Литература
-
Идейно-нравственная основа романа П.В. Санаева "Похороните меня за плинтусом" 2013
Цель урока: обучение анализу образа героя и системы образов в целом; обучение выявлению идейной сути произведения. Задачи урока: познакомить с биографией писателя; проанализировать основные образы произведения; обсудить проблемы, поставленные автором; учить систематизировать, выделять главное, обобщать. Основные этапы занятия: слово учителя; брейншторм с элементами беседы; подведение итогов.
-
Идейно-образная система поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2013
Задачи урока: рассмотреть основные образы поэмы с точки зрения выражения в них авторской идеи; понаблюдаем, как Лермонтов использует эти возможности и как конструкции с однородными членами работают в языке художественного произведения для выражения авторской идеи.
-
Идейно-тематический анализ рассказа А.П. Чехова «Баран и барышня» 2014
Урок литературы посвящен анализу рассказа А.П. Чехова «Баран и барышня». Приемы анализа художественного текста позволят учащимся быстро и правильно определять тему текста, авторскую позицию и формулировать проблему или вопрос, что необходимо для сочинения.
-
Идейно-художественная роль антитезы в рассказе И.А. Бунина "Холодная осень" 2009
В статье проанализирована идейно-художественная роль антитезы в произведении «Холодная осень» на уровне сюжета, композиции, хронотопа, пространства, системы образов, художественно-изобразительных средств; выявлены особенности «бунинской» антитезы. Материалы статьи могут пригодиться при подготовке уроков литературы в 11-м классе.
-
Идейно-художественное своеобразие "Повести о Петре и Февронии Муромских" 2009
Цель урока: показать значимость “Повести о Петре и Февронии Муромских” в формировании нравственных семейных ценностей. Первая часть урока – защита ученических презентаций, которые были самостоятельно созданы в группах или "историков", или "литературоведов". Оценивать проекты будет экспертный ученический совет. Вторая часть урока – дискуссия, результат – ответ на вопрос: «В чем основная ценность книги? Какие жизненные ценности утверждаются в ней?»
-
Идейно-художественное своеобразие в рассказе Бориса Пильняка "Без названия" 2013
В школьной практике нередко приходится сталкиваться с тем, что учащиеся, прочитав произведение, не способны оценить мастерство писателя, понять авторский замысел. Воспитать читателя, способного «расшифровать» язык художественного произведения и получить от этого удовольствие, - вот цель работы учителя. Поэтому считаю необходимым проведение уроков, построенных на подробном текстовом анализе.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад" 2011
Активизировать знания учащихся о своеобразии художественного мира А.Блока и поэтики символизма; раскрыть идейно-художественное своеобразие поэмы А.Блока "Соловьиный сад". Продолжить формирование умения анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, с учетом его жанрового своеобразия.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник" 2012
Цель урока: раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»; проследить развитие образа Петра Первого в творчестве поэта; учить анализировать информацию, обобщать и систематизировать; выразительно читать.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник". 10-й класс 2018
Цели и задачи урока: раскрыть идейное и художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»; проследить развитие образа Петра Первого в творчестве А.С.Пушкина; развивать умение работать с информацией, обобщать ее и систематизировать; развивать творческие способности учащихся через выразительное чтение, умение анализировать поэтический текст.
-
Идейно-художественное своеобразие поэмы Александра Блока "Двенадцать" 2022
Цель урока: прочитать поэму «Двенадцать», понять основную идею, выявить особенности в изображении Блоком революции, рассмотреть образы и символы, используемые поэтом для раскрытия замысла.
-
Идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина "Подсолнух" 2010
На уроке литературы в 11-м классе учащиеся через идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина «Подсолнух» учатся находить художественные средства выражения и определять их роль в произведении, определяют идею произведения, авторскую позицию, знакомятся с понятиями: "образ праведника", "реминисценция".
-
Идейно-художественное своеобразие рассказа Н.С. Лескова "Неразменный рубль". Подготовка к написанию сочинения 2014
Данный материал для подготовки к написанию сочинения в 6-м классе может быть использован при изучении творчества Н.С. Лескова. Данный урок позволяет задуматься над такими вопросами: кто мы, каково наше предназначение, зачем человек приходит в этот мир? Урок подготовит учащихся к написанию сочинения.
-
Идейно-художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2014
Статья посвящена возможной реализации в рамках урока цели: раскрыть идейно-художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", опираясь на статью учебника, развивая навыки работы с текстом; анализировать и обобщать материал, представляя его в виде схем; отрабатывать навыки работ в группе, преследуя общие цели в достижении результата, учить умению слушать других и работать сообща.
-
Идейно-художественный анализ повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2008
Фрагменты урока с использованием идейно-художественного анализа, при раскрытии конфликта в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель".
-
Идея и художественные средства воплощения в поэме А.А. Ахматовой "Реквием" 2012
На рубеже прошлого и нынешнего столетия, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Урок-лекция в 9-м классе знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэтессы.
-
Идея легенды Н.А. Некрасова "О двух великих грешниках" 2012
Урок литературы формирует у учащихся навыки осознанной работы с текстом, развивает умение свободно аргументировать свои мысли, найти ответ на один из самых сложных вопросов греха убийства.
-
Идея подвига во имя общего счастья в романтическом произведении М.Горького 2010
Урок в рамках авторской технологии «Перспектива» методиста ТОИПКРО Т.А. Прищепа. Групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. Использование приема «цветные шляпы мышления – типы мышления» Эдварда де Боно.
-
Из всех чудес единственное чудо (по повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет") 2016
Частный случай поэтизирован А.И.Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется, по его мнению, “только один раз в тысячу лет”. Любовь, по Куприну, “всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть”. Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчёркивают их красоту. Можно сказать, что в “Гранатовом браслете” выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве.
-
Из истории русского романса 2013
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени.
-
Из опыта использования методики педагогических мастерских в обучении литературе 2007
Полноценный урок литературы сегодня – это урок мысли и чувства, эстетических переживаний и "добывание" знаний о людях, о жизни, о литературе. Атмосфера искусства, атмосфера творчества и сотворчества на уроках создается увлеченным отношением учителя к предмету, постановкой волнующих школьников нравственных, эстетических, политических, психологических проблем, характерных для изучаемого произведения. Представляю вашему вниманию педагогическую мастерскую "Поговорим о милосердии" (по рассказу В.П. Астафьева "И милосердия..."). Урок проводится в 5-м классе после изучения произведения В.П. Астафьева "Васюткино озеро".
-
Из опыта практической работы. Комплексный творческий проект учащихся 8-х классов: "Мы играем "Ревизор" 2006
В статье представлена краткая история развития и основные особенности использования проектной технологии в школе. На конкретном примере показана специфика проектной работы по литературе, представлены этапы работы, способы вовлечения в работу учащихся разного уровня, приведено конкретное планирование работы в течение учебного года, представлены конкретные результаты творческой деятельности ребят.
-
Из опыта преподавания литературного чтения детям с ограниченными возможностями здоровья 2019
В статье мы знакомим с приемами надомного и дистанционного обучения ребенка-инвалида литературному чтению в начальных классах согласно нашему опыту работы в МБОУ «СШ № 2» г.Смоленска. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ регламентирует воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (Статья 79) [1].
-
Из опыта проведения учебных занятий русского языка и литературы в 5-м классе по обновлённым ФГОС 2022
Школьное образование в России, постоянно находится в процессе реформирования. В настоящее время, особенно актуальным направлением, является внедрение обновленных ФГОС, регулирующих школьное образование, в том числе и на уроках русского языка и литературы. В основном документе, регулирующем школьное образование (ФГОС), подчёркнуто значение самостоятельного овладения школьниками знаниями и умениями в процессе творческой самостоятельной деятельности, в связи с чем особое внимание уделено интеллектуальному и речевому развитию обучающихся, в частности – на уроках русского языка. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы проведения учебных занятий по русскому языку и литературе в 5-м классе по обновленным ФГОС.
-
Из опыта работы в творческих мастерских на уроках литературы 2006
Творческое отношение к любому делу под силу каждому. Творчество заложено в детях самой природой. Технология мастерских призвана развивать творческие способности, мышление.
-
Из опыта работы по сопоставительному анализу лирических произведений различных авторов: стихотворения А.С. Пушкина "К*" и стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе…" 2010
Сопоставительный анализ лирических произведений различных авторов - сложнейшая тема для учащихся средней школы. У ребят, когда они получают задание, возникает неуверенность в способности научиться этому виду работы. Но это интереснейшая работа, она существенно развивает мышление, способность анализировать, сопоставлять.
-
Из опыта работы. "Информационно-ценностный подход в обучении чтению со звуковым ориентиром (методика А.М. Кушнира) 2011
Система работы по обучению чтению со звуковым ориентиром, применяемая автором статьи, заинтересовывает детей с первого дня обучения в школе, учит самостоятельно мыслить и действовать, способствует творческому сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и родителем, создает высокую мотивацию учения, способствует формированию высоконравственной личности и глубоких патриотических убеждений.
-
Из сказок жизни 2011
Каждый человек должен ощущать свою принадлежность к религии, даже если он не религиозный человек. Духовное возрождение должно начинаться с семьи. На уроке учащиеся знакомятся с рассказом Н.С. Лескова "Христос в гостях у мужика". Рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику Тимофею Осиповичу и как научен был мужик устроить в своем сердце ясли для рожденного на земле Христа.
-
"Из-под каких развалин говорю, из-под какого я кричу обвала" (Поэзия А.А. Ахматовой) 2007
"Она заслужила глубокое признание мужеством души и величием таланта", – сказал об А.А.Ахматовой поэт Е. Евтушенко. Точнее не скажешь!
-
Изложение с продолжением как средство обучения учащихся выражению самостоятельных мыслей и приобщения к нравственным ценностям 2008
Данная работа представляет собой литературную разработку методической темы учителя по русскому языку "Изложение с продолжением как средство приобретения учащимися опыта изложения самостоятельной мысли". Творческие работы учащихся анализируются с точки зрения их нравственной оценки, умения увидеть главное в недочитанном учителем произведении и продолжить его, не нарушая логики содержания.
-
Изложение с элементами сочинения 2012
Материал к уроку развития речи учит писать изложение с элементами сочинения по рассказу В.Гроссмана «Авель (Шестое августа)» и предназначен для работы АПЛ № 11. Презентация к уроку дает дополнительные возможности для запоминания курса, обогащает содержание.