Из опыта практической работы. Комплексный творческий проект учащихся 8-х классов: "Мы играем "Ревизор"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Использование проектной технологии в школе

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был разработан и успешно применялся в 20-е годы XX века американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником Х. Килпатриком и основывался на гуманистической идее гармоничного развития личности.

В России подобные идеи возникли уже в 1905 году, когда русский педагог

С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но в 1931 году метод был осужден как буржуазный, и Постановлением ВКП(б) использование его было запрещено.

В настоящее время, когда в нашей стране возникла реальная необходимость в качественной реорганизации образовательного процесса, метод проектов вновь заявил о себе, является востребованным и популярным.

Сегодня в отечественном просвещении наметился позитивный процесс перехода от “школы знания” к “школе развития”, когда ученик, покидая стены alma mater, не просто наделен комплексом знаний по различным учебным дисциплинам, а вооружен навыками добывания новых знаний, приемами их применения на практике. И метод проектов, это “хорошо забытое старое”, и является тем необходимым “новым”, что современным педагогам следует активно использовать в своей практике.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить.” Эти слова, услышанные мной в одной из московских школ, где успешно применяется метод проектов, вполне могут стать девизом тех, кто берется за работу такого рода.

Типология проектов очень обширна (исследовательские, прикладные, творческие, информационные проекты и т.д.), По количеству участников различаются так называемые монопроекты и коллективные проекты. По временной протяженности проекты могут быть самыми разнообразными (от одного урока до нескольких месяцев), в зависимости от поставленной задачи. В создании проекта может участвовать как один ученик, так и группа ребят (класс, учебная параллель, заинтересованная разновозрастная группа и т.д.). Вопросы типологии проектов подробно рассмотрены в специальной литературе, посвященной данной теме.

Но каким бы ни был проект, он обязательно направлен на развитие личности учащегося по следующим направлениям:

  • развитие способов и культуры познания действительности,
  • развитие коммуникативных навыков,
  • развитие интереса к познанию,
  • развитие волевых качеств личности.

Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы.

Знания по истории, мировой художественной культуре – дисциплинам, смежным с литературой,- могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Далее хотелось бы поделиться опытом практической работы над комплексным творческим проектом учеников 8 классов “Мы играем “Ревизор”, работа над которым велась в школе №224 САО г.Москвы в 2004/2005 учебном году.

Подготовительный этап и планирование работы

Программа по литературе подразумевает в 8 классе изучение такого замечательного произведения русской драматургии как комедия Н.В.Гоголя “Ревизор”. Опыт показывает, что пьеса всегда хорошо воспринимается ребятами. Произведение злободневно, наполнено живым юмором, увлекает занятным сюжетом. Мне, как учителю литературы и МХК, хотелось, чтобы восьмиклассники как можно глубже проникли в авторский замысел, правильно поняли пьесу, на материале комедии подготовились к восприятию других, более сложных произведений Н.В.Гоголя.

Популярная комедия не сходит с подмостков столичных театров, что дает возможность, посмотрев несколько режиссерских трактовок, сопоставить их, углубить собственное понимание идеи произведения.

Все дети - в душе артисты. Каждому хочется выйти на сцену и сыграть хотя бы маленькую роль. А почему бы ни поставить “Ревизор” самим?

Идея сформировалась летом, в начале сентября была предложена детям и была принята ими “на ура”. Участниками проекта стали все желающие из 8Б и 8В классов.

Итак, “программа минимум” для каждого участника проекта:

  • изучить комедию Н.В.Гоголя “Ревизор” на уроках литературы,
  • посмотреть в театре хотя бы одну сценическую версию комедии,
  • принять участие в обсуждении спектакля,
  • оказать посильную помощь в подготовке школьного спектакля.

“Программа максимум” для тех, кто пойдет дальше:

  • посмотреть 2-3 спектакля “Ревизор” в разных театрах,
  • принять участие в написании сценария школьного спектакля,
  • участвовать в кастинге на исполнение ролей в спектакле.

“Программа супер” для тех, кто не боится идти до конца:

  • выйти на сцену в школьном спектакле.

Таким образом, была поставлена четкая задача – поставить спектакль (кстати, подарок учителям и родителям к 8 марта), соблюден поуровневый принцип постановки задачи, что обеспечивает массовое участие детей в работе, создает для них возможности роста.

А теперь конкретный план:

Мероприятие Сроки
1. Посещение спектаклей в московских театрах Сентябрь-февраль
2. Посещение музея им. Бахрушина,

работа в Российском архиве литературы и искусства (РГАЛИ)

Январь-февраль
3. Подготовка сценария, декораций, костюмов,

кастинг на исполнение ролей в спектакле,

репетиции

Январь-март
4. Спектакль,

презентация отчета о работе над проектом,

подведение итогов.

Первая декада марта

Естественно, в ходе работы в план были внесены коррективы. Но в целом план был полностью выполнен.

Мы смотрим и обсуждаем “Ревизор”

При подробном изучении репертуара московских театров мы поняли, что гоголевская комедия – одно из наиболее любимых театральными режиссерами произведений. В городе сейчас идет семь спектаклей, поставленных в разное время разными режиссерами. Нам удалось посмотреть четыре.

Но начали мы свое знакомство со сценическими воплощениями Хлестакова и Городничего с великолепного спектакля Театра Сатиры, где в главных ролях блистают А.Миронов и А.Папанов. Отрывки из этого спектакля ребята посмотрели во время уроков на видео, и для некоторых стало откровением знакомство с этими гениальными актерами. Заметили, что в уездном городе царит страх. Ужас нечистых на руку чиновников перед “важной персоной” проверяющего и является организующим стержнем спектакля.

Рисунок 1. У театра им. Евг. Вахтангова

Первым просмотренным ребятами спектаклем по пьесе “Ревизор” стала постановка Театра им.Евг.Вахтангова, режиссер Р.Туминас, в главных ролях С.Маковецкий, О.Макаров, Л.Максакова. На сцене – огромный храм, подвешенный к небесам, сделанный из рогожи, некий призрак не построенной в городе церкви, комедия превращается в философскую притчу о заблудших людях, живущих без Бога. Как это ни странно, тринадцатилетние зрители поняли сложную постановку, что явствует из отзывов: “Главной на сцене является церковь, деньги, отпущенные на которую, были присвоены чиновниками. Когда она начинает двигаться, то подминает под себя все и вся, как кара Господня за воровство и ложь”.

Далее мы с ребятами посмотрели спектакль режиссера С.Газарова в театре п/р А.Джигарханяна, в главных ролях А.Анненков, В.Четков. Удивительно теплая атмосфера театра создала особое настроение. Ребята смотрели спектакль внимательно и смеялись от души. На сцене была сыграна самая настоящая комедия, но в то же время не лишенная глубокого смысла, украшенная интересными режиссерскими находками. Особенно ребятам понравились декорации, состоящие из старинных шкафов, которые становятся то каретой, то гостиничным номером, то интерьером дома Городничего. Из отзывов ребят: “Городничий ведет себя развязно, ему совсем не страшно, он как будто знает, что ему ничего не будет…” “Особенно понравилась немая сцена, она, как и хотел Гоголь, длится так долго, что кажется, они окаменели навсегда…” Хочется посоветовать учителям-словесникам для просмотра с восьмиклассниками в ходе изучения творчества Гоголя именно этот спектакль.

С небольшой группой детей мы посмотрели в Драматическом театре им. К.Г.Станиславского спектакль В.Мирзоева “Хлестаков”. Зная о своеобразии творчества этого режиссера, о его свободном обращении и текстом, понимая, что не всякому подростку театральный эксперимент по плечу, я предложила пойти на спектакль начитанным, развитым ребятам. Но я явно недооценила своих учеников. Сложный, “взрослый” спектакль им оказался понятен и очень понравился. М.Суханов, исполняющий главную роль в спектакле, играет некоего “перевертыша”, хамелеона, который по ходу действия превращается из дурачка, большого ребенка в минотавра, страшного и неукротимого, как стихия. Вообще, этот актер очаровал нас, и тем же составом мы сходили на спектакль с его участием “Сирано” (но это уже за рамками проекта).

А вот четвертый, просмотренный нами спектакль, ожидаемого удовольствия большинству ребят не принес. Это была постановка режиссера Ю.Еремина в Театре им. А.С.Пушкина. Понравилась она в основном тем, кто до того ни одного спектакля по пьесе не смотрел. Искушенные же зрители в антракте сказали, что актеры просто читают текст, не вкладывая в него никакого своего смысла. Справедливости ради стоит отметить, что в спектакле есть, на что посмотреть. Хороша сцена вранья Хлестакова, где лжец раскачивается в гамаке, полностью отдавшись полету своей фантазии.

В ходе проекта ребята посмотрели еще одну комедию Н.В.Гоголя – спектакль “Женитьба” режиссера С.Арцибашева в Театре им. Вл.Маяковского, в ролях Е.Симонова, С.Немоляева, И.Косталевский, А.Лазарев. В сценографии спектакля активно использованы зеркала, что мы потом тоже применим в своей постановке спектакля.

Не охваченными нашим вниманием остались постановки “Ревизора” в Театре на Покровке и в Театре на Юго-Западе, а также спектакль “Уездной барышни альбом” творческого объединения “PRO-motion” в Государственном Театре Наций. Но невозможно объять необъятное, и уже просмотренные постановки родили в сознании ребят множество мыслей и интересных идей.

По соседству с нашей школой находится РГАЛИ (Российский Государственный архив литературы и искусства), с которым у нас установлены давнишние дружеские связи. Ребята бывают в архиве на экскурсиях, знакомятся с архивными документами и рукописями. В декабре группа участников проекта имела возможность увидеть театральные афиши, программки позапрошлого века, подержать в руках прижизненное издание “Ревизора” с гоголевским автографом.

Рисунок 2. Работа с каталогом под руководством О.Н. Байбуриной, гостеприимным работником архива

Музей театрального искусства им Бахрушина предлагает тематические лекции по истории театра и драматургии. Группа восьмиклассников посетила лекцию “Гоголь и театр”. Простой и доступный способ подачи материала, дружелюбный настрой лектора, хороший видеоряд сделали это занятие хорошим подспорьем в работе над проектом. Ребята познакомились с различными трактовками образа Хлестакова, увидели фотографии великого М.Чехова, познакомились с кадрами хроники, запечатлевшими спектакль в постановке В.Э.Мейрхольда, увидели кадры из фильма с участием звезды современного театра и кино Е. Миронова.

Вот такой разнообразный фактический материал был накоплен ребятами за время работы над проектом. Наступает время осмысления, генерирования собственных идей, творческого воплощения замыслов на сцене.

Мы играем “Ревизор”

Для постановки было выбрано несколько сцен пьесы, чтобы спектакль уложился в 1 час, но в то же время не была нарушена канва сюжета:

действие 1, явление 1,

действие 3, явление 1, 3, 6, 8,

действие 4, явление 2 – 7, 12 – 14,

письмо Хлестакова, немая сцена

Актеров, успешно прошедших отбор, оказалось почти в два раза больше, чем ролей, поэтому пришлось пойти по такому пути: в спектакле участвуют два Хлестаковых, две Марии Антоновны, две Анны Андреевны, сменяя друг друга в разных сценах, а также появляются отражения этих дам в зеркалах, живущие своей жизнью.

Название спектакля изменилось - “Ревизор или Наше дело табак”. Дело в том, что наши персонажи как будто нюхают табак и с удовольствием чихают, как бы подтверждая то, что говорит Городничий о “порядках” в городе.

Рисунок 3. Макет большой афиши спектакля

Музыкальное сопровождение спектакля нетрадиционно. Лейтмотивом, музыкальной основой спектакля стала композиция “Наш адрес в Интернете” современной группы “Нож для фрау Мюллер”, представляющая собой обработку известной мелодии “Как хорошо быть генералом…”. Ведь о генеральской карьере в пьесе грезят все персонажи, зараженные хлестаковщиной: и Хлестаков, и Городничий, и его честолюбивая супруга. Чувствуя легкую добычу, в сценах дачи взяток Хлестаков от посетителя к посетителю наглеет все больше, и вот в этой сцене очень пригодилась хореографическая подготовка актрисы (а обоих Хлестаковых играли девочки, так уж получилось!). Оставшись один, он радуется даровым деньгам и танцует … под песню группы “Ленинград” “Мани на кармане”, входя в раж все больше от куплета к куплету.

Теперь о декорациях и костюмах. Это больная тема для всякого школьного театра. Денег нет, времени тоже. Но зато есть идеи в светлых головах восьмиклассников.

Декорации заменили три школьных банкетки, которые становились по мере необходимости то местами для сидения, то сундуком с роскошными туалетами, то мебелью в доме Городничего. Дополнительно к кулисам были прикреплены плакаты начала XX века, рекламирующие табак, чай, мыло, шоколад и т.д. Вазы с цветами для интерьера дома Городничего и рамы зеркал были сделаны из подручных материалов (картон, фольга, упаковки от конфет). Самые неожиданные материалы пошли в ход при изготовлении костюмов: нижняя юбка из толстого полиэтилена, накладной бюст из пакетов, банты из гофрированной бумаги… Использовали и завалявшиеся на антресолях старые пиджаки, платья, сапоги и даже настоящий собачий арапник как атрибут Ляпкина-Тяпкина.

Репетиционный период занял немало времени, с января по март. Время для репетиций приходилось выкраивать с большим трудом, и на переменах, и в выходные дни. Новые постановочные идеи рождались прямо в процессе работы, порою прямо на репетиции сцена менялась до неузнаваемости. В процессе этой сложной и очень творческой деятельности родилось то, что дети назвали концепцией спектакля, а именно своя собственная трактовка пьесы, замечательные примеры которой ребята наблюдали в театрах, когда режиссер становится соавтором драматурга, развивая и обогащая его замысел своими находками.

В чем же заключалась концепция нашего спектакля?

Главным героем нашей постановки стал…доктор Гибнер, которому в авторской трактовке отводится весьма скромная роль. Он начинает и заканчивает спектакль и на протяжении всего действия находится на сцене. Он ни слова не понимает по-русски, поэтому не знает, что в город едет ревизор, он просто видит, что все вокруг плохо себя чувствуют: потеют, теряют сознание, трясутся, заикаются – и по долгу службы старается всем помочь. При упоминании своего имени он темпераментно кричит по-немецки: “Я Христиан Иванович! Я лучший доктор в мире! Я сейчас измерю вам температуру!” А в момент прозрения, когда у всех с глаз спала пелена и трагедия стала очевидной, в немой сцене, когда весь город беззвучно замирает, Гибнер, уставший от массового сумасшествия, начинает сам один истерически смеяться.

И все это было блестяще сыграно, динамично, смешно со здоровой долей импровизации.

Подводим итоги

  • Из 59 восьмиклассников хотя бы один спектакль “Ревизор” посмотрели 57.
  • 3 ученика посмотрели все четыре спектакля и активно участвовали в обсуждении.
  • 15 учеников 7-9 классов приняли участие в конкурсе афиш к школьному спектаклю.
  • Техническую поддержку спектакля (печать программок, видеосъемка и т.д.) осуществляли ученики 8-10 классов.
  • 19 детей попробовали себя в роли театральных актеров, среди них были и такие, кого в подобной роли раньше и представить никто не мог!
  • Премьерный спектакль посмотрело около 150 учеников, учителей и родителей.
  • Оформлен альбом, отражающий ход работы над проектом.

И главное! Все участники проекта извлекли огромную пользу и получили удовольствие от общения с искусством, коллективной творческой деятельности, блестящего спектакля.

Приложение