Идейно-художественное своеобразие рассказа Н.С. Лескова "Неразменный рубль". Подготовка к написанию сочинения

Разделы: Литература


Организационный момент

Цели и задачи урока

  • Познакомиться с рассказом Н.С.Лескова “Неразменный рубль”.
  • Понять идейно-художественное своеобразие рассказа.
  • Уметь пользоваться литературоведческими терминами при анализе произведения.
  • Развивать логическое мышление, строить причинно-следственные связи, анализировать поступки и поведение героев.

Делать выводы.

  • Развивать речь, умение давать речевую характеристику героев.
  • Воспитывать доброту, взаимопонимание, самопожертвование ради окружающих людей, взаимопомощь, милосердие.

Оборудование: раздаточный материал, портрет писателя, тексты произведения, презентация.

О писателе и о рассказе. Слово учителя.

Творчество Николая Семеновича Лескова (1831-1895) одно из ярких и самобытных явлений в русской литературе XIX века.

“Творческая манера Н.С.Лескова необычайна и неповторима, а язык неожиданный и странный, резко выделяет писателя среди других художников XIX века.

Яркой особенностью творческой манеры Лескова являются документальность изображения.

“Я всегда люблю основывать дело на живом событии, а не на вымысле”, - признавался он.

Герои писателя необычны, неожиданны и самобытны, как и его творческая манера.

Лескова привлекают чудаки и бунтари, праведники и одержимые страстями злодеи, странники и изгои, т.е. все те, кто сохраняет в душе неповторимые черты русского национального характера.

Великий художник Н.С.Лесков раскрывает нам глаза на те духовные ценности, о которых мы просто не подозревали, позволяет новыми глазами посмотреть на место русского человека в нравственной шкале мировой культуры. Отвечает на вопросы: кто мы, каково наше предназначение, зачем человек приходит в этот мир?” [1]. Давайте попробуем в этом разобраться.

1). – Какие произведения Н.С.Лескова вы читали?

– Какое впечатление произвели на вас его произведения?

2). Сегодня мы на уроке будем говорить о рассказе “Неразменный рубль”.

- Когда был создан рассказ и впервые напечатан? (Подготовили справку два ученика: один о публикации в журнале, а другой - в сборнике)

(Рассказ “Неразменный рубль” впервые опубликован в журнале “Задушевое слово” 1883 № 8 с. 140-147 под заглавием “Неразменный рубль”. Рождественская история.

Рассказ “Неразменный рубль” впервые вошел в 10 том  Полного собрания сочинений Н.С.Лескова )

Первичное восприятие. Впечатление от рассказа.

- Понравилась ли вам история, которая описана в рассказе? Чем? Почему?

(Прочитать 3-4 сочинения. Домашняя работа)

Анализ произведения.

1. Как вы понимаете смысл названия рассказа?

2. Какок объяснение дано в произведении? (беспереводный рубль)

3. Почему эта история могла произойти на Рождество? Чем необычен этот праздник?

Что должно измениться и как должен измениться человек после Рождества Христова?

(Должен очиститься, жить, соблюдая 10 заповедей Божьих)

4. Словарная работа.

Какие слова были непонятными?

Поверье - идущее из старины и живущее в народе убеждения, вера в примету.

Примета - явление, случай, которые в народе считаются предвестием чего-нибудь.

Ворожат - колдуя, гадают о том, кто удачлив, кому везёт.

Ярмарка – большой торг обычно с увеселениями развлечениями, устраиваемый обычно в одном и том же месте. (“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова)

5. От чего имени ведётся повествование в рассказе? (Рассказчик – мальчик 8 лет) Почему героем становится ребёнок?

6. Каков сюжет этого произведения? (Работа со словарём литературоведческих терминов. Что такое рассказ, сюжет?)

Анализ сна.

1. В чем особенность рождественского подарка? Особенность неразменного рубля? Этой чудесной монеты?

Почему он имеет волшебное, очень капризное свойство?

2. Какой совет дает бабушка, когда передает рубль? (“Не будь самонадеян: помни, что отличить нужное от пустого и излишнего вовсе не так легко, как думаешь”)

(Свойство: “не переведется в кармане, пока ты будешь покупать на него вещи, тебе и другим людям нужные или полезные, но раз что ты изведешь хоть один грош на полную бесполезность – твой рубль в то же мгновение исчезнет”. Гл.3)

3. Составление таблицы. (Самостоятельная работа. Заполняют два столбика)

а) Что решил приобрести мальчик?

б) Как реагирует бабушка на его покупки? И почему?

в) Что происходит с мальчиком по мере того, как он покупает разные подарки, предметы? Его настроение меняется?

Покупки
(это данное)
Отношение бабушки Мнение мальчика
1. Глиняные свистульки мальчика. Лицо выражало удовольствие, одобрение Счастлив... Я могу действовать смелее
2. Девушкам по платью, старушкам по головному платку, 2-е сердоликовые запонки невесте Ты сделал очень хорошо, обрадовал... Радость
3. Очень много сласти и орехи себе

4. Псалтирь

5. Наборный поясной ремень

6. Гармонь

На бабушку не смотрит Не пустое и не излишнее дело

Получит утешение, не будет скорбеть

покупал все больше и шире... - накупил вещи слишком рискованные.

(Прочитать: Я был центр всего - на меня все смотрели, за мной все шли, обо мне говорили, почувствовал что-то новое...

Мне хотелось, чтобы все обо мне знали, все за мною ходили и все обо мне говорили- как я умен, богат и добр (Гл.5)

Мне стало беспокойно и скучно

7. Жилет со стекляшками Бабушки не было, да я о ней и забыл, ярмарка отвалила в сторону Во мне зашевелилось чувство досады. Ужасно обидно, я почувствовал долг и призвание стать выше человека со стекляшками - заплакал и проснулся

4. Кульминация сна в 6 главе.

Разыгрывается сценка “Разговор мальчика и человека в жилете” (Глава 7)

Анализ эпизода:

А) Почему возник спор “нужная” вещь (жилет со стекляшками) или “ненужная”?

Б) Какую роль играет художественная деталь в литературном произведении?

В) “Стекляшки”- это символ чего? (Ненужности, никчемности, бесполезности)

Г) Как люди помнят благодеяния мальчика? Почему?

Д) За кем идут люди? Опишите его.

Е) Что должен приобрести мальчик, чтобы на него обратили внимание? (Жилет, надетый поверх полушубка)

Ж) О чем предупреждает человек со стекляшками?

З) Почему мальчик все же решил купить жилет?

5. Как менялся мальчик по мере приобретения разных вещей? Что с ним произошло? (Стал самонадеянным, изменилось самомнение, возгордился, что он лучше и выше всех. Человек перестает видеть окружающее, понимать его - это ведет к страшным последствиям.)

Возгордился... Что говорится в Библии о гордыне? (Сообщение ученика)

6. Работа с пословицами. Какие пословицы вы выписали, что говорит народная мудрость о гордыне?

  • Гордым быть - глупым слыть.
  • Не считай звезды, а гляди в ноги:
  • Ничего не найдешь, так хоть не упадешь.

Объяснение смысла. (Гордыня порицается народом, это плохое качество)

7. Чем закончилось путешествие на ярмарку?

Каково пробуждение от сна?

Почему мальчик заплакал? (Слезы раскаяния, искренние)

8. Какое композиционное построение использует автор, чтобы рассказать эту историю? (Рассказ в рассказе. В середине - сон)

9. Что такое сон?

Развязка. (Глава 8)

Прочитать, что сказала бабушка мальчику о сне, как растолковала его? Почему считает, что сон хорош?

Выводы.

  • Что такое неразменный рубль? (Это талант. Это сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу людям)
  • Какова тема рассказа? (Становление личности)
  • Какие проблемы возникают у человека, когда он взрослеет?
  • В чем идея рассказа?
  • Какова роль бабушки? (Делится жизненным опытом)

IX. Самостоятельная работа.

Ответить на вопросы:

1. Для меня самым главным в этом произведении было________

2. Если бы люди не знали об этом рассказе, то________________

3. Мне показалось, что мальчик получил хороший урок во сне, потому что ________

Заключительное слово учителя. Великий художник Н.С.Лесков относится к числу тех русских писателей, которые мучительно пытались определить нравственные ориентиры, дающие точку опоры в жизни.

Нравственная глубина и художественная одаренность русского человека нерасторжимо связана с православно-христианским мировоззрением, в основе которого лежат десять заповедей Божьих. Православие позволяет смотреть на мир бескорыстно. Это порождает добро, а добро связано с правдой. Мы с вами в дальнейшем будем знакомиться с произведениями Н.С.Лескова. А тот, кто желает прочитать другие его произведения, может посетить библиотеку и продолжить это знакомство уже сейчас.

Домашнее задание. Написание сочинения на тему “Какой урок получил мальчик во сне?”

Приложения.

Литература.

  1. Ю.В. Лебедев, М. Б. Кузнецова “Литература 10 класс. Методические советы Пособие для учителя”. Издательство: “Просвещение”, Москва. 2010.
  2. Н.С. Лесков “Неразменный рубль” Издательство: “Детская литература”, Москва, 1976.
  3. С.Ожегов, Н.Шведова “Толковый словарь русского языка” Издательство "Азъ", 1992.