Литература
-
Изучение лирических произведений в школе для детей с нарушениями слуха 2021
В статье раскрыты особенности изучения лирики в школе для детей с нарушениями слуха, а также специфика восприятия лирических произведений данной категорией обучающихся.
-
Изучение лирических произведений на уроках литературного чтения в начальной школе 2009
Художественная литература несёт в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. В процессе чтения художественного произведения у ребенка накапливается опыт разнообразных читательских переживаний.
-
Изучение литературы постреалистического направления в 11-м классе 2009
Актуализация темы – это формирование навыков работы с текстами, развитие навыков исследования произведений малых жанров и, как следствие, - научно-исследовательские работы учащихся. В программе излагается содержание материала и темы научно-исследовательских работ учащихся, приводится разработка урока по теме «Многомерность бытийного пространства в рассказе В.Маканина «Кавказский пленный».
-
Изучение медитативной лирики Ф.И. Тютчева в старших классах (презентация к домашнему уроку) 2011
В статье рассматривается специфика изучения медитативной лирики в старших классах, возможности использования ее в учебно-воспитательном процессе, в организации личностного подхода к пониманию художественных текстов, в решении проблем философского отношения к лирическому произведению, что способствует духовному, творческому развитию человека.
-
Изучение новеллы О.Бальзака "Гобсек" в школе 2006
Новелла "Гобсек" – одно из первых произведений Бальзака–реалиста. Она написана в 1830 году и входит в сцены частной жизни "Этюдов о нравах". "Гобсек" Бальзака" – это сложное по жанру и композиции произведение. На уроке разбираются особенности композиции произведения.
-
Изучение норм международного гуманитарного права на уроках литературы "Вокруг тебя – мир…" 2014
Цель пособия – эмоционально подготовить учащихся к осознанному восприятию норм МГП, которые в системе будут изучаться в старших классах. Опыт работы с данным комплексом показал, что детей больше привлекают изучаемые тексты, а не правовые нормы. Поэтому существует необходимость разрешить данную проблему, разработав систему методов, форм и приемов, которые обеспечивали бы не только эмоциональную подготовку к восприятию норм МГП, но и мотивировали бы интерес учащихся к самостоятельным открытиям нового и полезного для себя.
-
Изучение повести «Чертово колесо» башкирского народного писателя Нугумана Мусина. 11-й класс 2013
На уроке анализируется повесть башкирского народного писателя Нугумана Мусина «Чертово колесо». В начале урока проводится лингвистический диктант с последующей взаимопроверкой. Анализ повести начинается с повторения биографии и творческого пути писателя, которые показаны в схематической форме – системе Штейнберга, очень эффективного приема. Анализ текста приврдит к пониманию внутреннего мира героя произведения, развивает аналитическое мышление учащихся.
-
Изучение повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" на уроках литературы. Образ Пугачева 2009
В статье представлена система уроков по изучению образа Емельяна Пугачева, созданного А.С. Пушкиным в повести "Капитанская дочка". Предложенные задания позволяют организовать самостоятельную деятельность учащихся по сопоставительному анализу различных источников информации, исследовать соотношение исторической правды и художественного вымысла в повести.
-
Изучение повести Л.К. Чуковской "Софья Петровна" в школе 2008
Урок выдержан в интерактивной методике полифонической беседы: проблема психологии человека не думающего рассматривается с разных точек зрения. Главная цель учителя – пробудить горячий интерес к творчеству Л.К. Чуковской, уникальной личности в истории русской культуры, человека, спасшего честь русской интеллигенции, автора таких памятников эпохи, как «Записки об Анне Ахматовой», «Памяти детства», «Спуск под воду», «Прочерк» и других так и не прочитанных на глубине произведений.
-
Изучение повести Н.В. Гоголя "Портрет" в свете новой программы 2010
Предлагаемая статья рассматривает изучение повести для студентов техникума в свете новой программы по литературе. Представлен материал для преподавателя литературы по истории создания повести; дан образец семинарского занятия с использованием проблемного метода обучения по теме.
-
Изучение повести Н.В.Гоголя "Портрет" в 8-м классе 2005
В курсе изучения литературы по учебной хрестоматии "В мире литературы" под ред. А. Г. Кутузова одним из наименее рассмотренных в методическом отношении является материал повести Н.В. Гоголя "Портрет". Самой сложной проблемой урока литературы была и остается организация деятельности учащихся, максимально приближенная к тексту.
-
Изучение повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи" 2007
Предлагаются два урока по теме "...Зачем мы все не так, как бы братья с братьями?" Цели: обучение монологическому высказыванию; аналитическому чтению характеристике героя.
-
Изучение поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" на уроках литературы 2007
В статье представлена система уроков по изучению поэмы М.Ю. Лермонтова, сочетающая комплекс педагогических технологий: метод творческого чтения, проблемного изложения материала, технологию системы РО (Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Предложенная система заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах уроков. Особое внимание уделено усвоению теоретических понятий и работе учеников по сопоставительному анализу различных источников информации.
-
Изучение поэмы “Ребенок” известного башкирского поэта Галимова Саляма. 10-й класс 2013
Урок-презентация с системой Штейнберга для изучения поэмы «Бала» («Ребенок») известного башкирского поэта Галимова Саляма знакомит с содержанием поэмы, разбирает сложные нравственные понятия "семья", "семейные отношения", роль ребенка в семье. Урок воспитывает правильное отношение к семейным ценностям, ответственность за свои поступки. Составление кластеров разнообразит урок.
-
Изучение рассказа А.П. Чехова "Размазня" 2009
Проводим увлекательное расследование: из рассказа А.П. Чехова исчезло название и развязка. Проникнем в мастерскую автора и восстановим утраты. Заодно будем отрабатывать умение анализировать текст художественного произведения. И поразмышляем о жизни.
-
Изучение рассказа И.Бунина "Чистый понедельник" (урок-исследование) 2012
Цели урока: активизировать самостоятельность исследовательской деятельности студентов; показать: особенность понимания Буниным любви; противоречивость характера героини; "филологию Бунина"; развивать навыки творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа; прививать любовь к художественному слову, воспитывать чувство патриотизма.
-
Изучение рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" на уроках литературы. Противопоставление Жилина и Костылина 2010
Целью данного урока является развитие навыков сопоставительной характеристики героев; раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; воспитание чувства уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям и окружающим; работа над рассуждением как типом речи; обучение работе над композицией сочинения.
-
Изучение рассказа Марии Ухсай "Утренняя роса" в 5-м классе чувашской школы 2009
Целью урока является выявление темы и основной мысли произведения, раскрытие положительных и отрицательных черт человеческих характеров; также произведение позволяет работать над повышением выразительности чтения.
-
Изучение рассказов А.П. Чехова в 6-м классе КРО (VII вида) 2009
Цели урока – показать социальную структуру общества в данный период; борьба писателя против угодничества, чинопочитания, низкопоклонства; выявить авторскую позицию. Урок способствует воспитанию у детей отрицательного отношения к низкопоклонству, угодничеству, чинопочитанию способствует воспитанию у детей чувства собственного достоинства.
-
Изучение рассказов Бориса Зайцева в старших классах 2011
В программу по литературе 11-го класса имя Бориса Зайцева было включено сравнительно недавно. И здесь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся, показать особый стиль Б.Зайцева.
-
Изучение романа "Преступление и наказание" на уроках литературы. "В Петербурге Ф.М. Достоевского" 2011
В статье автор показывает, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает автор жизнь униженных и оскорбленных. Учащиеся подводятся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
-
Изучение романа В.Каверина «Два капитана» в современной школе (к вопросу об интерактивном обучении на уроках литературы) 2020
В статье представлена разработка урока литературы по теме «Изучение романа В.Каверина «Два капитана» с использованием методов и приемов интерактивного обучения: QR-кодов, создание дневников, приемов, направленных на формирование функциональной грамотности.
-
Изучение романа Жюля Верна "Таинственный остров" 2010
Данный цикл уроков посвящен изучению творчества французского писателя Жюля Верна и его роману «Таинственный остров». Дети приобщаются к миру приключений и фантастики, им прививается любовь к чтению. Также идёт приобщение детей к совместному чтению с родителями. У детей развивается умение прочитывать, прослушивать и анализировать текст.
-
Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
Дидактический материал к урокам литературы. Урок представляет собой систему вопросов и ответов. Задавая тот или иной вопрос, учитель далеко не всегда может надеяться на получение правильного ответа. Часто на вопрос и вовсе нет одного правильного ответа (вместо него ряд вариантов, которые текст более или менее допускает). Подобные ситуации совершенно естественны. В конечном итоге нам нужен ученик, умеющий и любящий думать над книгой, окончательный же ответ на вопрос может дать сам учитель.
-
Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в 10-м классе. "Нравственные пути искания князя Андрея Болконского" 2007
Урок литературы в 10-м классе раскрывает нравственные пути искания главных герое романа Л.Н. Толстого "Война и мир", проблемы становления и совершенствования человека - участника исторических событий и жизни народа.
-
Изучение романа Л.Н. Толстого "Война и мир" в среднем профессиональном учебном заведении (методические рекомендации) 2008
Недостаточное количество часов, выделяемое на изучение романа "Война и мир", осложняет задачу преподавателя. Помочь в решении задачи текстуального изучения романа Л.Н. Толстого в течение 8–10-х учебных часов призваны развернутые планы, предлагаемые в данном конспекте.
-
Изучение романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2014
Сегодня важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих гуманистов-мыслителей дать ориентиры новому поколению читателей, силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его сознание. Особое значение имеет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Статья знакомит с активными формами и методами при изучении романа: беседа, лекция, концерт, опрос, презентация, сочинение-миниатюра, семинар и др.
-
Изучение русской литературной критики в старших классах как методологическая проблема 2020
При очевидной необходимости изучения курса литературной критики в настоящее время она зачастую оказывается исключенной из образовательного процесса, так как влечет за собой затруднения как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. Одной из главных причин является дефицит учебного времени, которое практически полностью отводится на изучения самих художественных произведений, в то время как литературная критика отходит на второй план и часто изучается “обзорно”, либо переводится во внеклассную деятельность.
-
Изучение русской народной сказки на уроках литературы по программе Т.Ф. Курдюмовой 2009
Автор представляет систему уроков по изучению русской народной сказки и выделяет 4 этапа: знакомство с жанром, аналитическая работа с текстом, самостоятельное осмысление художественного произведения и создание учениками своих сказок по предложенным образцам. Разработка поможет учителю создать у учащихся представление о жанре и подготовить к написанию домашнего сочинения.
-
Изучение современной драматургии в выпускном 11-м классе 2008
Литературное образование в старших классах средней школы невозможно без изучения новейшей русской литературы. Не соприкоснувшись с ней, молодой человек не сможет своим сознанием жить в новом времени. Особое внимание при изучении новейшей литературы необходимо уделить драматургии, поскольку драматические произведения наиболее остро раскрывают противоречие эпохи. Изучению современной драматургии целесообразно отвести два урока.