Литература
-
Опыт организации работы над проектом "Интервью о военной поэзии" на уроках литературы в 7-м классе 2025
Ежегодно на уроках литературы мы посвящаем несколько занятий теме Великой Отечественной войны. В учебнике для 7-го класса есть статья «Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии». Эта статья и навела на мысль о проекте «Интервью о военной поэзии».
-
Конспект урока по литературе «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака» ) с презентацией 2025
С рассказом Л.Андреева "Кусака" учащиеся знакомятся в 7-м классе. Изучению рассказа отводится 2 часа. Основное внимание на уроке уделяется воспитанию нравственных чувств и качеств.
-
Музейный урок: «Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество». 10-й класс 2025
Цель урока: знать биографию писателя; знать аспекты творчества; уметь работать с текстами разных стилей и жанров.
-
Литературная гостиная «Говорит Ленинград» 2025
Литературная гостиная «Говорит Ленинград» посвящена 82-й годовщине со дня прорыва блокады Ленинграда. В данной работе раскрывается роль радио как единственного средства общения города Ленинграда со страной в годы Великой Отечественной войны. В литературной гостиной показывается роль поэзии, которая приняла на себя благородное бремя почти всего искусства в годы блокады.
-
Роль пейзажа в рассказе Тургенева «Бежин луг» 2025
На уроке учащиеся знакомятся с идейно-художественными и жанровыми особенностями очерка «Записки охотника». Задачи урока: показать взаимосвязь человека и природы в рассказе, их гармонию, а не конфликт; определить роль пейзажа; воспитывать умение видеть красоту русской природы, гордиться своей Родиной.
-
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ 2025
ЕГЭ, ОГЭ сегодня – неотвратимая реальность, и, наверное, каждый из педагогов продумал систему подготовки своих учеников к итоговой аттестации. Неоценимую помощь в этом плане могут оказать учителю информационные и коммуникативные технологии. Прежде чем непосредственно перейти к тому, как я использую ИКТ при подготовке учащихся к экзаменам в новой форме, наверное, есть необходимость немного поговорить о теоретических основах, о создании мультимедийного урока.
-
Читай играя 2025
Представленные упражнения позволяют ребятам учиться сосредотачиваться на задании учителя, увеличить скорость и продуктивность чтения. А ещё – упражнения делают чтение не монотонной скучной рутиной, а очень «живой», интересной игрой.
-
Театрализованная деятельность в детском саду 2025
Цель занятия: развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре, путем освоения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей); закреплять у детей развитие коммуникативных навыков через литературные произведения; создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, воспитывать желание ребенка быть не похожим на других, разбудить его фантазию и максимально реализовать его творческие способности.
-
Формирование читательской грамотности младших школьников при работе с познавательной литературой 2025
Учащимся начальной школы, как правило, предлагается стандартная классификация текстов: текст-описание, текст-рассуждение и текст-повествование. В круг детского чтения, кроме художественной литературы, входит познавательная. Детская познавательная литература, которая в свою очередь делится на научно-художественную и научно-познавательную, включает в себя произведения, которые посвящены популяризации сведений из различных областей знаний – естествознания, истории, техники, физики и многих других. Читательская грамотность – это не просто способность понимать текст. Это ключевое метапредметное умение, формирующееся у младших школьников и находящее свое применение не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни в целом. Достижение педагогом успешного результата в ее формировании – это результат ежедневной кропотливой работы, с учетом особенностей использования технологий обучения, методов и приемов в педагогической практике.
-
Вопросы к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 2025
Подготовлены вопросы для проверки усвоения содержания повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
-
«Осужден я на каторге чувств…» Литературный вечер, посвящённый 130-летию со дня рождения С.А.Есенина 2025
Представлен сценарий вечера, посвященного жизни и творчеству С.Есенина.
-
Литературный ринг "Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из нас" 2025
Представлен литературный ринг к 225-летию со дня рождения А.С.Пушкина.
-
Гласная буква Ю,ю 2025
Цели урока: познакомить учащихся с йотированной гласной буквой Ю,ю, обозначающей два звука в начале слова и после другой гласной; сформировать понимание обозначения буквой ю показателя мягкости согласного в слиянии; подвести учащихся к открытию функции буквы ю в обозначении двух звуков в словах после мягкого знака.
-
Развитие осмысленного чтения: техники и стратегии для учителя 2025
Осмысленное чтение является одной из ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения и личностного развития учащихся. В данной статье рассматриваются техники и стратегии, которые могут помочь учителям начальных классов эффективно развивать навыки осмысленного чтения у детей. Обсуждаются основные подходы к обучению, важность активного вовлечения учеников в процесс чтения, а также предложения по улучшению понимания прочитанного на разных этапах обучения.
-
Романтизм в западноевропейской и русской культуре 2025
Для глубокого изучения искусства разных эпох недостаточно уроков, выделенных программой. Для этого в нашем лицее была разработана система эстетических недель (лекции и практические занятия) для 8–11-х классов, чтобы методом погружения изучать эпоху и различные виды искусства этой эпохи: музыку, живопись, архитектуру, и, наконец, литературу. Занятия проходят в лекционном зале, аудитория – воспитанники 8–11-х классов. Данная разработка – это одно лекционное занятие (2 часа), которое знакомит воспитанников с западноевропейским и русским романтизмом. Материал лекции выстроен с опорой на пройденный материал и предполагает сопоставительный анализ идей классицизма и романтизма.
-
Бинарный урок-проект по географии и литературе "Касаясь трёх великих океанов..." Этнографическое путешествие по России 2025
Фольклор, в переводе, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор – это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, т.е. фольклор – это народное историческое культурное наследие любой страны мира.
-
Творчество Эрнеста Теодора Амадея Гофмана 2025
В России всегда любили Гофмана. Образованная молодёжь зачитывалась им по-немецки. В библиотеке А.С.Пушкина стояло полное собрание сочинений Гофмана во французских переводах. Очень скоро появились и русские переводы, например, «История щипцов для орехов», или «Грызун орехов и царёк мышей» — так тогда назывался «Щелкунчик». Трудно перечислить всех деятелей русского искусства, испытавших влияние Гофмана (от Одоевского и Гоголя — до Мейерхольда и Булгакова). И тем не менее, какая-то загадочная сила долго препятствовала изданию всех книг Э.Т.А.Гофмана на русском языке. Только теперь, спустя почти два века, мы можем прочесть знаменитые и незнакомые тексты писателя, собранные и прокомментированные, как то и подобает творениям гения.
-
Методическая система обучения литературе в 10-м классе 2025
Цель: изменение подхода к изучению художественной детали в рамках изучения школьного курса литературы в 10-м классе.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме «А.С.Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"» 2025
Учитель на уроке знакомит учащихся с особенности литературной сказки.
-
Рождественский музыкальный спектакль по мотивам произведений А.П.Чехова «На деревню, дедушке» 2025
Представлен Рождественский музыкальный спектакль по мотивам произведений А.П.Чехова «На деревню, дедушке».
-
Презентация к уроку литературного чтения "Волшебный мир сказок". 2-й класс 2025
Презентация знакомит учащихся 2-го класса с удивительными сказками А.С.Пушкина.
-
Поговорим о важном. Половое воспитание подростков 2025
C 1 июля 2023 года сотрудниками Центра социальной помощи семье и детям реализуется проект «Молодая мама», получивший грунтовую поддержку Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Изначально работа была направлена на профилактику ранней беременности, абортов, половое воспитание несовершеннолетних и на сопровождение несовершеннолетних беременных.
-
Сборник стихотворений "Двенадцать месяцев" 2025
Сколько месяцев в году? Поиграем в чехарду? Каждый важен и красив, приглашаем в гости их.
-
Великая российская революция в литературных произведениях (на примере поэмы А.Блока "Двенадцать"). Урок-версия 2025
Блок ощущал неизбежное приближение социальных катаклизмов. Империалистическую войну он оценил как испытание, которое надо перенести, чего бы то ни стоило. Поэт не славил войну, не писал ура-патриотических стихов, голос его Музы был скорбен.
-
Урок художественного чтения «Поэты Карелии о Великой Отечественной войне» 2025
Цель урока: знакомство с военной лирикой авторов Карелии.
-
Поэзия Великой Отечественной войны. Урок пресс-конференция в 6-м классе 2025
Мы перешагнули рубеж третьего тысячелетия, но вновь и вновь обращаемся к событиям века двадцатого, оставившим след в судьбе народа. В жизни человечества есть даты, которые будут помнить всегда. Великая Отечественная война – одна из таких дат. К ней часто будут обращать взор летописцы, философы и писатели. История пережитой народом трагедии и достигнутой Победы живёт сегодня с нами. Она – источник боли и горечи, гордости и славы.
-
Развитие читательской грамотности методом концептуального анализа текста 2025
Цель концептуального (смыслового) анализа текста (термин «концепт» синонимичен термину «смысл») – дать по возможности полное знание о нравственном понятии, существующем в сознании носителей культуры, или, согласно Д.С.Лихачѐву, «концептоносителей». Это знание выражено в определѐнных языковых единицах. В данном случае речь идет не о словах-лексемах, а о концептах – «словах-образах». В результате концептуального анализа расширяются знания ученика о мире, о культуре, о национальных традициях, о складе мышления, нравственном состоянии и духовности своего народа. Пространство текста рассматривается как условие для создания диалога учащегося с нравственным концептом и с самим собой, развития индивидуального речевого смыслотворчества. В ходе работы с текстом методом концептуального анализа происходит трансформация учебной деятельности обучающихся в социокультурную, так как этот метод способствует не только обучению интерпретации текста, но и осознанию связи языка и культуры.
-
Презентация "Сергий Радонежский – великий русский святой" 2025
Святой Сергий мечтал о единстве своей Родины, об освобождении ее от иноземного ига, о прекращении смут. Вся его жизнь была служением Богу, Отечеству и ближним, потому он и прославлен Русской Церковью и русским народом.
-
Тема урока: «Кругом родные все места»… (по творчеству М.Ю.Лермонтова) (раздел Русская литература п.п. ХIХ века). 6-й класс 2025
Цели урока: познакомиться с родным местом поэта – Тарханами, с историей этого имения, узнать и пронаблюдать, как связаны отдельные эпизоды жизни-поэта с имением Тарханы, как они отразились в творчестве поэта; узнать, какие события, радостные и грустные, произошли с поэтом в этом имении; открыть для себя Лермонтова-поэта; продемонстрировать умение выразительного и вдумчивого чтения стихотворений; почувствовать красоту русской природы, полюбить, понять, насколько тесны семейные узы; воспитать чувство любви к родителям, чувство патриотизма и гордость за родную землю, которая подарила миру такого талантливого поэта, как М.Ю.Лермонтов.
-
Проект "Репа". Реализация с детьми 2025
В 1-м классе, зачитываясь русской народной сказкой «Репка», мы столкнулись с неожиданным вопросом от учителя: «Какие блюда из репы вы знаете?» Ноль ответов. В то время для нас, как и для многих современных детей, картофель был царем овощного мира. Мы привыкли к его повсеместному присутствию на наших столах, не задумываясь о том, что когда-то его место занимал другой овощ – репа. Что питало наших предков? Ответ прост – репа. Этот корнеплод, созревающий всего за два месяца, позволял получать несколько урожаев за сезон, обеспечивая население важным источником витаминов и питательных веществ. И вот, забытый и незаслуженно отодвинутый на второй план, этот овощ, некогда бывший символом достатка и процветания, стал объектом нашего исследования в 3-м классе.