Литература
-
Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" М.А. Шолохова 2011
Урок построен с использованием мультимедийной презентации. Основные цели урока: изучить "Донские рассказы" М.Шолохова, выявить концепцию гражданской войны в ранних произведениях М.Шолохова на примере рассказов "Родинка", "Чужая кровь"; повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Гражданская война"; определить тему и идею рассказов; особенность языка и стиля рассказов; формировать умение самостоятельно работать с художественным текстом.
-
Изображение Гражданской войны в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон" 2008
На уроке рассматриваются особенности авторского изображения войны, проводится сопоставление с творчеством других писателей XX века. Элементы исследовательской деятельности позволят учащимся самостоятельно добывать необходимый материал, обобщать его и делать выводы. Основная идея учебного занятия - осмысление трагической судьбы страны и человека в период гражданской войны.
-
Изображение либеральной интеллигенции в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь". 10-й класс 2015
Урок литературы в 10-м классе с применением технологии развития критического мышления. Основные методические приёмы в рамках данного урока: аналитическая беседа (постановка «толстых» и «тонких» вопросов), составление кластера, написание синквейна, сообщение учащегося. Цель урока – раскрыть идейное содержание сказки Салтыкова-Щедрина и показать её художественное своеобразие.
-
Изображение праведницы в сказке Н.С. Лескова "Маланья — голова баранья" 2003
В центре сказки Н.С. Лескова "Маланья - голова баранья" - русский национальный характер, праведница, живущая по христианским заповедям. Она каждый день совершает труднейший подвиг доброго участия и помощи ближнему. Раскрывая богатство внутреннего мира героини, десятиклассники легко постигают и позицию автора, считавшего, что "христианство есть учение жизненное, а не отвлеченное". Содержание этого небольшого произведения серьезно и глубоко: писатель заставляет думать и рассуждать о вечных общечеловеческих нравственных законах бытия. Составляя синквейны, учащиеся показывают умение резюмировать полученную информацию, излагать в нескольких словах свои чувства и представления, вызванные сказкой "Маланья - голова баранья".
-
Изображение Пятигорска в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" 2008
Урок знакомит учащихся с Пятигорском лермонтовского времени, каким его видел поэт, каким он изображал его в своих произведениях. "...Так бы и остался здесь жить на веки..." - это о Пятигорске сказал М.Ю.Лермонтов. И по иронии судьбы его жизнь оборвалась в столь любимом им городе. Здесь в последний раз молодой поручик танцевал вальс, здесь, в маленьком домике под соломенной крышей лежат его как бы невзначай забытые перо, блокнот, здесь лежит та дорога, по которой он проделал свой последний путь. Пятигорск неразрывно связан с Лермонтовым: об этом говорит каждый камень нашего города.
-
Изображение русского национального характера в произведениях русской литературы XIX–XX вв. 2008
Тема статьи представляет попытку учителя систематизировать материал по изученным произведениям. Анализируя произведения Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, стараюсь показать, что русский реализм способен видеть ещё и нечто незримое, что возвышается над видимым миром. Своеобразие народного мира отображает тип героя, созданный Шукшиным. О душе русского человека В.Г. Распутин пишет в рассказе "Изба". Представленный материал можно использовать на уроках литературы по обзорным темам, для подготовки обучающихся к итоговой аттестации по литературе.
-
Изображение трагической судьбы талантливого русского человека. Система образов в рассказе "Тупейный художник" 2008
Урок литературы в 10-м классе на тему «Изображение трагической судьбы талантливого русского человека». Система образов в рассказе «Тупейный художник» по произведению Н.С. Лескова.
-
Изобразительно-выразительные возможности фразеологии (фразеологизмы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») 2016
Урок русского языка на литературном материале (интеграция предметов). Тема: «Фразеология» изучается на фразеологическом материале романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Можно предположить, что лингвистический анализ текста романа на уроке русского языка будет способствовать более глубокому и компетентному анализу текста романа на уроках литературы.
-
Изобразительно-выразительные средства языка 2019
В статье приведены примеры изобразительно-выразительных средств языка: фонетические, морфемные, лексические, морфологические, синтаксические средства.
-
Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора 2010
На уроке формируется представление о метафоре как изобразительном средстве. Ученики работают в группах, находят общее между заданными словами, придумывают связывающие их ассоциации и приходят к пониманию сути метафоры. Сопоставляя предложения, видят, чем метафора отличается от сравнения. Знакомятся с алгоритмом составления метафор и сами их составляют, выясняют роль метафоры в поэтическом тексте.
-
Изобразительные возможности фонетического уровня русского языка на уроках литературы 2006
Одним из распространенных подходов при обучении целостному анализу текста является уровневый. В статье предлагаются упражнения, позволяющие развить навыки выявления и интерпретации художественных приемов фонетического уровня.
-
Изобразительные ресурсы русского словобразования. Сематизация морфем. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели 2003
Слово - первоэлемент художественной литературы. Каждая морфема оказывает влияние на лексическое значение слова. Количественный состав морфем, развитая синонимика значимых частей слова, разнообразие способов образования слов определяют, безграничные возможности для словотворчества, для языкового новаторства. Работа со словом, учит и приучает учащихся "читать художественные произведения филологически вооруженным глазом".
-
Изучение "деревенской" прозы: стилистические особенности раннего творчества Василия Белова 2007
В 2007 году исполняется 75 лет Василию Белову - знаменитому писателю современности, творчество которого - неотъемлемая часть наследия "деревенской" прозы. Язык произведений наполнялся эмоциональным порывом народного слова, его колоритом. Ценилась особая иллюзия достоверности жизни, якобы освобождённой от присутствия автора. Подобная стилевая ситуация, сохраняющая естественный контакт языка художественного текста и разговорной речи, свойственна ранней прозе Василия Белова.
-
Изучение “деревенской прозы” на уроках литературы в 11-м классе на примере рассказов Б.П.Екимова “Последняя хата”, “Не надо плакать” 2018
Главные задачи школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека. Поэтому и обращаюсь на уроках литературы в 11-м классе к “деревенской прозе”. Село всегда было символом нравственной жизни, национальных корней человека. Можно сказать, “деревенская проза” полемична по отношению к представителям современной молодежи о подлинных ценностях жизни, что побуждает спорить с писателем и всматриваться, вчитываться в незнакомую жизнь.
-
Изучение баллады Н.С. Гумилева "Змей". 6-й класс 2006
Урок знакомит учащихся с личностью Н.С. Гумилёва, расширяет представление о жанре литературной баллады на примере стихотворения Николая Степановича Гумилёва "Змей".
-
Изучение биографии писателя как средство воспитания интереса к урокам литературы в старших классах 2015
Обобщен опыт по изучению биографий писателей в 9–10-х классах. Встреча с классиком должна подготовить учащихся к восприятию творчества, к работе над художественными произведениями. Для биографии каждого писателя нужно найти свой ключ.
-
Изучение биографии Ф.М.Достоевского в школе 2023
В современной школе изучению творчества Ф.М.Достоевского отводится скромное место. В 8-м классе предлагается для изучения одно из его ранних произведений – «Белые ночи» или «Бедные люди», в 10-м классе - социальный, психологический и философский роман «Преступление и наказание». Чтобы ответить на вопросы, возникающие при прочтении произведения, начинать изучение творчества писателя в 10-м классе следует с тщательного знакомства обучающихся с биографией писателя, которую предлагается изучать в виде лекции с элементами беседы.
-
Изучение вступления в поэму А.С. Пушкина «Медный всадник» в 7-м классе 2014
В статье показано, как можно организовать работу учащихся на основе углубления в смысловое, нравственное, эмоционально-эстетическое содержание ключевых слов-образов художественного текста. Текст статьи – репортаж, по которому можно проследить логику урока, найти заинтересовавшие фрагменты беседы с учениками, стоит обратить внимание на вопросы и задания, находящие отклик у семиклассников, выделить для себя наиболее излучаемые текстовые моменты.
-
Изучение драматического произведения в 5-м классе 2011
Драма как род литературы вызывает трудности в восприятии у обучающихся в средних классов, поэтому перед уроками изучения драматического произведения необходимо провести занятие, раскрывающее суть драмы. В ходе урока дети в игровой форме узнают строение театрального зала, постигают особенности ролей актеров, режиссера, художника в создании спектакля и приходят к выводу, что существуют произведения, одинаково важные и для театра, и для литературы.
-
Изучение драмы А.Н.Островского "Гроза". 10-й класс 2016
Урок представлен в форме семинара. Такой вид работы предполагает предварительное знакомство учащихся с планом, по которому предстоит изучение художественного произведения (произведение должно быть прочитано заранее). План семинара может быть рассчитан как на один урок, так и на несколько (в зависимости от изучаемой темы).
-
Изучение драмы М.Горького "На дне". Различные трактовки образа Луки 2010
В статье представлен урок по изучению философской проблематики пьесы М.Горького "На дне". В ходе урока учащиеся смогут сравнить различные трактовки образа Луки не только в критике, но и в театральных постановках, выяснить причины различных интерпретаций образа. На уроке используется комплекс новых педагогических технологий. Предложенная система заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся на всех этапах урока.
-
Изучение зарубежной литературы на уроках литературы с целью приобщения учащихся к мировой классике 2024
В научной статье рассматривается то, как современное литературное образование – является приобщением учащихся к искусству слова, богатству не только русской классической литературы, но и зарубежной литературы.
-
Изучение истории и культуры малой родины на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2016
На самом севере липецкого края среди трёх районов находится посёлок Лев Толстой, бывшая станция Астапово, известная всему миру после 20 ноября 1910 года. На нашей станции провёл последние дни своей жизни великий русский писатель - Лев Николаевич Толстой. Поэтому я уделяю большое внимание изучению истории своего посёлка. В этом мне помогает краеведческая работа, обогащающая представления школьников о литературе и расширяющая их понятия о творческой деятельности писателей.
-
Изучение карело-финского эпоса "Калевала" 2012
Урок формирует представление о рунах как жанре фольклора, заинтересовывает учащихся в устном народном творчестве, воспитывает бережное отношение к традициям.
-
Изучение критических статей В.Г.Белинского (ст. № 8, 9) (после прочтения романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"). 9-й класс 2016
Цели урока: познакомить учащихся с критическими статьями В.Г.Белинского; совершенствовать навыки творческого, исследовательского восприятия материала, работы с источником дополнительной информации по предмету, умению правильно и лаконично строить ответ, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы, высказывать свое мнение; способствовать развитию логического мышления путем проблемных вопросов; вызвать интерес к внимательному чтению произведений Пушкина и к его эпохе.
-
Изучение лирики 2005
Богатства поэзии огромны. Как же я приобщаю своих учеников к поэзии? Два-три урока в году я посвящаю беседе о том, что такое стихи, в чем их отличие от прозы, даю ребятам теоретические сведения о ритме, об образной системе стихотворения. Существует методика обучения выразительному чтению. С основными правилами я знакомлю ребят и объясняю им, что искажение ритмики, музыкальности стихотворения ведет к недостаточно полному и правильному пониманию тех мыслей и чувств, которые выразил поэт. Поддерживая интерес к поэзии, я стремлюсь разнообразить формы уроков. Провожу уроки-беседы, уроки-портреты, где главным является слово о поэте, литературно-музыкальные композиции, уроки-рецензии. Поэзия - это одно из проявлений жизни, ее крылья. Можно не любить отдельные стихи, но нельзя не любить и не понимать поэзию.
-
Изучение лирики Н.Заболоцкого "Художественная картина мира Н.Заболоцкого" 2010
Урок знакомит учащихся с личностью Николая Заболоцкого, с его видением мира; осуществляется письменный анализ стихотворения "Дождь".
-
Изучение лирики С.А. Есенина в 11-м классе якутской школы 2008
В 11-м классе якутской школы изучение творчества С.Есенина можно проводить в сопоставлении с поэзией якутского поэта А.И. Софронова. Лирическая поэзия Софронова близка к есенинской по тематике, по ритмическому строю. Проведённые уроки по сопоставительному анализу подтвердили эффективность обучения русской литературе во взаимосвязи с родной литературой.
-
Изучение лирики Ф.И.Тютчева в 10-м классе. Презентация 2023
Представлена презентация по теме "Изучение лирики Ф.И.Тютчева в 10-м классе".
-
Изучение лирических произведений в школе для детей с нарушениями слуха 2021
В статье раскрыты особенности изучения лирики в школе для детей с нарушениями слуха, а также специфика восприятия лирических произведений данной категорией обучающихся.