Идейно-тематический анализ рассказа А.П. Чехова «Баран и барышня»

Разделы: Литература


Целевой компонент урока.

Педагогические цели:

1. Организовать работу по комментированному чтению рассказа.

2. Организовать и активизировать работу обучающихся в парах и группах.

3. Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.

4. Создать обстановку, благоприятную для учебной работы.

Ожидаемый результат.

Познавательные УУД. Учащиеся осмысленно читают текст, делят его на части, в каждой части выписывают ключевые слова и словосочетания, находят авторскую позицию и умеют выделять проблемы, поставленные в рассказе писателем.

Личностные УДД. Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, проявляют творчество и активность на уроке.

Коммуникативные УУД. Учащиеся умеют работать в парах и группах, высказывать и обосновывать свою точку зрения, получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

Регулятивные УУД. Учащиеся могут выделять и осознавать то, что усвоенои что еще нужно усвоить.

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Организационные формы урока: индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.

Оснащение урока:

- кластер,

- раздаточный материал (рассказ),

- рабочие тетради по литературе,

- карточки для устной рефлексии (“Мне было интересно, когда...”, “Мне понравилось...”, “Мне было трудно, когда...”).

План урока

Этапы урока.

Организационный. Приветствие. Настрой обучающихся на работу.

Создание учебной мотивации. Перед вами текст рассказа А.Чехова “Баран и барышня” в формате части В ЕГЭ. Если бы попался такой текст на экзамене, надо было бы написать сочинение. Поэтому необходимо владеть разными способами анализа текста.

Стадия вызова. Актуализация прежних знаний. Создать кластер, в центр которого вынесен вопрос: что вы ожидаете от рассказа с таким названием?

Умение анализировать текст помогает находить авторскую позицию и проблемы, которые поднимает писатель. Однако довольно трудно сразу в художественном тексте выделить эти проблемы или вопросы. Для этого нужно найти идею, то есть ради чего написан текст или чему учит. Но очень часто возникает проблема: непонимание текста.

Стадия осмысления. Комментированное чтение. Работа в группах. Текст читается вслух и делится на части. Деление на части связано с какими-то событиями, которые привели к изменениям состояния главного действующего лица. Данный рассказ можно разделить на 3 части. В каждой части необходимо выписать ключевые слова или словосочетания. Если есть необходимость дать объяснение словам таким, как “Морфей, надворный советник, конфуз”. В результате получилось, что в первой части милостивый государь ощущал смертельнейшую скуку и мечтал только об одном: чем бы развлечься?; граница второй части рассказа начинается с того, что появляется барышня с определенной просьбой, и у милостивого государя появилась возможность интересно провести время, действительно скука исчезла; в третьей части выясняется, что барышня ошиблась подъездом, но уже было поздно, а милостивый государь уехал в театр, проявив явное равнодушие к ее проблемам. Свое мнение к подобной ситуации А.Чехов выразил уже в названии, обозвав милостивого государя “бараном”. Таким образом, автор на стороне барышни, и обвинять ее в наивности не стоит. У милостивого государя было много вариантов поведения: если бы он был порядочным, честным чиновником, он мог бы сразу сказать, что она не к тому попала; а если все же он ее задержал, то мог бы предложить деньги за билет, тем более , что он служит в банке. Значит проблема в рассказе А.Чехова связана с такими понятиями, как равнодушие, безразличие.

Рефлексия. Оценка и самооценка учащихся.

Возврат к кластеру. Насколько оправдались ожидания от рассказа с таким названием? Какие впечатления остались у вас после прочтения рассказа? Читая рассказы и рассматривая их пристальней, мы выяснили, что А.Чехову с удивительной простотой удается при таком малом объеме произведения, изображая повседневную жизнь и обычных людей, иронизировать человеческие недостатки.