Цели урока:
1. Дидактическая:
- раскрыть идейно-художественное содержание повести;
- совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами;
- формировать навыки литературоведческого анализа текста (постижение идеи произведения в единстве формы и содержания);
- совершенствовать навыки сравнительного анализа.
2. Развивающая:
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь;
- развитие аналитического мышления.
3. Воспитательная:
- осознанное, вдумчивое чтение, бережное отношение к слову;
- воспитание чувства долга, ответственности, взаимопонимания.
Запись в тетради и комментирование литературоведческих терминов:
- Эпиграф.
- Тема «маленького человека».
- Идея.
- Проблема.
- Литературный герой.
- Конфликт.
- Характеристика героя.
- Нравственный выбор.
- Авторская позиция.
- Ирония.
- Композиция.
- Сравнение.
- Эпитет.
На изучение данного произведения программой отводится 1 час. Как правило, учитель делает акцент на рассмотрении социальной и нравственной проблем:
- проблемы бесправного положения «маленького человека»;
- проблемы нравственного выбора.
На мой взгляд, данный текст является благодатным материалом для обучения литературоведческому анализу: через идейно-художественный анализ некоторых эпизодов возможно более глубокое раскрытие содержания произведения. Учитель обращает внимание на смысловую нагрузку слова, развивая, таким образом, лингвистическое чутьё, воспитывая и развивая читательскую культуру.. Подобная форма работы предполагает самостоятельное рассмотрение хрестоматийных вопросов в письменной форме. Этот этап можно обозначить как выявление читательского восприятия учащихся. К примеру, следующие вопросы, традиционно разбирающие в классе, учащиеся 7 класса способны рассмотреть самостоятельно:
- Каков смысл названия произведения? Почему повесть названа не именем главного героя «Самсон Вырин»(по аналогии «Дубровский», «Евгений Онегин»)?
- В чём состоял нравственный выбор Самсона Вырина и Дуни?
Учитель заранее раздаёт вопросы и обозначает фрагменты, над которыми ребята будут работать в классе.
Вопросы к уроку:
- Определите тему, идею, конфликт, проблемы повести. Какие аспекты проблем вы можете выделить?
- Авторское отношение к героям? (см. презентацию в приложении)
- Что общего и различного в судьбах героев картин Венециана А.В. «Дуня на могиле отца» и Рембранта «Возвращение блудного сына»?
- Каков смысл последних строк произведения и какова связь между этими строчками и эпиграфом?
Эпиграф урока:
И долго буду тем любезен я народу,
что чувства добрые я лирой пробуждал.А.С.Пушкин
Эпизоды №1
«…Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл… Отошел несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… но ассигнаций уже не было».
Анализ данного эпизода позволяет выявить не только бесправное положение «маленького человека», но и наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем. Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять», «десять», а перед существительным «ассигнаций», то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал»бумажки в комок. Лингвистический анализ:
- смятых - сжал;
- ассигнации -бумажки.
- позволяет увидеть негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком»), его моральное превосходство, но глаголы «подумал», «воротился» разочаровывают читателя, напоминая ему об эпохе, когда народ ещё не созрел до осознанного бунта.
Эпизод №2
«.…Таков был рассказ приятеля моего, старого смотрителя, рассказ, неоднократно прерываемый слезами, которые живописно отирал своею полою…. Слёзы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять стаканов в продолжение своего повествования: но как бы то ни было, они сильно тронули моё сердце…».
Данный эпизод позволяет выявить авторское отношение к герою. Притяжательное местоимение «моего» передаёт расположение рассказчика к станционному смотрителю. Наречие «живописно», глагол «вытянул», вместо стилистически нейтрального «выпил», указывают на социальную слабость русского мужика. Самсон Вырин был человеком слабым, привыкшим к твёрдой руке: жесткости барина или любви дочери. Таким образом, проблема социальная выходит за рамки, обозначая другой аспект – нравственно-философский. Это подтверждает и анализ следующего эпизода.
Эпизод №3
«В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле. Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая чёрные кудри на свои сверкающие пальцы….
Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался…»
Ребята обращают внимание на сравнительный оборот «как наездница на своём английском седле». Езда верхом на лошади – удовольствие аристократов, обученных этому с детства. Художественная деталь позволяет сделать вывод о комфортности и прочности положения Дуни в доме Минского. «Одетая со всею роскошью моды», «сверкающие пальцы» красноречиво передают нежное отношение офицера к дочери станционного смотрителя.
Допускается мысль, что Самсон Вырин мог любоваться не только красотой Дунечки, но и её положением, её жизньюв роскоши. Вот тут-то и вступают в конфликт противоречивые чувства: любовь и ревность отца. Ведь «приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться». Очень важен для понимания истинной причины трагедии героя фразеологизм «махнул рукой», невольно напоминающий усталость современных родителей, боровшихся против шалостей детей. В душе старик понимал, что Дунечка заслуживает другой жизни, но он вступил в общечеловеческий конфликт: почему счастье дочери даётся ценой отцовского счастья? Этот философский аспект помогает усилить сравнительный анализ двух картин: Венециана А.В. «Дуня на могиле отца» и Рембранта «Возвращение блудного сына» (см. презентацию в приложении).
Что общего и различного в судьбах героев?
Дуня просит прощения у отца на могиле, раскаяние запоздалое. Вопрос: «Счастлива ли Дуня? почему? –усиливает философский аспект конфликта повести. Невозможно быть счастливым ценой благополучия дорогих, близких людей.
Эпизод №5
«И я дал мальчишке пятачок и не пожалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных»
Анализ этого эпизода подведёт к ответу на вопрос: «Почему автор завершает повесть именно этими строчками и какова связь между ними и эпиграфом?»
(И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал)
Очень важно, на какой мысли автор заканчивает своё произведение. Нравственно-философский аспект в повести А.С.Пушкина является ключевым. Это произведение имеет мощный потенциал не только в формировании и развитии эстетического чувства юного читателя, но и благодатным материалом для воспитания таких качеств как чувства долга, ответственности за тех, кто нам дорог и кому мы обязаны жизнью.
Итак, учащиеся 7 класса способны прикоснуться к философскому аспекту конфликта повести. Анализ эпизодов в единстве формы и содержания способствует развитию аналитического мышления, формирует навыки исследовательского подхода к тексту.
Эта форма деятельности позволяет ребятам сделать вывод, что каждое изучаемое произведение таит в себе нераскрытый смысл, постичь который невозможно до конца. Ученики убеждаются в том, что способность видеть все грани слова зависит от жизненного и читательского опыта, и это обстоятельство непроизвольно подведёт их к потребности возвращаться не раз к прочитанным произведениям.