Из опыта работы. "Информационно-ценностный подход в обучении чтению со звуковым ориентиром (методика А.М. Кушнира)

Разделы: Литература


В современных условиях все более актуально заявляет о себе проблема непрерывного образования и самообразования. В значительной степени эффективность самообразования, как и образования в целом, опосредована развитием навыка чтения, поскольку книга по-прежнему является одной из основных форм передачи человеческого опыта, обмена информации. Однако уровень развития навыка чтения у массового читателя остается низким, большинство людей читают со скоростью не превышающей 150-200 слов в минуту.

Основа навыка чтения закладывается в семье и в начальной школе. Анализ развития навыка чтения у младших школьников в контексте особенностей социальной ситуации развития каждого ребенка обнаруживает, что в значительной степени качество чтения зависит от времени, которое уделяют ребенку в семье родные, от количества детских книг в доме, от того, часто ли читают сами взрослые. В школах-интернатах, где школьное обучение представлено в “чистом” виде, проблема беглого чтения остается актуальной вплоть до 6-8-х классов. Не зависимо от методической правильности домашних способов обучения, именно домашнее обучение или влияние в какой-либо форме определяет успешность овладение чтением.

В начале моей работы столкнулась с проблемами:

  • у детей долго формируется навык слияния слогов;
  • длительное время протекает процесс чтения по слогам;
  • не вырабатывается длительное время беглость чтения;
  • слабое поле зрения;
  • слабое понимание прочитанного, низкий уровень анализа текста;

Поиск решения этих проблем привел к необходимости найти тот путь, который станет ведущим. Я встретилась с автором методики “Ускоренное обучение чтению со звуковым ориентиром” А.М.Кушниром (город Благовещенск, Амурской области), несколько раз встречалась с учителями, проводившими этот эксперимент, смотрела уроки, решила сама освоить данную методику.

А теперь я решила данную методику применить с детьми коренной национальности народов Севера, т.к. дети тундровиков живут изолированно и многие не знают русского языка.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Система моей работы по обучению чтению со звуковым ориентиром заинтересовывает детей с первого дня обучения в школе, учит самостоятельно мыслить и действовать, учить изменению общения и переходить к творческому сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и родителем, создает высокую мотивацию учения, способствует, таким образом, формированию высоконравственной личности и глубоких патриотических убеждений.

А что может быть примером в развитии всех этих качеств – речь, только речь хорошо говорящих людей вокруг, как основой чтения – только чтение взрослого. Весьма показательной в этом плане является ситуация развития детей народностей Севера, дети растут изолированно, говорят только на родном языке. Они практически ничего не знают о культуре речи и чтения на русском языке. А методика чтения со звуковым ориентиром помогает детям быстрее освоить русский язык и чтение на русском языке, обогатить словарный запас, так как они слышат эталонное чтение учителя.

В своей работе я использую методические рекомендации и научные статьи А.М. Кушнира, такие как “Азбука чтения. Как правильно учить читать”, “Что сказать родителям о домашнем обучении чтению”, “Зачем ребенок приходит в школу”, “Не спрашивай, а делай”, “Педагогика грамотности”, “Технологическая карта развития навыка устного выступления”, Полевская М.Ф. “Организация нестандартных форм обучения первоклассников в системе информационно-ценностного подхода”, “Об опытно-экспериментальной работе по обучению чтению в школах Амурской области”.

 УСПЕХИ И ТРУДНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информационно-ценностный подход в обучении моих учеников и обучение чтению со звуковым ориентиром обладает немалыми преимуществами по сравнению с традиционными методами. Трудностей звукослияния дети не знали, так как любое читаемое слово для них заранее было “слито”, то есть было живое слово. Все особенности русской графики и ее соотношение с фонетической системой были усвоены ребятами практически без каких-либо правил. Первоклассники, обучающиеся по новому подходу, не заметили, как научились читать. Из 26 учеников читающих на 1 сентября было 2 человека, на 20 октября не читающих не было. Сейчас, в 3 классе, дети свободно высказывают свое мнение. Не боятся быть не понятными (есть дети, которые слабо владеют русским языком). Главным признаком этого подхода является ситуация успеха у каждого ученика, полное отрицание принуждения, упор на формирование личности младшего школьника. Учеников я не принуждаю, не заставляю, а создаю такую атмосферу на уроке, чтобы маленькому ученику самому захотелось включиться в деятельность, а самое главное – получить от работы удовлетворение, радость от познания, от труда дать простор свободно передвигаться, высказывать собственные мысли сейчас, сию минуту. А для этого не стоит поднимать руку и ждать, когда заметят. Я очень рада как дети готовятся к истории и окружающему миру, подбирают дополнительную литературу не только в школьной и сельской библиотеках, но и в интернете (о раскопках, об изготовлении бумаги, на чем писали в древности, об экзотических животных и растениях, о жизни народов в древности, об одежде).

СУЩНОСТЬ ОПЫТА

Как заинтересовать детей 6-7-летнего возраста учебным трудом с первого дня обучения в школе? Как научить малышей самостоятельно мыслить и действовать, как изменить общение, чтобы отойти от разнообразного, строго регламентированного общения и перейти к творческому сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и родителем?

В работе использовала опыт учителей Крыловой Г.П., Чернышковой М.П., Иващенко Т.И. Цель такой нетрадиционной методики – привить любовь к чтению и такое желание читать, чтобы чтение стало и радостью и трудом души и пользой, чтобы воспитывало человека с широким кругозором. Для работы необходим магнитофон, на котором предварительно записываются тексты для чтения. А учитель на уроке, включив магнитофон, помогает детям, контролирует их работу.

Обучение чтению состоит из следующих этапов. Первый шаг к овладению чтением – знакомство с буквами. Второй шаг – переход к слиянию букв и слогов. Я, сопровождая движение указки по тексту собственным громким чтением и наоборот, постепенно подвожу детей к тому, что они оказываются в состоянии сопровождать чтение учителя пальчиком по строке самостоятельно. Третий шаг предполагает специальную подготовку зрительного анализатора. Глаза читающего находятся в том месте, которое сию минуту звучит с магнитной ленты.

Теперь я предлагаю детям читать шепотом вместе с диктором. В начале ребенок способен произносить вслух вместе с диктором лишь окончания слов. А затем возникает чтение всего слова.

Следующий этап – закрепление навыка громкого чтения. Он происходит постепенно. Следует обратить внимание на то, что слабые ученики не мешают двигаться вперед сильным, а сильные не создают у слабых ситуацию неуспеха – все слишком заняты. Интересный сюжет, магнитофон постоянно поддерживает ритм работы, слабые достаточно хорошо понимают содержание, что позволяет им активно участвовать в его обсуждении. быть успешным при оценке понимания, внимательности, у учителя есть время дойти до каждого.

Следующий этап – совершенствование выразительного чтения, овладение интонацией. Сменяя друг друга, цепочкой, дети читают вслух вместе с диктором по две-три минуты, подражая всем нюансам произведения. При этом желательно использовать записи детских произведений – пьес, сказок в исполнении профессиональных актеров. Дети все чаще стали самостоятельно ходить в библиотеку и рассказывать товарищам о прочитанных произведениях. Примитивные вопросы исключаются категорически.

Дальнейшая работа по совершенствованию способности читать направлена на умение читать про себя (быстрому чтению). Поэтому я стала использовать два варианта урока – обучение выразительному, эмоциональному, и обучение быстрому чтению. Для достижения положительного результата требуется читать на уроке 60– 70 % учебного времени. В несколько раз увеличивается объем материала, который дети успевают освоить. Поэтому особое значение приобретают все традиционные способы контроля понимания текста, внутренней работы по осмыслению содержания. Ответы на вопросы по поводу сюжета, обсуждения и пересказы должны непременно выражать личное отношение ребенка к информации. У ребенка не бывает информационных перегрузок – бывает переутомление в связи с отрицательными эмоциями по поводу неуспеха, скуки, обиды, страха

Надо помнить, что подряд дважды слушать или читать одно и то же неинтересно, скучно, бессмысленно, глупо. Книжка за книжкой. Дважды один и тот же рассказ не читается. Надо знать, каждый движется своим ходом, но каждый стремится к успеху. Поощрять малейшие успехи, создавать видимость успеха там, где его нет. Радостный ребенок бежит, грустный – плетется, сердитый думает о другом.

Не надо тратить время на “ обсуждения” с помощью наводящих вопросов. Надо дождаться мгновенья, когда малыш, распираемый изнутри сведениями, эмоциями, сам начнет судить. Проверить качество усвоения информации можно за пару минут у всех с помощью десятка вопросов или утверждений из текста с искажениями и без, предполагающих односложную реакцию “да”-“нет” На уроке как минимум 3\4 времени должно быть использовано на чтение со звуковым ориентиром. Не надо объяснять ребёнку, как надо понимать художественное произведение прежде, чем он его прочтет. Спросите, как он понял.

Данная методика эффективна лишь при условии ее полного использования, разумеется, с привлечением методического арсенала традиционной методики.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

  • чтение со звуковым ориентиром должно занимать на уроке не менее 30 минут;
  • разнообразие на уроке обеспечивается не множеством приемов работы, а большим количеством, новизной и привлекательностью материала для чтения, поэтому все тексты читаются только один раз;
  • прочитанное обязательно обсуждается;
  • оценивается не техника чтения, а понимание, переживание прочитанного;
  • полностью исключается из обихода чтение по слогам (в том числе и дома);
  • родители должны быть поставлены в известность о вредности чтения по слогам и проинструктированы о том, как организовать и обеспечить домашнее чтение ребенка в период автоматизации навыка;
  • день начинать с музыки,

В заключение – несколько слов об эффективности предлагаемой системы обучения.

  1. Техника чтения вслух к концу первого года обучения в среднем не ниже уровня 2 класса по темпу, выразительности и осмыслению.
  2. Чтение про себя не хуже уровня 3 класса.
  3. Объем чтения в пределах учебного времени возрастает в 3-4 раза.
  4. Читательская активность в среднем выше в 3-4 раза (по данным сельской и школьной библиотек).
  5. Урок чтения – самый любимый урок почти для всех детей (90% и более).

Продолжение работы

Комплект видео (представлен частично, за полным комплектом обращайтесь, пожалуйста к автору)