Идейно-художественное своеобразие поэмы Александра Блока "Двенадцать"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: А.Блок «Двенадцать»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: прочитать поэму «Двенадцать», понять основную идею, выявить особенности в изображении Блоком революции, рассмотреть образы и символы, используемые поэтом для раскрытия замысла.

План урока:

  1. История создания поэмы «Двенадцать».
  2. Идейное своеобразие поэмы: как изображена в поэме революция, как она воспринимается поэтом, как она воспринимается обывателями.
  3. Герои поэмы: образ двенадцати, движение патруля по улицам города как переход из старого мира в новый, изменения героев.
  4. Символы поэмы как воплощение основной идеи.
  5. Обобщение изученного: подготовка ответов на вопросы.

Поэма «Двенадцать» январь 1918.

2 слайд. Под впечатлением от революционных событий Александр Блок пишет поэму «Двенадцать», которая стала итогом раздумий поэта о революции.

Блок любил слова Карлейля: «Демократия приходит в мир, опоясанная бурей» («История французской революции»). Мысль о том, что революция - буря, вихрь, стихия, разрушающая, очищающая - проходит через всю поэму.

3 слайд. Поэму Блок написал за 3дня - с 27 по 29 января 1918 года. И записал в дневнике: «Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг…. Сегодня я - гений».

Из «Записок о «Двенадцати» 1920 год:

«…. Поэма написана в ту короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства…».

«…во время и после окончания «Двенадцати» я несколько дней ощущал физически, слухом большой шум вокруг - шум слитный, вероятно, шум от крушения старого мира».

4 слайд. Двойственное отношение к революции Блока: разрушение старого мира- свобода «без креста» - видно в следующем сюжете.В статье на смерть Блока Маяковский рассказал о встрече с Блоком в революционном Петрограде: «Помню, в первые дни революции проходил я мимо худой, согнутой солдатской фигуры, греющейся у разложенного перед Зимним костра. Меня окликнули. Это был Блок. Мы дошли до Детского подъезда. Спрашиваю: «Нравится?» - «Хорошо», - сказал Блок, а потом прибавил: «У меня в деревне библиотеку сожгли». Вот это «хорошо» и это «библиотеку сожгли» было два ощущения революции, фантастически связанные в его поэме «Двенадцать». «Хорошо» - это путь в новую жизнь, «библиотеку сожгли» - без креста

5 слайд. Из статьи «Интеллигенция и революция» (1918): «России суждено пережить муки, унижения, разрушения, но она выйдет из этих унижений новой - и по-новому великой».

«Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое, неожиданное»

«В вихре революций производится новый отбор, формируется новый человек».

6 слайд. Блок воспринимает революцию как стихию- центральный символ поэмы - ветер, вихорь, метель: «Ветер, ветер, на всем белом свете!» Стихию, меняющую мир.). Блок воспринял революцию как очистительную силу, как стихию, разрушающую старую жизнь и в то же время созидающую новый мир. Цель революции, по Блоку, чтобы «все стало новым».

7 слайд. И в поэме один из главных символов - ветер:

Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем белом свете!

8 слайд. Не стоит на ногах человек - все зыбко в революционное время, нет опоры- мир меняется. Ветер- символ перемен:

Скользко, тяжко..
Всякий ходок скользит - ах, бедняжка!
Белый снежок, под снежком - ледок…. Неустойчивость

9 слайд. Блок дает восприятие революции обывателями. Мы слышим их голоса на улице революционного Петрограда: старушка, барыня, поп, буржуй - представители того уходящего старого мира. Старушка сетует, что на портянки материи нет, а на транспарант ушел огромный лоскут. Буржуй мерзнет на перекрестке, поп грустит, барыня падает на льду, писатель вития пророчит гибель России, а бродяга хочет знать, что впереди.

10 слайд. А вперед, в неведомую даль идут двенадцать: революционный патруль, представители нового мира:

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом - огни, огни, огни…

11 слайд. Образ этих двенадцати противоречив:

В зубах - цыгарка, примят картуз.
На спину надо б бубновый туз!

Бубновый туз - знак каторжников - деталь, характеризующая этих людей

Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!

12 слайд. Свобода без креста - беспредельная свобода, позволяющая нарушать все законы: грабить, убивать. Свобода без креста дает ощущение вседозволенности, безнаказанности:

13 слайд.

Пальнем-ка пулей в Святую Русь
Эх, эх, без креста!

В вихре революции без креста стираются грани между добром и злом, справедливой жестокостью и преступлением

14 слайд. Блок рисует неприглядный образ восставшей «голытьбы»:

Запирайте етажи
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
И они готовы проливать кровь:
«Те лети, буржуй, воробышком
Выпью кровушку….

15 слайд. И - убийство. Убивают Катьку - человеческая жизнь в революционную эпоху ничего не стоит. Убил Катьку Петруха, который ее любил. Этот сюжет о том, что под революционными лозунгами люди решают свои проблемы, сводят личные счеты. Эпоха вседозволенности накладывает отпечаток на души людей.

16 слайд.

Эх,эх! Позабавиться не грех
Но все равно - Скучно!
Ох ты горе-горькое
Скука скучная
Смертная
Пусто на душе - без креста, без совести, без имени святого…

17 слайд.

Усиливается вьюга, метель.
И звучат грустные размышления автора:
Идут без имени святого
Все двенадцать - вдаль
Ко всему готовы -
Ничего не жаль

18 слайд. Но это дозор, они представители новой власти, они устанавливают новый порядок. И в них пробуждается чувство революционного долга:

В очи бьется
Красный флаг.
Раздается мерный шаг.
Вперед, вперед
Рабочий народ!

19 слайд. И уже меняются двенадцать. Они заняты своим прямым делом:

«Их винтовочки стальные на незримого врага…»
И звучит «Варшавянка»: «Вперед - рабочий народ»

Мерный шаг, державный шаг - так идут уверенные в правильности пути люди.

Стремительным маршем -

Так идут державным шагом - в светлое будущее.

20 слайд. Основная идея поэмы - это шествие героев из одного мира в другой, сквозь кровь, убийства, страх, страдания, ненависть - вперед. Из старого мира - в новый, счастливый справедливый. Но мир без изменения человека не изменить. И начало этих изменений в своих героях Блок показал. Из разнузданной банды «с бубновым» тузом и «без креста» они к концу поэмы превращаются в революционный патруль, несущий службу, защищающий новый мир от врага.

21 слайд. Чувство революционного долга заставляет идти вперед, преодолевая стихию, страх. Мы видим готовность дать отпор любому врагу:

- Кто еще там? Выходи!
Вот проснется лютый враг…
Революционный держите шаг,
Неугомонный не дремлет враг!

22 слайд. Но кто там машет красным флагом? Кто ведет солдат сквозь метель, пургу, кто указывает путь?

Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим…
В белом венчике из роз-
Впереди Иисус Христос.

23 слайд. Иисус Христос - символ добра и веры. В этом образе - надежда на то, что все-таки дорога правильная, цель высокая.

И по-другому уже воспринимается название поэмы «Двенадцать». Двенадцать апостолов революции. Последователи, носители нового учения, которые вслед за Христом идут в новый мир света, правды, справедливости.

24 слайд. Образ Христа оказался неожиданным для самого поэта. «Страшная мысль этих дней: не в том, что красногвардейцы не достойны Иисуса, который идет с ними сейчас, а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы шел Другой».

«Я вдруг увидел, что с ними Христос - это было очень неприятно - и я нехотя, скрепя сердце должен был поставить Христа» (Из «Записки о «Двенадцати»)

25 слайд. И все-таки Иисус Христос! Он выведет Россию в светлое будущее.В этом - символ веры Блока. «А все-таки Христа я никому не отдам»,- и три года спустя после написания поэмы говорил Блок. В поэме образ Христа дан как высокий нравственный идеал, к которому надо стремиться. Поэт верил, что люди найдут дорогу к добру и красоте.

26 слайд. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать "апостолов революции", исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат .«Слушайте, слушайте музыку революции!»

27 слайд. Поэма Александра Блока «Двенадцать» - первое произведение о революции в русской литературе. Александр Блок услышал музыку революции, почувствовал ее грозную мощь: «Моря природы, жизни и искусства разбушевались, брызги встали радугою над нами. Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»…» (из «Записки о «Двенадцати» А.Блока).

Подводя итоги, ответим на следующие вопросы:

  1. Как Блок изображает революцию?
  2. Старый и новый мир: кем представлены в поэме?
  3. Какие символы использует Блок в поэме?
  4. Кто такие двенадцать? Какими они показаны в начале поэмы и в конце?
  5. Почему в конце поэмы появляется Иисус Христос? Что он символизирует?
  6. Как вы понимаете смысл названия поэмы?

Дополнительный материал