Из опыта преподавания литературного чтения детям с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Литература, Начальная школа, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: 3

Ключевые слова: ОВЗ, литературное чтение, дистанционное обучение, надомное обучение


В статье мы знакомим с приемами надомного и дистанционного обучения ребенка-инвалида литературному чтению в начальных классах согласно нашему опыту работы в МБОУ «СШ № 2» г.Смоленска. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ регламентирует воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (Статья 79) [1].

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [2].

С 1969 года дети-инвалиды  обучались на дому педагогами-надомниками из общеобразовательной школы по месту жительства. Через несколько лет выяснилось, что такое надомное  образование не всегда соответствует образовательным стандартам и образовательным потребностям обучаемого ребенка. Причины: недостаточно четкая организация надомного обучения, неблагоприятная окружающая обстановка и др.

Организация дистанционного обучения детей-инвалидов началась после того, как 13 сентября 2005 года действующий Президент объявил о старте 4 приоритетных национальных программ, в том числе «Образование» – ПНПО. Проект поставил главную задачу – обеспечение равных возможностей для всех и для каждого. Для решения поставленной задачи ПНПО предусматривал:

  •  создание во всех регионах страны Центров дистанционного обучения (ЦДО) детей-инвалидов;
  •  подбор и соответствующую подготовку педагогических кадров для непосредственной работы с детьми-инвалидами;
  • оснащение кабинетов ЦДО, обучающихся детей и педагогов по месту жительства комплектами компьютерного оборудования, соответствующее программное обеспечение, подключение к сети Интернет.

Дети-инвалиды – это совершенно неоднозначное определение ребенка с ОВЗ, у каждого свои проблемы восприятия окружающей действительности – предметов, животных, их названий и роли в жизни человека. Главная проблема – отсутствие специальных учебников для дистанционного обучения в начальной школе. В своей работе мы чередуем надомное обучение и дистанционное. Это связано с заболеванием ребенка.

Кирилл Б. Пошел в 1 класс в 2016 году наравне со своими ровесниками. Проучился полгода. Затем был госпитализирован в московский научный исследовательский институт имени Блохина по состоянию здоровья. Чтобы не прерывать обучение во время длительного лечения, администрацией школы было принято решение перевести ребенка на дистанционную форму обучения.

Отметим, что мальчик посещал дошкольное образовательное учреждение, подготовку в школе.

В связи с заболеванием Кирилл Б. материал усваивает крайне тяжело. В 1 классе мы руководствуемся методикой Льва Николаевича Толстого, которую он использовал в своей «Азбуке» и «Новой Азбуке». Не повторяем Азбуку общеобразовательной школы (во время нахождения в медицинском учреждении ребенка посещает учитель надомного обучения города Москвы). Компьютерные программы имеют широкий выбор материала и позволяют продемонстрировать ребенку разные начертания букв и различные предметы, растения, животных, названия которых начинаются на изучаемую букву. Жизненный опыт Кирилла Б. ограничен, но программы позволяют найти знакомый предмет, помочь узнать его, запомнить название и соответствующую букву алфавита. Каждое новое слово произносим вслух несколько раз, уделяя главное внимание произношению звуков, правильному звуковому ряду при изучении слогов и слов, что особенно важно для детей с ОВЗ. Каждый новый урок начинаем с повторения пройденного, называя это речевой разминкой. Особое внимание считаем, что необходимо уделять малым формам фольклора, обучение которым мы считаем обязательным для ребенка-инвалида с ограничениями в общении в связи с заболеванием.

В ходе исследования нами были проанализированы учебники для литературного чтения с точки зрения наличия в них малых форм фольклора.

Содержательное ядро курса начального литературного образования заключено в системообразующих понятиях, охватывающих весь период обучения литературному чтению в 1-4 классах: человек, люди, человечество, семья, общество, мир вокруг, красота, милосердие, сострадание, человечность, доброта, великодушие, добро и зло, предательство, учение, чтение, класс, школа, дружба, честность, любовь, верность, счастье, любовь к родному дому и родному краю, Отечеству, история, отвага, героизм, патриотизм, народные представления и традиции, труд, природа, человек и природа, охрана природы, Земля, космос, вселенная и др.

Данные категории осваиваются и усваиваются школьниками в процессе чтения, обсуждения и характеристики прочитанного в единстве этического и эстетического содержания.

В учебно-методические комплекты (УМК) по литературному чтению для начальной школы входят основанные на Стандарте второго поколения авторские программы, учебники, методические рекомендации и рабочие тетради для обучающихся.

Основным в УМК является учебник, в котором даны тексты для чтения и обсуждения. В разных учебниках по-разному представлен материал, однако в большинстве случаев, помимо традиционных вопросов и заданий, младшим школьникам предложены разнообразные рубрики, способствующие развитию интереса к чтению, любознательности. Учебники для начальной школы, в основном, хорошо иллюстрированы. Иллюстративный ряд является чаще всего и составной частью дидактического материала.

Методические рекомендации – важная составляющая часть УМК, предназначенная для учителя. Здесь дается комментарий концепции, возможные подходы и варианты построения системы занятий и отдельных уроков, различные типы заданий. Методические рекомендации не имеют обязательного характера, они лишь предлагают учителю пути (или путь), который в реальной жизни, исходя из реальных условий каждого конкретного ребенка-инвалида, учитель может взять полностью, либо частично, либо разработать и исполнить свой план, опираясь на требования программы.

Совершенно особо в этой иерархии материалов УМК стоят рабочие тетради. Их назначение заключается, прежде всего, в том, чтобы облегчить школьнику процесс работы на уроке. Поэтому рабочие тетради, как правило, не должны содержать другого, кроме имеющегося в методических рекомендациях и, частично, в учебнике, набора дидактических заданий и упражнений.

В статье мы описываем работу по учебникам следующих авторов: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова (УМК «Школа России»). Данные по количеству и распределению по классам произведений малых жанров фольклора в учебниках по литературному чтению для начальной школы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Фольклор в учебниках по литературному чтению в 1-4 классах

Комплект,
автор(-ы)

Класс

Пословицы и поговорки

Загадки

Скороговорки

Небылицы, побасенки, потешки

Заклички

Считалки

Народные приметы

Литературное чтение. Родная речь Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

2кл. (Ч.1)
2008

56

18

6

9

2кл. (Ч.2)
2005

23

4

7

3кл. (Ч.1)
2008

10

1

4

3кл. (Ч.2)
2009

4кл. (Ч.1)
2008

3

4кл. (Ч.2)
2009

6

Итого:

98

22

14

9

4

Из таблицы 1 видно, что малые жанры фольклора используются авторами данных учебников для литературного чтения. Основное внимание уделяется пословицам, загадкам, скороговоркам. Небылицы, побасёнки, потешки, заклички, считалки менее употребительны.

Авторы учебников (2-4 классы, 6 учебников) в программе «Литературное чтение» подчеркивают, что в «Круг чтения» входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд детской литературы, произведения устного народного творчества. Включение в круг чтения произведений различных литературных жанров: сказок, стихов, рассказов, фольклорных произведений – создает у ребенка целостное представление о литературе. Произведения, вошедшие в учебники, сформированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают различные стороны жизни ребенка и окружающего мира. Это позволяет учителю построить урок, используя жизненный опыт ребенка, его миропонимание.

Основное внимание малым жанрам фольклора авторы уделили в учебнике для 2 класса в 2-х частях. Учебники содержат 79 пословиц, 22 загадки, 13 скороговорок, 9 небылиц и потешек. Первая часть содержит раздел «Устное народное творчество». Большинство пословиц вставлены в тексты, чтобы подчеркнуть основной смысл отрывка, или расположены группами по тематике после литературных текстов той же тематики. Это позволяет ребенку правильно понять суть и народного изречения, и литературного текста. Вопросы, сопровождающие пословицы, типа: «Как ты понимаешь пословицы и как ты думаешь, соответствует ли пословица содержанию?» приучают ребенка анализировать прочитанный текст и делать выводы. Загадки тоже тематически сгруппированы, но имеют расположенные ниже ответы, что психологически неверно – некоторые ученики не будут стараться получить правильный ответ самостоятельно.

Учебник для 3 класса также имеет раздел «Устное народное творчество, но в нем только десять пословиц, остальное сказки, былины, песни, анализ которых не относится к теме нашего исследования.

В каждом новом слове мы, прежде всего, изучаем его смысл, какой предмет или явление оно обозначает, добиваемся, чтобы ребенок правильно применил это слово в устной форме, составив простое предложение. При переходе к изучению простых предложений придерживаемся следующих правил: доступность содержания, простота структуры слов и предложений, интересный сюжет. На уроке литературного чтения главная задача – объяснительное чтение. Объемный текст даем небольшими отрывками, вначале его несколько раз читает педагог, затем ученик, а затем подробно обсуждаем, о чем идет речь в тексте, кто главный герой, выясняем незнакомые слова, их значение, произношение и так далее. Поощряем самостоятельность при формулировании вопросов и ответов.

Со 2 класса вводим изучение простых пословиц: «Много читать, скуки не знать», «Кто много читает, тот много знает»; простые загадки: «Без рук, без глаз, а рисовать умеет», «Не огонь, а жжется». Скороговорки не используем. Можем отметить, что загадки детям с ОВЗ даются нелегко, видимо, из-за недостатка жизненного опыта и ограниченного контакта со сверстниками. В 3 классе тексты усложняются, но методика остается та же: объемный текст делим на небольшие отрывки, каждый отрывок разбираем с точки зрения смысла, приучаем ребенка задавать свои вопросы, максимально самостоятельно отвечать на вопросы педагога. Увеличиваем количество пословиц, загадок, подчеркиваем, что народное творчество – кладезь мудрости. И максимально иллюстрируем любой текст красочными рисунками, картинами, не повторяя иллюстрации, представленные в учебнике, по которому работает педагог-надомник – компьютерные  технологии позволяют использовать для этих целей все достижения мировой культуры.

Считаем, что развитие речевой практики целесообразнее всего проводить через восприятие художественных картин, начиная с 1 класса. Вначале знакомим с пейзажами наших соотечественников – Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, затем переходим к жанровым картинам Ильи Репина и так далее. Задаем много вопросов, помогаем правильно сформулировать ответы, анализируем сюжеты с социологической точки зрения.

Приведенная методика нужна для самых тяжелых случаев неподготовленности ребенка к обучению, но речевые разминки применяем для обучения Кирилла Б., что облегчает приобретение навыков правильного чтения.

Вторая задача обучения детей с ОВЗ – социализация. У многих детей с ОВЗ и даже их родителей наблюдается заниженная оценка своих способностей и умений. Для преодоления боязни участия в общественной жизни мы готовим Кирилла Б. к участию в дистанционных всероссийских конкурсах рисунков, например «Осенний калейдоскоп» [3]. За работу ребенок награжден Дипломом III степени. Участие в конкурсе вдохновило Кирилла Б. на участие в викторинах по другим предметам.

Список литературы

1. http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года).

2. Пункт 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).

3. http://detkonkursy.mozello.com/ (Всероссийский дистанционный конкурс детского творчества «Осенний калейдоскоп»).