.

При произнесении звуков "В" и "ВЬ":

- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;

- верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

- при изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;

- при автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;

- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;

- воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков слабое;

- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, образуется голос.

- при сочетании "В" с гласными: А, О, У, Э, Ы - твёрдый звук "В";

- при сочетании "В" с гласными: Я, Ю, Е, Ё, И - мягкий звук

"ВЬ";

Произнесение изолированных звуков "В" и "ВЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

- Как воет волк? ("В - В - В - В :" )

- А волчонок? ("ВЬ - ВЬ - ВЬ - ВЬ :)

Характеристика звуков "В", "ВЬ".

- Звуки "В", "ВЬ" - согласные, ротовые, звонкие, щелевые, губно-зубные,

парные ("В" - "ВЬ").

Соотнесение звуков с буквой.

- Какой буквой обозначаются звуки "В" и "ВЬ" на письме?

На что похожа буква "В"?

Сравнение с образом:

Палочка,
Рядом две ровные дужки -
Вот и готовы
Очки : (для лягушки).

- Напишите букву "В" в воздухе.

При произнесении звуков "Ф" и "ФЬ":

- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, образуя узкую щель для прохода выдыхаемого воздуха, верхняя губа слегка поднята;

- верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;

- при изолированном произнесении звуков язык лежит плашмя на дне рта;

- при автоматизации произношения этих звуков в слогах и словах язык принимает форму следующего гласного звука;

- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенки глотки, закрывая проход в носовую полость;

- воздушная струя идёт через рот, напряжение выдоха воздуха при произнесении звуков сильное;

- голосовые связки раскрыты, голос не звучит;

- при сочетании "Ф" с гласными первого ряда - твёрдый звук "Ф";

- при сочетании "Ф" с гласными второго ряда - мягкий звук "ФЬ".

Произнесение изолированных звуков "Ф" и "ФЬ" с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

- Как сердится ёж? ("Ф - Ф - Ф - Ф : )

- А ежонок? ("ФЬ - ФЬ - ФЬ - ФЬ : )

Характеристика звуков "Ф" и "ФЬ".

- Звуки "Ф", "ФЬ" - согласные, ротовые, глухие, щелевые, губно-зубные, парные ("Ф" - "ФЬ").

Соотнесение звуков с буквой.

Какой буквой обозначаются звуки "Ф" и "ФЬ" на письме?

На что похожа буква "Ф"?

Сравнение с образом:

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Сравнение с буквами: Р, В (какими элементами отличаются?)

Сделаем букву "Ф" из проволоки.

Сравнительный анализ звуков.

(В чём сходство, а в чём различие?)

 По артикуляционным признакам.

- По присутствию преграды - согласные.

- По месту образования преграды - губно-зубные.

- По характеру преграды - щелевые (фрикативные).

- Воздух идёт через рот - ротовые.

По работе голосовых связок.

- "В" - звонкий, "Ф" - глухой.

По акустическим.

- Слуховым признакам - шумные, длительные.

- Парные (мягкий-твёрдый): "В"-"ВЬ", "Ф"-"ФЬ".

- Парные (глухой-звонкий): "В"-"Ф", "ВЬ"-"ФЬ".

5. Произношение звуков в слогах и чистоговорках.

Ученики повторяют чистоговорки вслед за логопедом.

Ва-фа-ва - вот лежит халва.
Ву-фу-ву - я вам букву назову.
Фы-вы-фы - завязали все шарфы.
Фу-ву-фу - мы идём к фотографу.
Вы-фы-вы - накосили мы травы

6. Физкультминутка.

Д/и "Измени слово" (с мячом):

а) заменить первый звук в слове на звуки "В" - "ВЬ":

полк - волк Митя- Витя
дата - вата пеликан - великан
голос - волос щенок - венок
мыть - выть

б) заменить третий звук в слове на звуки "Ф" - "ФЬ":

лист - лифт

косточка - кофточка

пудик - пуфик

в) сравните пары слов по звучанию и смыслу

(какими звуками отличаются слова):

сова - софа

ваза - фаза

Феня - Веня

дрова - дрофа

7. Выделение главного слова.

Игра: "Буквоед рассыпал слово".

- Составьте слово, начинающееся с буквы Ф из букв: Е Ф А Р В Л Ь ( ФЕВРАЛЬ ).

- Что обозначает слово "февраль"?

(2-й месяц календарного года;

3-й зимний месяц - считается концом зимы).

- Какие зимние месяцы вы ещё знаете?

- Назовите их. (Декабрь, январь, февраль).

  Слого-звуко-буквенный анализ слова "Февраль".

  • Произнесите слово "февраль" чётко проговаривая все звуки.
  • Сколько слогов в слове? Почему?
  • Сколько звуков в слове "февраль"? Назовите их по порядку.
  • Есть ли парные звуки в этом слове?
  • Определите место звуков "Ф" и "В" в слове.
  • Как звучит звук "Ф"? (мягко). Почему?
  • Между какими звуками находится звук "В"? Как звучит? (Твёрдо).
  • Отметьте звуковые загадки в слове. Где звуки могут обманывать букву?

(Безударный гласный звук "И"; мягкий согласный звук на конце слова).

Вспомним правила.

  1. В слове "февраль" "Е" нельзя проверить ударением - это словарное слово.
  2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных, пишется в середине слова между двумя согласными и в конце слова. Он показывает мягкость предшествующего звука.

( В слове "февраль" в конце слова - звучит один мягкий звук "ЛЬ", а пишется две буквы: "Л" и "Ь".)

  • На какой вопрос отвечает слово "февраль"? (Это что?)
  • Какой линией мы подчеркиваем слова, обозначающие неживые объекты - предметы?

(Одной чертой).

8. Автоматизация звуков "В"-"Ф" и "ВЬ"-"ФЬ" через формирование "семантического поля" слова "февраль", развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения.

Родственные слова:

февраль - февральский.

- Назовите общую часть.

Подберите к слову "февраль" слова-действия.

- На какой вопрос отвечают слова действия?

Словарный материал: наступил, прошёл, завьюжил, заморозил, застудил, занёс, замёл : .

Подберите слова-признаки.

- На какой вопрос отвечают слова признаки?

Словарный материал: холодный, вьюжный, ветреный, морозный, зимний, последний, снежный :.

Из слов-действий и признаков назовите слова одинакового значения - синонимы.

Словарный материал: застудил - заморозил; занёс - замёл - завьюжил; морозный - холодный.

9. Работа со словосочетаниями.

  • К родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:
  • декабрь - декабрьский (мороз, день);
  • январь - январский (холод, воздух);
  • февраль - февральская (оттепель, вьюга, метель, лазурь).

(Составленные словосочетания прочитываются учащимися, с помощью логопеда анализируется согласование слов в словосочетаниях. Устно составляются предложения).

10. Работа над текстом.

Чтение текста (по карточкам).

Логопед: "Скажите, что необычного в тексте, который вы прочитали?

(в тексте не выделены предложения: нет заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.)

Работа с деформированными предложениями.

(тучи - снегосыпы сыплют снег сверху сугробы - снеговеи веют снег снизу солнце запряталось в вихрях круговерть от земли до неба февраль летит на всех парусах).

Работа по выделению границ предложений.

  • О каком времени года говорится в тексте?
  • Как вы догадались, что это зима?
  • Сколько всего предложений в рассказе?
  • Найдите необычные слова, характерные для февраля.

негосыпы, снеговеи, круговерть).

  • Зачем автор употребляет их?

11. Письменное задание:

- записать предложения в тетрадях;

- закрепить правило написания сложных слов

("Соединительные гласные: "О" - "Е");

- выполнить разбор сложных слов по составу.

12. Итог урока:

  • С какими звуками работали на занятии?
  • Что это за звуки?
  • Что ещё нового вы узнали сегодня?