Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о романтическом герое.
- Раскрыть смысл легенды о Данко.
- Познакомить учащихся с принципом работы в рамках образовательной технологии «Перспектива»
Задачи:
- Углубление представления учащихся о «романтическом герое», «романтическом произведении».
- Раскрытие особенностей создания образа романтического героя в художественном произведении.
- Создание условий для развития навыков «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности.
- Формирование и развитие навыков владения речью в ходе дискуссии на тему: «Каков смысл легенды о Данко?»
- Организация работы учащихся в группах, развитие навыков коммуникативного взаимодействия.
Сценарий занятия.
В рамках технологии разработки и оценки создается четыре творческие группы. Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:
- Новаторы – «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
- Оптимисты – «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта);
- Пессимисты – «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта);
- Эксперты – «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).
Технология предусматривает четыре этапа – четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем – пессимистов, затем – экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.
Каждый этап-раунд длится около 15 минут:
- 4 минуты – выступление «новаторов»;
- 4 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
- 4 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую группу);
- 3 минуты – работа экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
- 0,5 минуты – смена ролевых позиций для групп. Возможным моментом использования метода «Шесть шляп» в рамках технологии разработки и оценки идеи является возможность выразить свои эмоции и чувства (т.е. оказаться под полями «красной шляпы») только в перерывах между раундами. Если кто-либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.
Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.
Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.
Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:
Группы | Новаторы | Оптимисты | Пессимисты | Штрафы | Итого |
1 группа | |||||
2 группа | |||||
3 группа | |||||
4 группа |
Суммарно по времени четыре раунда займут 63 минуты. 2 минуты – завершающая часть занятия, выводы, награждения. Длительность занятия – 65 минут.
Подготовительный этап – работа под полями «белой шляпы».
Всем ученикам предлагается дома прочитать отрывок из рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького «Легенда о Данко», подобрать дополнительный материал (самостоятельно); подумать над проблемой: «Романтический герой М.Горького. Какой он? Каков смысл легенды о Данко?»
Замечание: при изучении творчества Дж. Байрона учащиеся уже знакомились с отличительными особенностями романтического произведения.
Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание-вопрос, по которому будет необходимо выступить на предстоящем уроке:
1 группа – Каковы отличительные особенности романтического произведения?
2 группа – Данко М.Горького - романтический герой?
3 группа – М.Горький утверждал: «…романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного». (Из писем А.М.Горького.) Что «красивого, честного, благородного» хотел видеть Горький в человеке?
4 группа – Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? Зачем М.Горький в финал легенды вводит этого героя? Как финал помогает уточнить смысл легенды о Данко?
Ход занятия.
Дорогие ребята! Сегодня мы будем обсуждать очень важные проблемы, говорить о мотивах поведения, поступков людей. Я предлагаю участвовать в этом всем, но организованно. Для работы мы создадим четыре творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня проблемы. Каждая группа на определенном раунде будет работать в своей ролевой позиции:
- Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?
- Отмечать в выступлении все положительное.
- Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?
- Отмечать в выступлении все отрицательное.
- Третья группа – «эксперты».
- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов, пессимистов.
- Четвертая группа – «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.
В конце занятия подведем итоги, узнаем победителя. Напоминаю вам о 10-бальной оценочной шкале. Обращаю внимание на таблицу, в которой есть графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами, вести себя некорректно по отношению к выступающим товарищам.
1 раунд: Выступление первой группы.
Вопрос: Каковы отличительные особенности романтического произведения?
Тезисы выступления учащихся:
- Необычный герой: с опустошенной, одинокой душой, далекий от всех в этом мире. Он хочет любить. Но все уже позади. Любви в жизни нет, герой ее лишен. Нужно забыть о внутренних желаниях (Байрон: «Не мальчик ты!»), потому что нужны «славные дела». Герой видит необходимость отдать «свое дыхание в бою» за «славы край».
- Необычные обстоятельства: необычное событие, интересный сюжет, в котором автор передает свои чувства и переживания, часто трагический финал. Так у Байрона одно из стихотворений заканчивается призывом: «Взгляни кругом, найди свой холм и спи, солдат!», т.е. не пожалей своей жизни за свободу того края, которому служишь.
- Необычный язык: метафоричность языка, обилие сравнений, восклицательных и вопросительных предложений, многочисленных обращений, которые создают возвышенный, торжественный характер речи.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции.
Оптимисты:
- Выступали организованно. Выделили главное, привели примеры из творчества Байрона.
- Хорошо охарактеризовали все главные признаки романтического произведения. Удалась часть выступления, в которой речь шла об особенностях языка романтического произведения.
- Соблюдалась грамотность, логичность речи.
Пессимисты:
- Не указали на разочарованность героя, сознательно порвавшего с обществом. Это добровольный изгнанник, он бунтует против всего, что его окружает.
- Не упомянули о необычной внешности героя: вспомним: «кудри черные до плеч», горящие черные глаза, сумрачные брови и т.д.
- Не сказали о том, что окружает романтического героя: море, горы, природа юга, пышные красоты мира, а возможно, и просто придуманный, воображаемый, нереальный мир.
Эксперты:
- Ребята-новаторы подготовились очень хорошо. Их выступление отличалось логикой, каждое из высказываемых положений подтверждалось примерами из творчества Д.Байрона. Хотелось бы услышать четкий вывод в виде краткого тезиса: трагический герой, трагическая судьба, яркие и необычные чувства.
- Пессимисты правы, указав на необычность еще и зримого облика романтического героя и обстановки, в которой он оказывается.
- Думаем, что выступление звучало бы интереснее, если бы новаторы представили собственные рисунки-представления романтического героя в необычной обстановке или воспользовались рисунками и картинами известных художников.
Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 8 баллов. Пессимистам – 9 баллов.
Меняются ролевые позиции. Теперь каждая группа будет действовать под полями другой «мыслешляпы».
2 раунд: Выступление второй группы.
Вопрос: Данко М.Горького - романтический герой?
Тезисы выступления учащихся:
- Данко, выведший людей к солнцу и свету, гибнет. Сердце его растоптано «осторожным человеком». Это трагический герой.
- Ярки и необычны его чувства. Он бунтует против всего, что его окружает.
- Необычна его внешность: горящие глаза.
- Он одинок среди людей, которые не хотят что-либо предпринимать для своего спасения.
- Он хочет и может любить всех. Но и в своих чувствах он одинок. По отношению к себе любви людей не чувствует, герой ее лишен. Осознает свою силу и способность помочь людям, понимает, что нужно забыть о себе (как у Байрона: «Не мальчик ты!»), потому что нужны «славные дела». Герой Байрона видит необходимость отдать «свое дыхание в бою» за «славы край». Герой Горького («Что сделаю я для людей?») вырывает из груди свое сердце, горящее, как солнце, чувством любви и сострадания к слабым людям, и освещает им путь из мрачного, сырого болота к теплу и свету.
- Данко – романтический герой.
Выступление закончено.
Оптимисты:
- Замечательное выступление!
- Коснулись всех отличительных особенностей романтического героя.
- Привели примеры-доказательства. Установили параллель с творчеством Байрона.
- Сделали вывод, с которым нельзя не согласиться.
Пессимисты:
- Не отмечено, что герой Горького оказывается в необычных обстоятельствах: не среди пышущей, радостной природы, а среди топкого болота и страшного, несущего гибель людям леса.
- Необычно и событие, участником которого он становится. Данко повел людей за собой, но они, уставшие, готовы убить его. Кульминацией событий становится сцена суда над «смельчаком» Данко. Чувства и переживания людей и Данко достигают наивысшего накала: что победит – любовь или ненависть?
Эксперты:
1. Новаторы привели доказательства того, что Данко – романтический герой, сделали обоснованный вывод. Вновь вспомнили стихотворение Байрона. Это сопоставление было и оригинальным, и уместным, раскрывающим суть подвига Данко.
2. Пессимисты внесли важное дополнение о необычности обстоятельств, обстановки, в которой
Данко совершает свой подвиг во имя любви к людям.
Новаторам ставим 10 баллов, оптимистам – 9 баллов, пессимистам – 10 баллов.
Меняются ролевые позиции.
3 раунд: Выступление 3 группы.
Вопрос: М.Горький утверждал: «…романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного». (Из писем А.М.Горького.) Что «красивого, честного, благородного» хотел видеть Горький в человеке?
Тезисы выступления учащихся:
- Сила воли, решительность.
- Способность на самопожертвование.
- Умение любить бескорыстно.
- Готовность на подвиг во имя любви к людям.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции.
Оптимисты:
Ребята умело выделили и назвали главные человеческие качества, которыми М.Горький восхищался и хотел видеть в людях, мечтал, чтобы они были присущи каждому в тот период истории, когда русское общество было охвачено предчувствием больших социальных потрясений. Очень важно было быть готовым к подвигу. А для подвига необходимы те черты человеческой личности, которые он изобразил в Данко. Важным, на наш взгляд, является замечание, что героизм Данко проявляется в том, что он не бежит от своего слабого окружения, а отдает силы жалким, трусливым созданиям, мечтая пробудить в их душе светлые порывы к свету и свободе.
Пессимисты:
- Получилось своеобразное перечисление человеческих качеств. Развернутого суждения не услышали.
- Готовность к «бескорыстной любви» и «готовность на подвиг во имя любви к людям» - два качества, названные «новаторами», - нам представляются одним качеством. Не стоило их разъединять и рассуждать о них в отдельности.
- Не назвали очень важного качества героя: способности испытывать счастье, внутреннее удовлетворение от достижения цели. М.Горький не случайно говорит о состоянии Данко, выведшего людей из тьмы болот: оно характеризуется как радостное. Гибель героя и его радость как раз и объясняются тем, что цель достигнута, тьма преодолена: «…тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река…»
Эксперты:
- «Новаторы» справились с поставленной перед ними задачей, ответили на вопрос: «Что «красивого, честного, благородного» хотел видеть Горький в человеке?» Хотя ответ получился, действительно, фразовым, мало доказательным.
- Оптимисты развернули ответ «новаторов» и сделали его завершенным.
- Пессимисты правы в том, что одно и то же качество личности «новаторами» выделено как разные. Считаем, что рассогласованность группы «новаторов» сказалась на общем результате ответа.
Новаторам ставим 5 баллов, оптимистам – 8 баллов, пессимистам – 10 баллов.
Меняются ролевые позиции.
4 раунд: Выступление четвертой группы.
Вопрос:
Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? Зачем М.Горький в финал легенды вводит этого героя? Как финал помогает уточнить смысл легенды о Данко?
Тезисы выступления:
Непохожие, сильные люди всегда пугали слабых людей своей необычностью, яркостью, умением разрушать то, к чему все так привыкли, умением вносить в жизнь что-то новое. Слабому человеку не хочется этих перемен. Пусть все будет по-старому! Пусть жизнь течет привычно, размеренно. К чему волнения?! Поэтому он – на горящее сердце - ногой! Это тип «бескрылых» людей, которым не суждены взлеты. (Вспомним других горьковских героев - Сокола и Ужа). Их, «бескрылых», в нашей жизни громадное множество. Но сердце Данко рассыпалось «в голубые искры», которые «являются» в степи перед грозой и сияют, сияют… М.Горький хотел подчеркнуть мысль о том, что идеальный мир Данко противостоит реальному, противоречивому, далекому от идеала. Значимость подвига этим не умаляется.
Выступление закончено, каждая группа работает в своей ролевой позиции.
Оптимисты:
Ответ группы продуман, логически выстроен, связан с оценкой нашей реальной, не романтической действительности. Сумели сделать это интересно, провели параллель с героями «Песни о Соколе». Выводом стало утверждение, что смысл легенды о Данко – в прославлении подвига.
Пессимисты:
Не заострили внимания на том, что образ «осторожного человека» дан в финале легенды о Данко. Значит, Горький придавал ему особое значение. На наш взгляд, стоит противопоставить «осторожного человека» не Данко, а тем «счастливым» людям, которые вообще не заметили смерти героя и «не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце», спокойно переступили через него и устремились вперед. Вот что пугает нас больше всего. А может, подвиг, который совершил Данко, был неразумен? Может, стоило зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса? Подвиг должен совершаться в разумных пределах.
Нам кажется, что М.Горький финалом легенды пытается сказать, что нельзя требовать героизма от всех, но научиться уважать его можно. Горький не принимает позиций как «осторожного человека», так и бесчувственных людей, не заметивших горящего сердца Данко. Поэтому смысл легенды не в том, чтобы прославить подвиг, а в том, чтобы научить людей уважать героизм.
Эксперты:
- Выступление «новаторов» было обоснованным и интересным, они справились с поставленной перед ними задачей, обнаружили смысл легенды в том, что «идеальный мир Данко противостоит реальному, противоречивому, далекому от идеала». И этим противопоставлением подчеркнули значимость подвига Данко.
- «Оптимисты» поддержали проведенную «новаторами» параллель с героями «Песни о Соколе». Они согласились с тем, что смысл легенды о Данко – в прославлении подвига.
- Новый взгляд на смысл финала легенды представили «пессимисты», увидевшие большее зло в бесчувственности и неблагодарности свободных после выхода из болота людей. Финал легенды они осмыслили по-своему интересно: Горький не требует героизма от всех, но учит его уважать.
- Считаем, что все группы в четвертом раунде поработали особенно интересно и открыли перед своими товарищами возможность рассуждать дальше над вопросами:
- Разумен или неразумен поступок Данко?
- Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
- Действительно ли «в жизни всегда есть место подвигу»?
Новаторам ставим 10 баллов, оптимистам – 10 баллов, пессимистам – 10 баллов. Заполняем таблицу, считаем очки. Победившая группа выходит на награждение.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали, сумели не просто войти в мир романтического произведения, но и почувствовать авторскую оценку – восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности. А ведь образ повествователя – один из самых незаметных в произведении, он обычно остается в тени. Но у Горького герой-рассказчик является важнейшим средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них.
Домашнее задание: сочинение-рассуждение на одну из тем, обозначенных нашими экспертами в конце четвертого раунда.
Главный итог занятия - реализованная возможность эффективно управлять своим мышлением в ходе совместной деятельности, думать не стихийно, а упорядоченно. Дети работают с информацией, слушают и слышат друг друга, представляют найденную информацию, аргументируют свою точку зрения, видят слабые и сильные стороны в обсуждаемой проблеме, находят погрешности и несовершенство предложенной информации и тем самым в групповой работе достигают положительных результатов в их логическом обосновании. Это воспитывает культуру обмена мнениями, подводит к мысли о незавершенности многих суждений и необходимости мыслить дальше, обнаружив скрытую ценность в том, что пока до конца еще не поняли, возможно, не заметили. Так выработанным идеям предстоит дальнейшее развитие и совершенствование в индивидуальной творческой работе под полями «красной шляпы», т.е. на уровне эмоций: нравится ли идея?