Цели:
- Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом;
- Развивающая: развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся;
- Воспитывающая: сделать свой нравственный выбор, оценивая поступки литературных героев.
(пословица)Где грех – там смерть.
Ход урока
Учитель объявляет тему урока, цели. Класс делится на группы. Каждая группа выбирает цветной жетон, на обратной стороне которого указан номер карточки.
Самостоятельная работа учащихся в группах по выбранной карточке.
Карточка № 1.
Задания:
- Выпишите названия словарей, из которых взяты статьи.
- Сделайте сопоставительный анализ содержания статей.
- Выпишите определения того, что такое грех из любого словаря.
- Согласны ли вы с этим определением и почему?
Карточка № 2.
Задания:
1. Выпишите из “Легенды о двух великих грешниках” Н.А. Некрасова, в чем были грешны.
Кудеяр | пан Глуховский |
2. В чем грешны оба?
3. В чем разница между ними?
Карточка № 3.
Задания:
- Прочитайте “Нагорную проповедь” Христа.
- Выпишите его заповеди.
- Можем ли мы убедиться, что старец Кудеяр из легенды Некрасова, убив пана Глуховского, действует согласно христианскому закону любви и милосердия?
- Какие заповеди он нарушает? Подчеркните их.
Карточка № 4.
Задания:
- В чем сходство Данилы из “Легенды о совестном Даниле” Н. Лескова и Кудеяра из “Легенды о двух великих грешниках” Н.А. Некрасова?
- Оправдывают ли люди грех Данилы? Почему?
- Как понимает Данила заповедь Христа: “Не убий!”. Найдите и зачитайте размышления Данилы после убийства эфиопа.
- Чем можно искупить грех убийства?
Карточка № 5.
Задания:
- Выпишите названия фильмов.
- Прочитайте их краткое содержание.
- Выразительно прочитайте классу содержание фильма “Меченосец”.
- Проанализировав краткое содержание фильмов, ответьте на вопрос: “Как современное кино отвечает на проблемный вопрос урока: “Всякое ли убийство – преступление?”
- Часто супергероем в фильмах является человек, мстящий за себя и свою семью, убивающий негодяев и преступников, можно ли оправдать его поступки?
Учитель обращается к названию произведения.
Кто такой грешник? Какого человека мы называем грешником? Что такое грех? Каким он бывает?
Составление ассоциативного ряда (грех тяжкий, малый, большой, вольный, невольный, простительный, великий, смертный).
Что значит совершить грех?
Выступление первой группы.
Работа с понятием “грех”. Энциклопедический словарь “Христианство”. Новая философская энциклопедия. Словарь В. Даля. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
– Почему грешники в легенде Н. Некрасова названы великими? Какие великие грехи они совершили?
Выступление второй группы.
Работа с учебником “ В мире литературы. 9 класс”: стр. 64, вопросы:
- Когда с Кудеяра “скатилося бремя грехов”?
- Кто вершит высший суд над паном Глуховским?
- Можем ли мы убедиться, читая легенду, что христианский закон регулирует поведение старца Кудеяра?
Может ли убийство быть оправдано?
Это проблемный вопрос нашего урока.
Учитель берет весы. На подставке весов написано:
ДА / НЕТ
Учащиеся делают свой выбор, кладя на весы шарики.
Для того, чтобы разобраться в проблемном вопросе, обратимся к другой легенде Н. Лескова “Легенда о совестном Даниле”.
Выступление третьей группы.
Выступление четвертой группы.
Какой ответ дает “Легенда о совестном Даниле” на проблемный вопрос урока?
Выступление пятой группы.
Как современное массовое кино отвечает на проблемный вопрос урока?
Составление опорной схемы вместе с учащимися.
Может ли быть оправдано убийство?
Евангельский текст НЕТ |
Легенда Н.Некрасова “О двух великих грешниках”. ДА |
“Легенда о совестном Даниле” Н. Лескова НЕТ |
Современное массовое кино (боевики). ДА |
Изменилось ли ваше первоначальное мнение относительно проблемного вопроса урока?
Учитель берет весы. На подставке весов написано:
ДА / НЕТ
Учащиеся делают свой выбор, кладя на весы шарики. Обсуждаются результаты.
Домашнее задание:
Всякое ли убийство – грех? Почему? Обоснуйте свою точку зрения (письменный ответ).