Цель:
- активизировать знания учащихся о своеобразии художественного мира А.Блока и поэтики символизма;
- раскрыть идейно – художественное своеобразие поэмы А.Блока “Соловьиный сад”;
- продолжить формирование умения анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, с учетом его жанрового своеобразия.
Развивать в процессе работы над текстом произведения следующие умения:
- сравнивать и анализировать;
- систематизировать материал;
- осуществлять самостоятельную познавательную деятельность;
- обобщать и делать вывод на основе анализа художественного текста;
- обеспечивая развитие речи учащихся, работать выразительным чтением, над умением точно выражать свое мнение.
Содействовать в ходе урока формированию активной жизненной позиции, чувства долга и ответственности.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение.
Какое духовное развитие проходит лирический герой А.Блока в разных частях “трилогии вочеловечивания”?
3. Слово учителя.
1. Значение поэмы “Соловьиный сад” велико для понимания творческого пути поэта: он решал в нем для себя и своих современников сложнейшие нравственные и философские проблемы.
Поэма “Соловьиный сад” была написана в 1915 году.
На фоне какого исторического события создавалась поэма? (1 Мировая (империалистическая) война.)
В этой поэме, как в фокусе сосредоточены многие мучительные вопросы, ставившиеся и прежде в лирике Блока, но теперь, во время империалистической войны, получившие иное разрешение. Поэт как бы вступает в полемику с самим собой, с прежним Блоком, воспевавшим любовь как высшую гармонию, способную преобразить мир.
Попробуйте сформулировать вопросы, звучащие, на ваш взгляд, в поэме “Соловьиный сад”?(Что важнее: долг или личное счастье? Должен ли человек сохранять верность долгу? Стоит ли отказываться от счастья во имя долга? Может ли любовь, счастье и покой, отрешенность от забот, трудов и несчастья других сделать человека счастливым?)
2. Постановка цели урока
В ходе диалога на уроках мы должны проследить, как композиция и художественное своеобразие поэмы помогают понять идею произведения, авторский замысел, выяснить, как связана поэма с предыдущим и последующим творчеством поэта, определить место произведения в “трилогии вочеловечивания” А.Блока.
4. Анализ поэмы А.Блока “Соловьиный сад”.
1. Осмысление конкретно-бытового содержания поэмы и ее символического звучания.
– Каков сюжет поэмы?(Герой уклонился от тяжелого труда, достиг счастья, к
которому так стремился, но разочаровался и ушел из “соловьиного сада”.)
– Какие ассоциации вызвали у вас образы, созданные в поэме? (Библия, восточные
сказки, античность.)
– Какие из образов поэмы вы истолковали бы неоднозначно? (Море, дорога, сад,
белое платье, мрак, туман) Почему это возможно?(Перед нами символы, т.е.
многозначные иносказания.)
– Как связаны они с духовным развитием героя блоковской “трилогии”? (Распутье,
двоемирию.)
Перед нами иносказательное воплощение драмы лирического героя, оказавшегося между двух жизненных начал, двух миров, двух путей бытия.
2. Анализ идейно – композиционной структуры поэмы.
– Какие миры (темы) представлены в поэме?
В процессе анализа заполняется таблица:
Мир вне сада | Соловьиный сад |
А) – Какой прием использует Блок, создавая образы этих миров? (Антитеза.)
Чтение учащимся наизусть 1-й главы поэмы. (В сопровождении музыкального
фрагмента из произведения Н.Римского-Корсакова “Шехерезада”.)
– Какими художественными средствами создается мир вне сада? (Антитеза, эпитеты –
принижены, звуки мира – резки, грубы.)
– Почему так мелодично звучат первые строки?
Как звучит аллитерация? (Неярко, но настойчиво.) Почему она почти незаметна?
(Гармонию звуков заслоняют грубые реалии мира, в котором живет лирический герой.
Мы видим мир через его восприятие, а он не видит вокруг себя гармонии и
красоты.)
– Как изображена жизнь героя в бедной хижине?
Жизнь за пределами сада – зной, скалы, тернистый путь, бесконечный труд.
(Вывод формулируют ученики, записывают в таблицу.)
Б) Как изображена жизнь в саду?
Чтение учащимися наизусть 2, 4 главы поэмы.
– Какими художественными средствами создается этот мир?
– эпитеты; (!!!4 глава).
– Анафора (2 глава).
– Метонимия( 2 глава).
– Метафора.
– Символические образы(белое платье, синий сумрак).
– Звуки – сладкие, приятные слуху.
Соловьиный сад – царство блаженства и покоя, песен и чистой поэзии. Реминисценция (повторяем литературоведческий термин) образов – символов из ранней поэзии подчеркивает то, что этот мир доступен только избранным. Этот мир всего лишь забытый лирическим героем (6 строфа 2 главы). (Вывод формулируют учащиеся, записывают в таблицу.)
В) Какой образ подчеркивает противоположность двух миров? (Стена.)
– Где соединяются эти взаимоисключающие миры? (В сознании, в душе лирического героя.)
Как отражается это в поэме? Найдите в тексте. (На берегу слышит пение девушки, в саду – рокот моря.)
!В каждой главе сочетается изображение обоих миров, даже в последней главе (4 строфа). Две сквозные темы, воспринимаемые как противоположные, находятся в теснейшем взаимодействии, что проявляется даже на уровне их композиции.
Г) Самостоятельная работа учащихся.
1-й вариант – выделить в развитии 1 темы кульминацию и развязку. (Кульминация – момент безысходного томления/гл.3/, развязка – уход в соловьиный сад.)
2-й вариант – выделить в развитии 2 темы кульминацию и развязку. (кульминация – момент наивысшего блаженства/гл.4/, развязка – уход из соловьиного сада.)
– В чем причина сходства? (Оба мира несовершенны, ограниченны.)
Вне сада – движение по кругу, но и жизнь в саду замкнута, ограждена стеной. Нет гармонии в мире реальном, и в саду она оказывается неполной, т.к. не может заглушить “рокотание моря”.
– Какой символический образ объединяет оба мира? (Мрак, мгла, муть, туман.)
Д) Достижима ли гармония в каждом из миров, по мнению автора? (Нет.)
Чтение учащимся наизусть 3 главы поэмы. (В сопровождении музыкального
фрагмента из произведения Ф.Листа “Грезы любви”.)
– Перед каким выбором встает герой?
Герой не задает себе вопрос “уклоняться ли от пути”? Он уже все решил для себя. А на вопрос, который он задает сам себе, пока нет ответа. Герой отклонился от своего пути и оказался в соловьином саду.
– Каковы его ощущения?
!!! Эпитеты!
??? Сладкая песня – ОГЛУШИЛА; ручьи поют ОДНОЗВУЧНО; ВЗЯЛИ ДУШУ, а что дали
взамен?; ЧУЖДЫЙ край; ОПЬЯНЕННЫЙ, ОПАЛЕННЫЙ.
А в этот мир врывается прошлое, напоминает о себе, и герой откликается на “рокотанье моря”
– Дайте толкование символического образа моря(море житейское, труды и страдания жизни человеческой).
И вновь герой оказывается перед выбором:
Чтение наизусть 6-й главы поэмы.
– Легко ли дается ему решение? (“разбитые” строфы, сравнение.)
Д) Чем заканчивается поэма?
Чтение наизусть 7-й главы поэмы.
– Как встречает героя прежний мир?
– Как передается враждебность? (Образы, аллитерация.)
– Какая тема звучит в последней главе? (Возмездия.)
– Возмездие за что? (За временный уход, за уклонение от пути; может быть за то,
что герой , возвращаясь, не отдает жизни всего себя, оставив в соловьином саду
самое сокровенное (“Взяли душу мою соловьи”).)
3. Образ лирического героя в поэме “Соловьиный сад”.
1) Система образов поэмы.
Назовите и охарактеризуйте основные образы поэмы.
2) Каким видим образ главного героя?
Как создан образ?
(Образ главного героя раскрывается в его мечтах, стремлениях, поступках, в его
оценке происходящего. Но образ этот не имеет конкретных черт, что дает
возможность его многогранного толкования.)
4) Конкретно-бытовой, философский и символический смысл образа главного
героя поэмы.
– “Он услышит чужой язык, испугается, уйдет от нее, несмотря на ее страсти и
слезы, и задумается о том, что счастию тоже надо учиться” А.Блок
Как вы понимаете слова, сказанные Блоком в процессе работы над поэмой?
– Какой философский смысл приобретает образ главного героя поэмы?
– В чем его символическое значение?
Образ лирического героя, его судьба стали символическим определением назначения искусства, судьбы художника. В таком понимании образа лирического героя можно рассмотреть спор Блока со сторонниками теории “чистого искусства”.
5. Автор и его герой.
1) Д! “В поэме “Соловьиный сад” подведен своеобразный итог размышлениям
Блока о жизни и о самом себе” (Л.И.Тимофеев).
Точно так же, как и его герой, Блок стоял на распутье, выбирая между
миром иллюзий и реальностью.
Поэма “Соловьиный сад” – это жизненное и творческое кредо поэта.
Понятным становится появление впоследствии цикла “На поле Куликовом”, “Родина” и
поэмы “12”.
5. Подведение итогов.
Какова главная мысль поэмы?
(Голос жизни заглушить нельзя. Человек, а особенно поэт, рожден для труда, борьбы, терпения, преодоления, он не может долго жить в мире Любви и Счастья, отгороженном от “дольнего горя”. Неизбежно возвращение в мир реальности. Человек и поэт должны мужественно и неуклонно исполнять свой долг. В этом и заключается их подлинная связь с жизнью, его предназначение.)
6. Д/З: Как связана поэма с предыдущим и последующим творчеством поэта? – устно.
Сравнить стихотворение В.Брюсова “Побег” и поэму Блока. В чем сходство и различия? Какова позиция лирического героя стихотворения Брюсова?
Приложение № 1.
Домашнее задание к уроку.
А)
– Прочитать поэму А.Блока “Соловьиный сад”
– Каков сюжет поэмы.
– Назовите главные темы поэмы и их соотношение.
– Как изображены в поэме два мира? Какие это миры?
– Найдите в поэме образы – символы, раскройте их смысл.
– Охарактеризовать лирического героя.
– Дайте истолкование финала поэмы.
Б) Какое духовное развитие проходит лирический герой А.Блока в разных частях “трилогии вочеловечивания”? – устно.
Приложение № 2.
Побег.
Мой трубный зов, ты мной заслышан
Сквозь утомленный сладкий сон!
Альков, таинственен и пышен, нас облегал со всех сторон.
И в этой мгле прошли – не знаю, –
Быть может, годы и века.
И я был странно близок раю,
И жизнь шумела, далека.
Но вздрогнул я, и вдруг воспрянул, и разорвал кольцо из рук.
Как молния, мне в сердце глянул
Победно возраставший звук.
И сон, который был так долог, вдруг кратким стал, как все во сне.
Я распахнул тяжелый полог
И потонул в палящем дне.
В последний раз взглянул я свыше
В мое высокое окно:
Увидел солнце, небо, крыши
И города морское дно.
И странно мне открылась новой,
В тот полный и мгновенный миг,
Вся жизнь толпы многоголовой, заботы вспененный родник.
И я – в слезах, что снова, снова
Душе открылся мир другой,
Бегу от пышного алькова,
Безумный, вольный и нагой!
В.Брюсов (1901)