Цель: Обучение грамоте.
Задачи:
- Закрепить и уточнить артикуляцию звука «С».
- Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слогов и слов.
- Познакомить с буквой С.
- Обучать чтению слогов и слов с буквой С.
- Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.
- Продолжать развивать мелкую и общую моторику.
- Воспитывать чувство любви к природе.
Оборудование: пеналы, предметные картинки, буква С, птичка с подарками, таблица по чтению, схемы-таблицы слов, песочные часы, «зимующие птицы», «домики».
Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, предложение, гласные, согласные звуки, звонкий, глухой, твердый, мягкий, красный, зеленый, синий.
Методические приемы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Логопед: Дети представьте себе, что мы с вами оказались в зимнем лесу.
Вдруг подул ветер тихо-тихо: «в-в-в-в-в-в-в...»,
Закачались деревья, зашептались их верхушки: «ш-ш-ш-ш-ш...»,
Завыла вьюга, сначала тихо, затем громко: «у-у-у-у-у-у...»,
И вдруг все стихло. Тишина. Вдали послышался звук пилы: «з-з-з-з-з-з...».
Пошел снег. Снежинки падают, падают...
Сдуйте с правой руки снежинки,
С левой руки снежинки,
С правого плеча, с левого плеча...
А на деревьях спят зимующие птицы.
Поиграем в чудесное превращение:
1, 2, 3, 4, 5 – вокруг повернись и в зимующих птиц превратись.
Дети «превращаются» в зимующих птиц и «улетают» на свои места.
II. Основная часть.
1. Знакомство со звуком.
Логопед: К нам на занятие прилетели зимующие птицы и просят у вас помощи в выполнении задания, которое задала им учительница-сова. Вы согласны?
Дети: Да.
Логопед: Чтобы справиться с заданиями, необходимо познакомиться с новым звуком, а какой это звук вы догадаетесь, если отгадаете загадку. В слове-отгадке он стоит первым.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(снег)
Логопед: Загадку отгадали правильно. А какой звук стоит первым в этом слове?
Дети: Звук «С».
2. Артикуляция звука [С] и его характеристика.
(используется схема для характеристики звука)
3. Игра: «Лови звук».
Развитие фонематического восприятия.
A) выделение звука в звукоряде:
С, М, 3, Н, С, Р, К, С.
Б) в слогах:
СА, ЗА, АС, КА, СЫ, УС...
B) в словах:
Санки, сад, ком, сом, лиса, кипа, доска, снегирь, воробей, синица...
4. Развитие звукового анализа и синтеза на слух.
Логопед: Дети, определите сколько звуков я сказала: СА, СОК, ЛИСА.
– Какой звук 1, 2, 3 ..?
5. Игра: «Загадочные конверты».
Логопед: Сова передала загадочные конверты с картинками и попросила определить место звуков [С],[С'] в названиях картинок.
САНКИ, СОСУЛЬКА, АВТОБУС, СНЕГИРЬ, СИНИЦА, СИТО.
6. Игра: «Домик».
Логопед: В этой игре нужно определить место звуков [с],[с'] в словах на слух. Я буду произносить слова, а вы будите класть фишку в то или другое окошечко домика в зависимости от того, где стоят звуки в данных словах.
СНЕГ, СИНИЦА, НОС, КОСЫНКА, СОРОКА, ГУСЬ, ЛИСА, СИМА.
7. Задание-ребус.
Логопед: Вам нужно отгадать имя мальчика, используя первые звуки в названиях картинок: СВЕЧА, АПЛЬСИН, ШАР, АСВТОБУС (Саша)
8. Упражнение: «Подбери картинку»
Логопед: Сова приготовила схемы, к которым нужно подобрать картинки или слова.
9. Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3, 4, 5
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись,
Все в снегу домой пришли,
Съели суп и спать легли.
10. Физ. минутка.
Сегодня из снежного мокрого кома
Мы снежную бабу слепили у дома,
Стоит наша баба у самых ворот,
Никто не проедет, никто не пройдет.
Знакома она уже всей детворе,
А шарик все лает: «Чужой во дворе»
11. Знакомство с буквой С.
Логопед показывает детям букву С и спрашивает:
– На что похожа буква С?
– Давайте напечатаем букву С в воздухе, а теперь на столе.
12. Игра: «Покорение вершин».
Логопед вывешивает на доску плакат и предлагает детям прочесть слоги, двигаясь от подножья к вершине и наоборот.
13. Игра: «Буква потерялась».
Логопед вывешивает на доску плакаты со словами, в которых пропущены буквы.
– Сова придумала еще одно сложное задание, написала слова, но в них пропущены буквы.
Вам необходимо догадаться какие это буквы, вставить их, и прочесть полученные слова.
14. Игра-соревнование: «Кто больше составит слов из слогов».
Первая команда КО, СА, СИ, МА, САН, КИ коса Сима санки |
Вторая команда ЛИ, СА,СА, ША, ДОС, КА лиса Саша доска |
Дети делятся на две команды и подходят к столам, на которых разложены слоги.
15. Упражнение: «Составь предложение»
Логопед предлагает посмотреть на схему и составить предложение со словом СИНИЦА.