Цели урока
:- Обобщить знания детей об устном народном творчестве.
- Развивать речь, навыки логического мышления, воображения.
- Воспитывать чувство уважения к жанру устного народного творчества.
Тип урока
: Обобщение знаний, умений, навыкам устного народного творчества.Вид урока:
Урок– путешествие.Оборудование:
ИКТ, карта маршрута путешествия, изображение Бабы Яги. Ход урока1. Орг момент.
2. Вводная часть.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы будем с вами путешествовать по стране “ Устного народного творчества”.
Для успешного путешествия нам необходим багаж это наши – знания, умения.
В каждой стране есть свои законы. Определенные законы есть и в этой стране. С какими жанрами (законами) устного народного творчества мы познакомились на уроках чтения.
3. Основная часть.– пословицы
– поговорки
– загадки
– считалки
– игры
– колыбельные песни
Для начала нам нужно пройти через дремучий лес, но лес охраняет Баба Яга. Как же нам пробраться?
Кто догадался? (усыпить).
Давайте споем ей колыбельную песню, которую поют перед сном.
Я начну, а вы продолжите.
А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи
Они сели на ворота
Ворота-то
Скрип-скрип
А Баба Яга спит, спит.
Посмотрите Баба Яга уснула. Теперь мы сможем пройти через дремучий лес.
Давайте пойдем дальше.
Вот теперь произойдет чудо ( закройте глазки).
На доске: ( карта).
Откройте глазки.
Вот и очутились мы с вами в сказочном лесу страны “ Устного народного творчества”.
В этом лесу много жителей. Хотите знать каких?
Узнаете, отправляемся в путь!
Вот и первая жительница сказочного леса.
Река загадок.
Чтобы пройти ее нужно отгадать загадки. Отгадаем?
Но прежде, чем отгадаем, кто скажет, что такое загадка?
Загадка – это говорить намеками, не договаривая того, что нужно.
А по пути мы будем собирать цветы (наши знания).
В конце путешествия каждый из вас при помощи ваших знаний должен очутиться на необыкновенной поляне цветов.
- То рыжая, то серая,
А называем белая. (Белка). - Он по рабочему одет –
Удобно, просто, ловко
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (Дятел). - Днем спит,
Ночью летает
И прохожих пугает (сова). - Бела, как снег,
Черна как жук,
Зелена, как лук,
Вертится, как бес,
И поверка в лес (сорока). - Она как змейка
В траве мелькает,
Хвостом виляет,
Другой вырастает (ящерица). - Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (лось). - В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Оправляется (медведь). - Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто это? (лиса).
Молодцы, ребята! Вспомнили загадки. Вот мы и перешли реку, насобирали цветов. А может быть отдохнем.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела
На четыре – полетела
А потом на тропинку села.
Теперь нужно пройти по тропинке пословиц и поговорок.
Ребята, а что такое пословица?
Пословица – это краткое народное изречение с наставлением, поучением.
А для чего нам нужны пословицы и поговорки? Что они нам дают?
(К каждому делу можно применить пословицу. На все случаи жизни есть пословицы. Они учат нас как поступить в той или иной ситуации).
– А какие вы знаете пословицы?
У каждого из вас есть своя любимая пословица я прошу вас назвать ее и объяснить ее смысл, как вы ее понимаете. ( поощрение).
У каждого из вас на парте лежит карточка, надо по началу пословицы назвать ее конец. (Восстановить пословицы).
Язык болтает – век учись.
Век живи – рукам мешает.
Каков разум, – таковы и речи.
Как говорится: “Кончил дело – гуляй смело”.
Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Отдохнуть можно тогда, когда закончил все дела).
А сейчас посмотрим сценку, которая так и называется.
“Кончил дело – гуляй смело”.
Автор: Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно выглядывает солнышко.
Солнышко: Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик:
Нет, ясное солнышко, нет,Теперь мне гулянье не впрок,
Дай прежде окончу урок.
Птичка:
Не довольно ли учиться?Не пора ли порезвиться?
Мальчик:
Нет, милая, гулянье не впрок,Дай прежде окончу урок!
Кошка:
Не довольно ли учиться?Не пора ли порезвиться?
Мальчик:
Нет, кисонька, нетТеперь гулянье не впрок
Дай прежде окончу урок!
Автор:
Наконец урок окончен, мальчикУбирает книги, тетради в портфель
Встает из-за стола
Мальчик:
Ну-ка, кто меня манил?Все:
Кончил дело!Мальчик:
Да!Все:
Гуляй смело!Молодцы, ребята! Спасибо.
Отправляемся дальше!
Перед вами поляна игры. Отдыхаем.
Но что поиграем?
Для игры есть специальные стихи.
– Кто скажет, как они называются?
– Какие считалки вы знаете? ( ответы).
А сейчас мы сыграем в игру. Игра называется “ Купим мы бабушка”.
– курочку
– уточку
– индюшонка
– кисоньку
– собачонку
– поросенка
– коровенку
Молодцы ребята! Отдохнули!
Есть еще ребята в нашем сказочном лесу таинственное озеро сказок. А в нем растут волшебные кувшинки. Существует легенда о кувшинке.
Легенда.
Кто пойдет и сорвет кувшинку?
Остальные ребята внимательно слушают должны отгадать из какой сказки отрывок.
Молодцы! Видно по вашей работе, что вы хорошо знаете сказки.
Гуси лебеди, колобок, репка, яйцо, теремок.
– Вы должны назвать название сказки и перечислить ее героев.
Молодцы! Вы сумели пробраться не утонуть в озере сказок.
– А сейчас ребята выходите к доске и размещайте собранные вами цветы на доску, обмакнув их в воду.
Посмотрите, на какой богатой знаниями поляне вы очутились.
4. Итог.
Какие законы (жанры) устного народного творчества встретились вам во время путешествия?
– Интересное ли путешествие мы совершили?
– Что больше всего вам запомнилось?