Из сказок жизни

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Выше закона может быть только любовь,
Выше правды – лишь милость,
Выше справедливости – лишь прощение.

Святейший Патриарх Алексий

Вероятно, любой из нас, отвечая на вопрос о любимом празднике, особенно не задумывался: “Новый год!” Новый год, с которым связан еще один праздник – Рождества Христова. “Был на свете самый чистый и светлый праздник. Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе, – чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечечки, и чист как смола. На первом месте было большое зелёное дерево и весёлые дети. Даже взрослые меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек”,- вспоминал А.Блок. “С Рождеством Христовым!” – поздравляли друг друга взрослые и дети 25 декабря (7 января), дарили подарки, скромные или роскошные, но обязательно от души и с добрыми пожеланиями. Своеобразным рождественским подарком были для читателей святочные рассказы. Удивительные произведения! Добрые и трогательные, фантастические и иронические; часто печальные и даже скорбные, чуть- чуть назидательные, чуть- чуть сентиментальные, но всегда – смягчающие сердца. Само определение рассказа – святочный – указывает на отдалённые истоки жанра. Святки, святые дни, святые вечера – двенадцать дней после Рождества Христова до праздника Богоявления. Придя на Русь вместе с христианством, праздник Рождества Христова слился с древнеязыческим праздником рождающегося солнца, который наши предки отмечали в зимний день солнцеворота. Как все древние праздники, праздник Рождества Христова и святки были и весёлыми, и серьёзными. Святки на Руси – это пиршества и колядование, гадание и пение, обрядовые представления. Но после дневных весёлых игрищ наступал благоговейный и торжественный час, когда мыслями своими и душой человек обращался к вечному и великому, возвышенному и идеальному – к жизни и заповедям Иисуса Христа. Перед вечерею (т.е. ужином) хозяином дома зажигалась у образов лампада и восковые свечи, кадил ладаном; вся семья молилась Богу и усаживалась за стол. Святки праздновались и широко. Размашисто, всем миром, и камерно, уютно, в доме, в кругу близких. Такими святки сохранялись в деревенской жизни. Город многое изменил в жизни и психологии человека. Порвались почти по-родственному тесные связи его с миром-обществом, и установились деловые отношения, утратили непосредственность его взаимоотношения с соседями, более узким стал круг общения. Жизнь “на миру” для горожанина уже невозможна. Его жизнь замкнута в четырёх стенах дома. Дом и семья – это, пожалуй, то немногое, чем городской человек живёт и чем дорожит. Дом – это святыня, это то, что незыблемо и что сберегается в суматохе городской жизни. Поэтому в городе и не прижились в своём первозданном виде веселье и шумные святочные обряды и действа, совершаемые всем деревенским миром. Но вот семейный характер праздника органично вписался в городскую жизнь и городскую культуру. Рождество Христово стало праздником семейного единения, добрососедства, братского и милосердного отношения друг к другу. Вечерами все собирались вместе у камина или просто у печки, за праздничным столом или вокруг нарядной ёлки. Прощали обиды, РАДОВАЛИСЬ ДРУГ ЗА ДРУГА. БЛАГОДАРИЛИ И СЛАВИЛИ ХРИСТА, вспоминали о событиях Рождества и Крещения Спасителя, читали Евангелие, рассказывали трогательные и чудесные истории. Важно было прислушаться к своему сердцу, пробудить уснувшую любовь к людям, проникнуться заповедями Иисуса. Поэтому в эти вечера звучали незамысловатые, вызывающие сострадание рассказы о бедняке, чудом спасшемся от голода и нищеты; о девушке, к которой вернулся её возлюбленный; о чудесном превращении жестокосердного богача в доброго человека, жадного скопца – в раздающего милостыню. То, что звучит устно, рано или поздно получает письменное оформление. Так и святочный рассказ: постепенно из устного бытования он переместился в сферу письменной литературы.

В России толчком к появлению святочных рассказов послужило развитие в первой половине 19 в периодической печати. А оформляется жанр в рамках романтической прозы с её интересом к национальной старине, к фольклорным традициям, к таинственному и фантастическому. На страницах “Московского телеграфа” в 1826 году появляются святочные рассказы Н. Полевого. Но классическим образцом жанра святочного рассказа того времени была “Ночь перед Рождеством” Н.В.Гоголя. Однако массовое распространение жанра приходится на вторую половину 19 века. Чем это можно объяснить? Вспомним, что середина прошлого столетия – рубеж в истории России, связанный с известными социальными и экономическими преобразованиями, когда ломались старые отношения и нормы и рождались новые. В это переходное время человеку нужны были “островки добродетели”. Таким островком, вобравшим в себя тоску горожанина по миру чистых чувств, христианской любви и доброты, стал рождественский рассказ. Конечно, он не оставался неизменным. Жанровый канон требует, чтобы святочная история была фантастична, имела бы мораль и отличалась весёлым характером повествования. Но, как справедливо замечает Н.С. Лесков, создатель многих святочных рассказов, “в жизни таких событий бывает немного и поэтому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую программе…”. Но всё- таки талантливые русские писатели находили новые и интересные возможности в традиционной литературной форме святочного рассказа. В творчестве Н.С.Лескова, братьев Антона и Александра Чеховых, П.В.Засодимского, Д.Н.Мамина-Сибиряка, Л.А.Андреева, В.Г.Короленко маленький рождественский рассказ становился явлением большой литературы. Русские писатели создали такие произведения, которые отличались достаточным разнообразием и отражали быт и нравы своего времени. В самой русской жизни находили они сюжеты, смягчающие сердца. Плодотворной была и попытка “соблюсти требования святочного рассказа без рутинного привлечения к участию чертовщины и всяких иных таинственных и невероятных элементов”. Чудо, если оно и присутствует в повествовании, получает в конце концов реалистическое толковании, или вера во всякого рода мистику осмысляется как факт народного мировосприятия. Но чаще всего “причудливое или загадочное имело свои основания не в сверхъестественном, а истекало из свойств русского духа и тех общественных явлений, в которых для многих… заключается значительная доля страшного и удивительного”. Сама русская жизнь оказывалась фантастической, предопределяющей разного рода метаморфозы в рождественскую ночь.

Разнообразны святочные рассказы по содержанию, по оформлению художественного материала. Это не удивительно, ведь писались они и для детей, и для взрослых, для искушенного и просвещенного писателя и для неграмотного крестьянина. Но при всём разнообразии в святочных рассказах сохраняется главное – особое, рождественское мировосприятие. Это маленькие утопии, вместившие в себя мечты о доброй и радостной человеческой жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о сердечном и милосердном отношении друг к другу, о трепетной любви, о домашнем уюте, о победе добра над злом вопреки всему…

В этом году шестиклассникам был предложен святочный рассказ Н,С.Лескова “Христос в гостях у мужика”. Рассказ о том, как сам Христос приходил на Рождество к мужику Тимофею Осиповичу, и как научен был мужик устроить в своём сердце ясли для рождённого на земле Христа. И всякое сердце тоже может быть такими яслями, если оно исполнит заповедь: “любите врагов наших, благотворите обидевшим вас”, и Христос придёт в сердце его, как в убранную горницу, и сотворит себе там обитель. Главный герой – Тимофей Осипович остался без родителей, воспитывался дядей, по совершеннолетию захотел жить самостоятельно. Да наследство дядя растратил. Вышла ссора у Тимофея с опекуном, ранил дядю в руку из ружья. За это был сослан в имение Тимошино. Построил дом и стал жить, но в душе у него обида кипела и долго он от всех сторонился. Долгих шестнадцать лет жил Тимофей с обидой, изучил Святое Писание, но обида не проходила, значит, его святое слово не пользует. Пока он зло помнит – зло живо, как только оно умрёт, тогда и душа будет в покое жить. И вот, однажды , работая в цветнике и читая Евангелие, как Христос пришёл в гости к фарисею , а Ему не подали даже воды, чтобы омыть ноги. И стало нестерпимо обидно за Господа и жаль его, так жаль, что он заплакал и заговорил: “Гляжу вокруг себя и думаю: какое у меня теперь изобилие и довольство, а Господь мой ходил в такой бедности…” И наполнились его глаза слезами и он воскликнул: “ Господи! Если бы ты ко мне пришёл, я бы Тебе и самого себя отдал!” А ему вдруг в ответ: “Приду”. С этого дня Тимофей Осипович на столе ставил лишний прибор и подставлял большое кресло для почётного гостя. Ждал долго Тимофей Спасителя. Истомился, а дорогой гость всё не появляется. Наступило Рождество Христово. Стояла лютая зима. В сочельник посоветовали ему назвать в гости не друзей, а нищих и обездоленных, ссыльных и каторжных. Тимофей собрал всех бедных поселенцев, всякого звания и роду, а главного гостя всё нет. Пора уже вечерю справлять, читать молитвы, а Тимофей всё ждёт. И только встал перед иконой, читая “ Отче наш”, как что-то страшно ударило со двора о стену. Двери настежь сами открылись, неописуемый розовый свет стал разгораться в сенях, на пороге появился старый – престарый человек, чтобы не упасть от голода, держится за косяк двери, весь в худом рубище, дрожит, а на руке виднеется старый шрам от пули. Тимофей как увидел это – вскрикнул: “Господи! Вижу и приму его во имя Твоё”. Упал на землю от радости, кричит всем: “Молитесь! Христос среди нас!” Узнал Тимофей своего врага, дядю – опекуна, сердце его от радости затрепетало, и забыв все обиды, взял за обе руки, посадил на почётное место. В кратких словах старик рассказал, что всё у него пошло прахом, и семья, и богатства он лишился, и ходил давно по Руси, чтобы отыскать племянника и просить прощения. В сегодняшнюю метель сбился с пути, замерзая, услышал голос: “Иди, согрейся на Моём месте и поешь из Моей чаши”, взял меня кто – то неведомый за руки, и как я оказался здесь не ведаю. И Тимофей при всех ответил: “Я, дядя, твоего Провожатого ведаю: это Господь, который сказал: “Аще алчет враг твой – ухлеби его, аще жаждет – напой его”. Сядь у меня на первом месте – ешь, пей во славу Его, и будь в дому моём во всей воле до конца жизни”.

С той поры старик остался жить у Тимофея Осиповича, умирая благословил его, и Тимофей стал навсегда мирён в сердце своём.

Сегодня наши дети смотрят в многогранное окно современного мира. А современный мир переполнен взрослыми проблемами – войнами, ссорами, деньгами. И взрослый человек, потерявшийся без Бога в лабиринте жизни, не видит утра – он безжалостно ступает на росу, не замечая в ней отображения ярких красок зари. И так изо дня в день. Когда человек не знает о Боге, для него не существует никакой радости – это так понятно!

Каждый человек должен ощущать свою принадлежность к религии, даже если он не религиозный человек. Духовное возрождение должно начинаться с семьи. Мы научимся духовности, если каждый поработает над своей душой. Ведь Христос пришёл в мир, чтобы спасти каждого человека, независимо от его национальности, возраста, рода занятий, положения в обществе.