Литература
-
Роль и место информационных технологий в курсе русского языка и литературы 2008
Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы и русского языка позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий.
-
Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве А.С. Пушкина 2006
Икона присутствует в творчестве Пушкина в самых разнообразных формах: красный угол с иконами, молитвами и молебен перед иконой, сияние иконных окладов в свете лампад, благословение иконами новобрачных, икона на кладбищенском кресте, крестный ход с иконой, воинская присяга перед иконой, уничтожение икон и кощунство перед ними, иконопочитание и его особенности в петровские времена, икона и образ Божий в человеке, наконец, икона и картина, или восприятие религиозной живописи сквозь призму русской иконы.
-
Роль иконы и иконопочитания в жизни и творчестве Л.Н. Толстого. По роману "Война и мир" 2007
Русские писатели очень часто обращались в своих произведениях к иконописи. Неожиданно для всех "чёрные доски" открыли духоносные краски: её отношения с реальным физическим пространством. Испокон веков к иконе предъявляли одно главное требование - молитвенность. В целом литература XIX века высоко оценивает икону как неотъемлемую часть православной духовности, храмового убранства, домашней молитвы, православного быта. Но тот же век дал и первые примеры несколько другого отношения к иконе, в основном, возможно, через личностное восприятие духовенства. Например, в творчестве Льва Николаевича Толстого.
-
Роль имен собственных в формировании концептуального пространства художественного произведения 2022
Принято говорить, что писатель, создавая свои произведения, держит руку на пульсе эпохи. Во многом это сравнение правомерно. Эпоха, близкая тому или иному художнику слова, запечатлевается им во всех ее проявлениях. Поэтому на страницах книг живут, работают, творят, мечтают люди, текут реки, бушуют штормы, вырастают города и исчезают деревни, светятся звезды – все так, как в реальной жизни. Подчас работа писателя над собственными именами представляет собой сложный и трудоемкий процесс: имена, фамилии, названия должны быть стилистически верны и точны, должны отвечать идее, целям, всему духу романа, повести, рассказа, стихотворения, должны нести особый колорит, а иногда и какой-то специальный смысл, особое значение.
-
Роль интеллигенции в историческом развитии общества 2011
Актуальность темы определяется интересом в обществе к вопросам об историческом пути интеллигенции в России, о кризисе самого понятия интеллигенция и о роли интеллигенции в "бархатных" революциях. Филологи, историки, социологи, представители общественности пытаются дать всестороннюю характеристику понятия "интеллигенция" и положение интеллектуальной элиты в России.
-
Роль искусства в обществе. 8-й класс 2011
Урок на примере повести Н.В. Гоголя "Портрет" помогает исследовать вопрос о роли в обществе искусства, об ответственности художника за свой труд; обсудить также вопрос о призвании и судьбе человека искусства; развивать навык самостоятельной работы с художественным текстом, с критической литературой, умение критически оценивать выступление товарищей.
-
Роль искусства и литературы в формировании гуманитарной позиции личности. Музыка в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова 2014
Статья посвящена формированию гуманитарной позиции личности школьника, включающей в себя субъектное (авторское) и ценностное отношение к действительности и овладение базовыми средствами освоения культуры, апробирована на краевой инновационной площадке на базе лицея «Субъекцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья учащихся».
-
Роль искусства и литературы в формировании гуманитарной позиции личности. Психологические особенности воздействия искусства на личность 2015
В статье продолжается исследование автором проблемы формирования гуманитарной позиции личности школьника, сделан акцент на психологических особенностях воздействия искусства на личность. Работа апробирована на краевой инновационной площадке «Субъектцентрированная модель качества образования в ОУ как условие сохранения психологического здоровья учащихся» на базе МБОУ лицея № 15.
-
Роль исследовательской деятельности на уроках литературы в формировании функциональной грамотности обучающихся 2019
Функциональная грамотность – понятие широкое. Это способность человека использовать приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни, возможность вступать в контакт с внешней средой, легко адаптироваться и взаимодействовать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе, затем человек расширяет свои знания и возможности и использует их в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
-
Роль композиции в раскрытии идеи рассказа Л.Н. Толстого «После бала» 2015
Урок литературы в 8-м классе позволяет учащимся овладеть навыками композиционного анализа художественного текста, закрепить основные теоретические понятия, полученные на предыдущих уроках. Большое внимание на уроке уделяется воспитанию нравственного самосознания детей, воспитанию у них активной жизненной позиции.
-
Роль курса "Русская словесность" в духовном развитии школьника 2010
Все более актуальной становится проблема сохранения национального языка. Одна из возможностей возрождения подлинного интереса к русской культуре : путь интеграции русского языка и литературы. С целью решения проблемы обращаемся к курсу "Русская словесность". На первых уроках словесности вводится и постепенно развивается понятие "Внутреннее движение души". Последняя ступенька – умение выразить свое восприятие мира словом.
-
Роль литературно-музыкальной гостиной в организации деятельности по воспитанию социально зрелой личности 2010
Форма урока литературы, литературно-музыкальная гостиная, помогает почувствовать сопричастность к опыту поколений. Подобная совместная деятельность повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета, позволяет интегрировать знания из разных научных областей. В основе данной формы лежит деятельностный принцип организации, который позволяет обучающимся наполнить материал личностным смыслом.
-
Роль музыки в творчестве Бориса Пастернака 2012
Целью урока является доказательство изначальной музыкальности художественного мира Бориса Пастернака. Под влиянием музыки Александра Скрябина, его философии и проповеднической деятельности юный Пастернак решил посвятить себя музыке. Но понял, что никогда не достигнет высшего мастерства как композитор, и бросил занятия музыкой. Такое отношение Пастернака к творчеству и жизни вообще было скрябинским отношением. Все поэтическое творчество Пастернака – это продолжение музыки Скрябина.
-
Роль народных традиций и обычаев в формировании коммуникативных компетенций для развития конкурентоспособных знаний учащихся 2011
В гимназии обучаются дети разных национальностей. Естественно, для каждой национальности свойственны особые традиции и обычаи. В процессе преподавания своего предмета автор использует данный факт для формирования коммуникативных компетенций своих учеников.
-
Роль научно-исследовательской деятельности в охране здоровья школьников 2005
Предлагаемой программой по Литературному краеведению могут воспользоваться как учителя русской литературы, так и учителя татарской литературы, истории, географии и классные руководители.
-
Роль несловесных средств выразительности в художественном тексте 2023
Любое литературное произведение не представляет собой законченного целого, поскольку каждый читатель расширяет его содержание за счет своего читательского и жизненного опыта, опираясь на собственные ассоциации, на запас впечатлений. Интерпретация художественного замысла обязательно включает исследование описания невербальных средств общений.
-
Роль педагога в развитии личности ребенка 2014
Учитель заботится не только об усвоении предметных знаний, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за задания, умении считаться с другими, думать об их интересах, развивать свои творческие возможности, талант.
-
Роль педагога в управлении качеством образования на уроках русского языка и литературы 2021
В статье рассматриваются определения таких понятий, как «качество образования», его компоненты, раскрыты пути повышения качества образования на уроках русского языка и литературы. Показаны возможности организации учебного процесса с целью повышения уровня образования. На основе анализа компонентов системы оценивания предложены пути повышения уровня образования.
-
Роль пейзажа в рассказе Виктора Астафьева "Васюткино озеро". 5-й класс 2011
Урок помогает учащимся пятого класса познакомиться на примере рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» с особенностями функционирования такого элемента литературного текста, как пейзаж. В ходе урока учащиеся анализируют текст, определяют функции пейзажа, и в итоге у них формируются навыки анализа прозаического текста.
-
Роль пейзажа в романе Софрона Петровича Данилова "Пока бьется сердце" 2021
Представлена статья о роли пейзажа в романе Софрона Петровича Данилова "Пока бьется сердце".
-
Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения 2014
Цель урока: помочь учащимся осознать значимость произведения К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»; понять нравственные уроки сказки; показать неразрывное единство человека и природы; уяснить роль пейзажа в произведении.
-
Роль пейзажной лирики в формировании нравственных основ у учащихся. Рабочая тетрадь с заданиями экологического содержания 2017
В статье приведены материалы для учителя по организации и содержанию урока и задания для учащихся по текстам стихотворений, где поднимаются эколого-нравственные проблемы. Задача урока – показать учащимся, из чего складывается ответственность человека перед природой. Из самого малого: заботы о дереве, растущем под окном, полевом цветке, не сорванном для забавы, кормушки для птахи, оставшейся зимовать.
-
Роль портрета в рассказе Елены Долгопят "Скупой рыцарь". 9-й класс 2012
Цель работы: проанализировать текст, определить функции портрета; формировать навыки анализа прозаического текста; развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение глубоко понимать текст; воспитывать эстетический вкус.
-
Роль портрета и пейзажа в художественном осмыслении прозы С.К. Никитина 2012
Цель занятия: приобщение учащихся к нравственно-этическим ценностям. Компоненты занятия развивают навыки исследовательской деятельности и образное мышление.
-
Роль предметов гуманитарного цикла в духовном развитии и формировании учащегося 2007
Тысячи людей верят в миф, будто без гуманитарных ценностей можно построить стабильное государство. Увы... Жизнь доказывает обратное: как только ослабевает внимание к гуманитарным ценностям, никакие экономические рычаги не помогают в разрешении социальных кризисов. Отсюда и вытекает, что даже в профессиональных учебных заведениях предметы гуманитарного цикла чрезвычайно важны: через них в учащихся формируется и укрепляется человеческое начало. Формировать нравственное отношение к себе, к окружающему миру - чрезвычайно сложная задача, которую в силу своего жизненного и профессионального опыта решают преподаватели литературы, истории и обществоведческих дисциплин на бинарных уроках литературы и истории, литературы и химии.
-
Роль русской литературы как предмета средней школы в формировании интеллектуального потенциала общества и государства 2023
Поиск путей повышения эффективности формирования интеллектуального и культурного потенциала страны обусловлен отсутствием приоритетных направлений, форм, средств и методов деятельности государства в лице средней школы в данной области. Сущность проблемы коренится в глубинных социально-культурных и общественно-педагогических процессах. Задача литературы – в формировании духовных качеств личности, как педагогического процесса. В психологическом плане духовные качества личности представляют собой свойства психики, имеющие в своей основе физиологические процессы. Но для начала необходимо дать оценку литературы в целом.
-
Роль символов в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2011
На уроке учащимся предлагается ответить на вопрос: "В каком значении слово мистика раскрывается на страницах произведения?" А также найти и рассмотреть символы в романе, пытаясь объяснить (по возможности самостоятельно), в чём заключается их функция в произведении.
-
Роль стихии в судьбе человека (по повести А.С. Пушкина "Метель") 2007
Урок литературы в 6-м классе раскрывает сюжет произведения, рассматривает особенности композиции, учит определять тему, основную мысль текста, используя в ответах литературоведческие термины, составлять текст, погружаясь в атмосферу XIX века.
-
Роль текстового опроса на уроках литературы 2005
Одна из важнейших проблем в изучении литературы – приобщение учащихся к чтению художественных произведений, и текстовый опрос это один из эффективных приёмов работы с тестом. Он стимулирует самостоятельную работу учащихся, а также формирует у учащихся потребность в чтении текста художественного произведения. В работе приведены различные варианты качественных и интересных для учащихся текстовых опросов.
-
Роль технологий открытого образования в формировании ключевых компетенций при обучении старшеклассников 2011
Цель статьи – показать, как использование технологий открытого образования способствует формированию ключевых компетенций старшеклассников по русскому языку и литературе. В статье представлен опыт работы с несколькими технологиями и положительные результаты этой деятельности, приведены примеры эффективного использования их на уроках и во внеурочное время.