Литература
-
Экпрессивные возможности частиц не-ни в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" 2005
Основные цели урока - показать, как используются экспрессивные возможности частиц НЕ и НИ в сказке Салтыкова-Щедрина; попытаться понять некоторые особенности взглядов (мировоззрения) Салтыкова-Щедрина, погрузившись в его язык; развивать творческие способности учащихся.
-
Экскурсия "На родине Виктора Петровича Астафьева" 2011
В рамках регионального компонента изучается творчество писателей и поэтов родного края. Знакомство с творчеством В.П. Астафьева начиналось с экскурсии на его родину, в деревню Овсянка. Ребята побывали в доме бабушки Виктора Петровича, в доме самого писателя, послушали лекцию о его жизни, о быте сибирской довоенной деревни, посетили библиотеку и церковь, построенные на средства Астафьева, возложили цветы на его могилу.
-
Экскурсия в Читай-город. 6-й класс 2012
Игра проводится среди учеников 6-х классов (по пять игроков в команде), состоит из шести конкурсов, направленных на выявление знаний по следующим разделам: «УНТ», «Русская литература XVIII–XX веков», знания теоретических понятий (сказ, сказка, баллада, повесть, рассказ, басня, летопись, аллегория, миф, зачин), сюжета прочитанных произведений, авторов и героев.
-
Экскурсия как средство формирования познавательного интереса к изучению литературы в школе 2019
Изучение произведения писателя на уроке литературы начинается со знакомства с его биографией. Но, к сожалению, в процессе урока не всегда хватает времени на ее углубленное изучение. Кроме того, у нынешнего поколения исчезает желание узнавать о людях, внесших свой вклад в культурное наследие нашего народа. Решить эту проблему помогают экскурсии в литературные места нашей Родины. Здесь проникаешься духом произведений писателей, начинаешь понимать любимого деятеля литературы.
-
Экспедиция в Астрахляндию. Организация работы естественно-научных экспериментальных мастерских 2008
Экологическая экспедиция — это знакомство с растительным миром, живыми организмами, законами жизни и взаимосвязями в природе, но не взглядом "эксплуататора и насильника" этих чудес, а взглядом, способным увидеть и понять красоту мира и научную премудрость За 10 дней участники экспедиции последовательно бывают на всех природных объектах и работают во всех мастерских. Но наша главная задача — не изучение природы заказников, а знакомство ребят с методиками естественнонаучных и экологических исследований на примере уникального природного материала.
-
Экспозиция романа Л.Н.Толстого «Война и мир». "Три дома, три уклада, три семьи"... 2019
Вводный урок по роману-эпопее «Война и мир» предполагает знакомство с героями Л.Н.Толстого. На занятии происходит осмысление соотношения в человеке духовного, нравственно-природного и эгоистического начал.
-
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала" 2012
Урок позволяет формировать у учащихся способность анализировать текст художественного произведения, внимательно и грамотно работать со словом писателя. Задания способствуют закреплению навыков в постановке знаков препинания при однородных членах.
-
Экспрессионизм в рок-поэзии 2003
Перед каждым учителем стоит задача - сделать свой предмет максимально интересным, а в условиях модернизации образования - еще и современным. Сегодняшние школьники привыкли к видео, компьютеру, Интернету. Чем же может удивить их простой школьный урок? Учитель заинтересован в том, чтобы именно его предмет стал любимым. Восьмой год работая по системе развивающего обучения Эльконина- Давыдова, я убедилась в правоте основного правила этой системы: ребенок хорошо запоминает только то, что пережил сердцем, что заставило его задуматься, потрясло и удивило. Удивляться на каждом уроке - это сверхзадача, которую педагог должен помочь ребенку решить. Современные дети хотят изучать то, что им интересно. Старшеклассники любят слушать рок-музыку. Принимая это во внимание, можно провести урок - исследование "Экспрессионизм в рок-поэзии".
-
Экспрессия знаков препинания как особенность поэтического стиля М.И. Цветаевой 2007
М.И. Цветаева - большой поэт, чей вклад в культуру русского стиха XX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой - это ритмы XX столетия, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных и военных потрясений. Цель исследования - анализ пунктуационных особенностей поэтического наследия автора, формирование целостного представления о системе знаков препинания, используемых в стихотворениях поэтессы.
-
Элективный курс "Волшебный край…": "От Эсхила до Вампилова (история мировой драматургии)" 2014
Настоящий курс предназначен в качестве элективного для учащихся старших классов гуманитарного профиля. Его можно использовать в 1-м и 2-м полугодиях 10-го и 1-м полугодии 11-го класса. Программа состоит из трех блоков, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельный курс. Цель курса: сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития мировой драматургии; познакомить учащихся с историей развития театрального искусства.
-
Элективный курс "Духовный мир человека" 2013
Элективный курс «Духовный мир человека» включает ознакомление с историей православной культуры через практический выход на изучение произведений русской словесности. Изучение курса рассчитано на три года: 9–11-й классы. Необходимость его объясняется катастрофическим углублением духовно-нравственного кризиса общества и преподаванием литературы (по количеству учебных часов) в ущербной форме.
-
Элективный курс "Лингвистический анализ поэтического текста" для 11-го класса 2008
Программа построена на углубленном изучении средств выразительности, используемых в русском языке. В зависимости от задач, стоящих перед учителем, и уровня подготовленности обучающихся курс может быть разделен на две части: "Языковые средства выразительности" и "Основы комплексного анализа поэтического текста".
-
Элективный курс "Под голубыми небесами…" 2011
Элективный курс, разработанный для учащихся 9-го класса, апробированный в рамках предпрофильной подготовки. Занятия элективного курса направлены на расширение знаний учащихся о биографии Александра Сергеевича Пушкина, воспитание любви к памятным местам, связанных с жизнью поэта, приобщение к системе духовных и культурных ценностей, что будет в дальнейшем способствовать многостороннему развитию личности.
-
Элективный курс "Словомейкерство. Дань моде или творчество" 2006
В данной работе представлена программа элективного курса, основу которого составляет изучение видеом и видух (визуальный образ стихотворения) А. Вознесенского. Ценители его творчества утверждают, что это «не бездумная игра в словеса, а постоянный, молодой порыв к смыслу, к сути». К этой статье прилагаются некоторые видеомы А. Вознесенского и задания к ним, а также работы учеников.
-
Элективный курс "Сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа" 2005
Задача данного курса - показать, что даже самые незначительные образы произведения несут огромную смысловую нагрузку. Нужно представить интерпретации произведений литературы в различных видах искусства (иллюстрациях, рисунках русских писателей, материалах, раскрывающих психологию творчества). Спецкурс ставит две задачи: искусствоведческую и литературоведческую. Также необходимо вовлечь учащихся в процесс сопоставления зрительных и литературных образов. Спецкурс будет обречен на провал, если не обеспечить мотивацию учащегося, его заинтересованность.
-
Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров" 2006
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых сложных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко, образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Я предлагаю курс по развитию письменной речи учащихся в 8–9-х классах.
-
Элективный курс "Учебные проекты и информационно-компьютерные технологии" 2014
Данная программа элективного курса рассчитана на учащихся 8–11-х классов и учит выполнять учебные проекты, применять текстовый редактор, программы Microsoft Offise Word, Microsoft PowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию.
-
Элективный курс "Филологический анализ текста на уроках по литературному краеведению в 5–6-х классах средней школы" 2020
Цель курса: развить интерес к литературе Владимирского края, прививать любовь и бережное отношение к литературе родного края в условиях современной действительности.
-
Элективный курс "Христианские мотивы в творчестве русских писателей" 2009
Система занятий курса не ставит целью дать «обзор», а тем более исчерпывающее постижение Библии. Важно, чтобы на этих занятиях учащиеся почувствовали художественное совершенство и религиозно-гуманистическое, нравственное содержание величайшего памятника мировой культуры, ощутили своеобразие художественного языка Библии, смогли определить значение Библии в контексте мировой литературы.
-
Элективный курс "Чтение в XXI веке", 9-й класс 2010
Чтение относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, средство решения жизненных проблем. Настоящая программа предлагает необходимый минимум знаний об эффективных методах и способах рационального чтения как печатных, так и электронных книг.
-
Элективный курс в 8-м классе по теме: "Теория и практика сочинений разных жанров" 2006
Медленное чтение, особенно восприятие "на слух", порождает вопросы, ответы на которые прямо или косвенно есть в тексте. Суметь "собрать" свои впечатления, ощущения, наблюдения и мысли в лирическую (по форме) и лаконическую (по содержанию) форму сочинения (синквейн) - значит показать объективную глубину прочтения текста.
-
Элективный курс для учащихся 10–11-х классов "Введение в литературоведение: основные понятия. Основы анализа художественного произведения" 2014
Курс предназначен для учащихся 10–11-х классов филологического и социально-гуманитарного профиля, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Задачи курса нацелены на развитие у учащихся навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом, навыков написания сочинений различных жанров: эссе, этюд, критическая статья.
-
Элективный курс как средство формирования индивидуальной образовательной траектории в профильной школе 2014
Элективные курсы — важнейшее средство построения индивидуальных образовательных программ, в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов. Они "компенсируют" во многом ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
-
Элективный курс литературного творчества учащихся "Обучение сочинениям различных жанров" 2009
Необходимость системы в обучении сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике? Прежде всего, на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному. Считается, что повествование легче описания, а описание легче рассуждений. Данный материал поможет учителю при обучении учащихся сочинениям различных жанров.
-
Элективный курс по литературе "Динамика лирического героя" (10–11-е классы) 2010
Узко ориентированный профильный курс должен дать основу, достаточно важную для уточнения базы знаний по литературе. Дополняет курс, основанный на историко-литературной основе. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем XX века.
-
Элективный курс по литературе "Жизнь и творчество С.А. Есенина" для учащихся 11-х классов 2007
Элективный курс "Жизнь и творчество С.А. Есенина" рассчитан на 12 часов. Цель данного курса - переосмыслить роль поэзии С.Есенина и его личности в русской литературе XX века. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Основными видами, формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практические занятия.
-
Элективный курс по литературе "Погружаясь в глубину поэтического текста…" (Развитие теоретико-литературных понятий) 2009
Программа элективного курса «Постигая глубину поэтического текста…» предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Курс посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа поэтического текста (работа с теоретико-литературными понятиями); ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.
-
Элективный курс по литературе "Притчевое начало в художественных произведениях" 2008
Элективный курс по литературе предназначен для преподавания в период предпрофильной подготовки. Курс дает представление о жанровом своеобразии притчи и ее духовно-нравственном потенциале, показывает специфику гуманитарного профиля через деятельность: работу с текстами, анализ источников, использование документов.
-
Элективный курс по литературе "Хорошее время читать" (из истории военного детства). 6-й класс 2019
Данный элективный курс по литературе является важнейшей основной частью работы по привитию интереса к предмету. Данный элективный курс предназначен для учащихся 6-го класса, рассчитан на 35 часов. Для изучения в программу элективного курса включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской литературы, выражают жизненную правду, гуманистические идеалы. Основная идея программы - воспитывать у учащихся высокие нравственные качества. Особенность курса заключается в том, что изучаемые произведения не включены в списки для внеклассного и самостоятельного чтения, а героями многих произведений являются подростки.
-
Элективный курс по литературе "Человеку не прожить без смеха…" (сатира и юмор в русской классике). 9-й класс 2007
Элективный курс по литературе для 9-го класса. Особенностью программы является её ориентированность на расширение знаний школьников в области комического в русской литературе, на углубление эстетической мысли и культуры чувств. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой являются выразительное чтение и рассказывание. Данный курс призван дать учащимся основы теории комического, помочь осознать универсальное значение смеха для человека. В программе элективного курса шире, чем на уроках, представлена художественная деятельность учащихся.