Из опыта работы по сопоставительному анализу лирических произведений различных авторов: стихотворения А.С. Пушкина "К*" и стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе…"

Разделы: Литература


Урок начинается с того, что учитель дает четкое представление о том, что в поэзии нельзя все сопоставлять. Существует частичная несопоставимость, а чаще всего полная противоположность и невозможность никакого сопоставления литературных произведений и авторов. Необъятное объять нельзя.

Далее учащиеся делают доклады по плану, где указывают на множество внешних различий между поэтами.

А.С.Пушкин

1.Эпоха. 1799-1837 гг.

2. Судьба

3. Характер

4. Литературное направление

5. Стиль языка

6. Традиции и новаторство

А.А. Блок

1. Эпоха.1880 - 1921 гг.

2. Судьба

3. Характер

4. Литературное направление

5. Стиль языка

6. Традиции и новаторство

В подборе материала по данному плану затруднений не возникает, его достаточно в учебнике.

Учитель делает вывод, что можно проводить сопоставительный анализ произведений, которые имеют только близкое тематическое и идейное звучание. Такими произведениями являются стихотворения "К***" и "О доблестях, о подвигах, о славе:" (из цикла "Возмездие")

При сопоставительном анализе мы ставим два четких, конкретных вопроса:

  • как осмысливается и оценивается поэтами один и тот же факт?
  • как проявляется в отношении к нему личность художника?

Далее проводится беседа и наблюдение над текстами стихотворений.

Какова тема стихотворений?

Это тема любви к женщине, А.П. Керн и Л.Д. Менделеевой

Случайно ли обратились поэты к этой теме?

Нет. В стихотворении А.С. Пушкина описана именно та любовь, которая была до невозможности ему необходима, чтобы возникло чувство гармонии и жизни в душе, высокая одухотворенность. А.А. Блок тоже мучительно ощущал отсутствие гармонии в "страшном мире", его катастрофическую хаотичность. Он не чувствовал гармонии и в своей душе, без нее же было невозможно жить, ее могла принести тоже только любовь. Она была призвана "заклясть хаос" и в душе поэта, и в окружающем мире, открыть высокий смысл жизни.

Так что повод для написания стихотворений о любви одинаковый.

Что еще общее в этих стихотворениях?

В результате наблюдения над текстами составляется таблица цитат, указывающих на общность.

А.С. Пушкин А.А. Блок
1.Передо мной явилась ты 1.Передо мной стояло на столе
2.И я забыл твой голос нежный 2.И я забыл прекрасное лицо
3.Шли годы. Бурь порыв мятежный 3.Летели дни, крутясь проклятым роем
4.Душе настало пробужденье 4.И вспомнил я тебя пред аналоем
5. Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты
5.Ты милая, ты нежная, нашла

Итак, видим, что определенная общность стихотворений несомненна, но она не только в похожести цитат, она в единстве темы, главной мысли.

У Пушкина образ любимой - "мимолетное виденье: гений чистой красоты", с "милыми чертами", с "небесными чертами", "нежным голосом", она такая тихая и в первое мгновенье, и когда "бурь порыв мятежный/ Рассеял прежние мечты", и после дней "в глуши, во мраке заточенья". Речь идет о красоте особого рода - тонкой, чистой духовной красоте, не изменяющейся под натиском времени. С ней связана творческая, духовная жизнь поэта, высокий взлет его нравственных чувств. "Душе настало пробужденье: воскресли вновь и божество, и вдохновенье". В такой любви поэт видит великий духовный смысл. Явившись в мир, "где бурь порыв мятежных" кончается "мраком заточенья", она открывает возможность творить. Такое становится реальным, потому что душа самого поэта открыта любви, чувства самого поэта высокие, прекрасные, цельные и неизменные, вечные и постоянные.

У Блока рассказывается также о величайшей роли любви в его жизни: "О доблестях, о подвигах, о славе я забывал:, когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло:" Слово "сияло" говорит и о земной красоте любимой, и о возвышенности чувства героя к ней. На звездную высоту поднимает возлюбленную ее "синий плащ". В символике Блока синий цвет - это цвет, связующий миры: реальный и божественный, и, следовательно, он придает любимой божественность, делает ее недостижимой

Но у Блока описана чисто земная, страшная развязка отношений. Героиня "в синий плащ печально завернулась: в сырую ночь:из дому ушла". Торжественно и горько звучат эти слова, происходит драма любви, вечное расставание, будто заканчивается жизнь. Без любимой "летели дни, крутясь проклятым роем:/ Вино и страсть терзали жизнь мою:". Герой вспоминает теперь о любви только "пред аналоем", т.е. в церкви, именно там, так как его любовь была священной, высокой, божественной, как у Пушкина, идеальной.

В отличие от Пушкина, финал стихотворения Блока трагичен. Это произведение "страшного мира". Лирический герой Блока, пережив расставание с любимой, ее "лицо в его простой оправе своей рукой убрал : со стола". Он "бросил в ночь заветное кольцо"

Эти строки можно понимать по-разному. "Убрал", т.е утратил высокий "звездный" идеал любви. "Своей рукой" - это признание, что он лично виноват в том, что высокая любовь в прошлом. Но как бы их не понимать, "возмездие" пришло, герою теперь только "снится плащ твой синий".

Однако при всех трагических изменениях в жизни героя, когда теперь "уж не мечтать о нежности, о славе", любовь все же снится. Сны - отзвук счастья минувшего в высокой любви.

При всех различиях своего духовного мира, отношения к любви, ее переживания оба поэта показали возвышенность и благородство любви, ее нетленность в любых мирах, любых временах.

Любовь - это божественное и общечеловеческое.