Урок начинается с того, что учитель дает четкое представление о том, что в поэзии нельзя все сопоставлять. Существует частичная несопоставимость, а чаще всего полная противоположность и невозможность никакого сопоставления литературных произведений и авторов. Необъятное объять нельзя.
Далее учащиеся делают доклады по плану, где указывают на множество внешних различий между поэтами.
А.С.Пушкин 1.Эпоха. 1799-1837 гг. 2. Судьба 3. Характер 4. Литературное направление 5. Стиль языка 6. Традиции и новаторство |
А.А. Блок 1. Эпоха.1880 - 1921 гг. 2. Судьба 3. Характер 4. Литературное направление 5. Стиль языка 6. Традиции и новаторство |
В подборе материала по данному плану затруднений не возникает, его достаточно в учебнике.
Учитель делает вывод, что можно проводить сопоставительный анализ произведений, которые имеют только близкое тематическое и идейное звучание. Такими произведениями являются стихотворения "К***" и "О доблестях, о подвигах, о славе:" (из цикла "Возмездие")
При сопоставительном анализе мы ставим два четких, конкретных вопроса:
- как осмысливается и оценивается поэтами один и тот же факт?
- как проявляется в отношении к нему личность художника?
Далее проводится беседа и наблюдение над текстами стихотворений.
Какова тема стихотворений?
Это тема любви к женщине, А.П. Керн и Л.Д. Менделеевой
Случайно ли обратились поэты к этой теме?
Нет. В стихотворении А.С. Пушкина описана именно та любовь, которая была до невозможности ему необходима, чтобы возникло чувство гармонии и жизни в душе, высокая одухотворенность. А.А. Блок тоже мучительно ощущал отсутствие гармонии в "страшном мире", его катастрофическую хаотичность. Он не чувствовал гармонии и в своей душе, без нее же было невозможно жить, ее могла принести тоже только любовь. Она была призвана "заклясть хаос" и в душе поэта, и в окружающем мире, открыть высокий смысл жизни.
Так что повод для написания стихотворений о любви одинаковый.
Что еще общее в этих стихотворениях?
В результате наблюдения над текстами составляется таблица цитат, указывающих на общность.
А.С. Пушкин | А.А. Блок |
1.Передо мной явилась ты | 1.Передо мной стояло на столе |
2.И я забыл твой голос нежный | 2.И я забыл прекрасное лицо |
3.Шли годы. Бурь порыв мятежный | 3.Летели дни, крутясь проклятым роем |
4.Душе настало пробужденье | 4.И вспомнил я тебя пред аналоем |
5. Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты |
5.Ты милая, ты нежная, нашла |
Итак, видим, что определенная общность стихотворений несомненна, но она не только в похожести цитат, она в единстве темы, главной мысли.
У Пушкина образ любимой - "мимолетное виденье: гений чистой красоты", с "милыми чертами", с "небесными чертами", "нежным голосом", она такая тихая и в первое мгновенье, и когда "бурь порыв мятежный/ Рассеял прежние мечты", и после дней "в глуши, во мраке заточенья". Речь идет о красоте особого рода - тонкой, чистой духовной красоте, не изменяющейся под натиском времени. С ней связана творческая, духовная жизнь поэта, высокий взлет его нравственных чувств. "Душе настало пробужденье: воскресли вновь и божество, и вдохновенье". В такой любви поэт видит великий духовный смысл. Явившись в мир, "где бурь порыв мятежных" кончается "мраком заточенья", она открывает возможность творить. Такое становится реальным, потому что душа самого поэта открыта любви, чувства самого поэта высокие, прекрасные, цельные и неизменные, вечные и постоянные.
У Блока рассказывается также о величайшей роли любви в его жизни: "О доблестях, о подвигах, о славе я забывал:, когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло:" Слово "сияло" говорит и о земной красоте любимой, и о возвышенности чувства героя к ней. На звездную высоту поднимает возлюбленную ее "синий плащ". В символике Блока синий цвет - это цвет, связующий миры: реальный и божественный, и, следовательно, он придает любимой божественность, делает ее недостижимой
Но у Блока описана чисто земная, страшная развязка отношений. Героиня "в синий плащ печально завернулась: в сырую ночь:из дому ушла". Торжественно и горько звучат эти слова, происходит драма любви, вечное расставание, будто заканчивается жизнь. Без любимой "летели дни, крутясь проклятым роем:/ Вино и страсть терзали жизнь мою:". Герой вспоминает теперь о любви только "пред аналоем", т.е. в церкви, именно там, так как его любовь была священной, высокой, божественной, как у Пушкина, идеальной.
В отличие от Пушкина, финал стихотворения Блока трагичен. Это произведение "страшного мира". Лирический герой Блока, пережив расставание с любимой, ее "лицо в его простой оправе своей рукой убрал : со стола". Он "бросил в ночь заветное кольцо"
Эти строки можно понимать по-разному. "Убрал", т.е утратил высокий "звездный" идеал любви. "Своей рукой" - это признание, что он лично виноват в том, что высокая любовь в прошлом. Но как бы их не понимать, "возмездие" пришло, герою теперь только "снится плащ твой синий".
Однако при всех трагических изменениях в жизни героя, когда теперь "уж не мечтать о нежности, о славе", любовь все же снится. Сны - отзвук счастья минувшего в высокой любви.
При всех различиях своего духовного мира, отношения к любви, ее переживания оба поэта показали возвышенность и благородство любви, ее нетленность в любых мирах, любых временах.
Любовь - это божественное и общечеловеческое.