Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Еще большее сожаление вызывает то обстоятельство, что одаренный человек – это не всегда воспитанный, культурный, грамотный и знающий прошлое своей страны представитель общества. Очень часто такой человек не владеет связной, образной, выразительной речью. Естественно, научить владеть точной, ясной речью – задача не из легких. Каковы же объективные причины, мешающие качественному обучению родному языку, и почему так важно изучение русского языка?
В настоящее время в обществе наблюдается преобладание вульгаризмов, жаргонизмов, примеров десемантизации не только в разговорной речи, но и в речи государственных мужей, в текстах, создаваемых радио- и тележурналистами, в газетных и журнальных публикациях. Кроме того, современная экономическая и политическая обстановка в стране способствует тому, что процесс проникновения иноязычной лексики отличается непредсказуемым характером. Такое обращение с языком незамедлительно отразилось в речи подростков. Она характеризуется отсутствием лексического богатства, разнообразия синтаксических конструкций, скудна и невыразительна. Порой подростки для выражения всего спектра чувств, переживаний, впечатлений используют десяток жаргонизмов. Это не может не отразиться на сознании и культуре каждого учащегося, зачастую воплощается в элементарном невежестве, касающемся как истории нашей родины, так и современности. Забвение наших традиций, обычаев, народных примет приводит к тому, что современные россияне своими руками разрушают не только культуру, создававшуюся тысячелетиями, но и природную среду, в которой обитали наши предки и которая перешла нам по наследству.
В этих условиях перед школой стоит глобальная задача – подготовка культурного, высокообразованного человека, творческой личности, ответственной за состояние окружающей среды. Решение этой задачи направлено на возрождение духовных, нравственных традиций, приобщение учеников к культуре русского народа, формирование нового стиля мышления – экоцентрического, без которого невозможно сохранение жизни в биосфере.
“Экос” в переводе с греческого означает “дом, жилище, местопребывание”. Наиболее точное понимание проблемы взаимодействия человека и природы мы находим в работах Д. С. Лихачева, который отметил: “Человек живет в определенной окружающей среде. Загрязнение делает его больным, угрожает жизни, грозит гибелью человечеству”. Экология является уникальной областью человеческого знания, так как само экологическое знание обладает ценностным характером. Экологию в школе следует рассматривать как мировоззрение, как бережное отношение ко всему живому и ко всему окружающему человека – к людям, природе, животным, к планете, наконец, давшей нам жизнь. Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения биосферы, ибо для жизни человека не меньшее значение имеет среда, созданная культурой его предков или им самим. Если природная среда необходима для биологической жизни человека, то культура столь же необходима его духовной, нравственной жизни. Экология природы, экология культуры, экология языка, наконец, – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.
Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. Гуманизация – это приобщение науки к общечеловеческим критериям. Учитель – тот человек, который призван через содержание своего предмета воспитывать в учениках благородство, гуманизм, ответственность за себя и за природу. Важная роль в этом принадлежит учителям гуманитарного цикла, ведь литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания нравственности.
К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Поэтому мы должны научить ребенка не только знать и применять орфографические правила, но и осознавать, как через родную речь происходит познание мира, какова роль человека в происходящем. Как справедливо отмечает Н. М. Шанский, “язык – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством хранения и усвоения знаний и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства”. Язык непосредственно связан с объективной действительностью, со всеми сферами жизни человека, с историей народа, который и создал язык. “В языке, – писал К. Д. Ушинский, – одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух… Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка”. Поэтому обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Будучи формой социальной памяти, средством выражения его самости, средством отражения национальной культуры народа, язык заключает в себе богатейшие, неисчерпаемые воспитательные возможности, позволяющие влиять на формирование личности учащихся. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.
Особое место занимает так называемая народная экология, которая содержит обширнейшие знания, накопленные народом при взаимодействии с окружающей его природой. Древний русский человек жил среди природы и находился от нее в глубокой зависимости, в течение многих веков наблюдал за природными явлениями, приспосабливался к ним. Все эти знания о природе нашли отражение в фольклоре, а именно – в сказках, бывальщинах, пословицах и поговорках. Так, через сказки в удобной и легкой форме передавались самые разнообразные знания, в том числе и экологические: о характере и повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях неживой природы, запечатлевались модели поведения в различных ситуациях. Конечно же, эти знания передавались в завуалированной, сказочной форме, что делало их очень привлекательными в глазах детей.
Мы предлагаем использовать на уроках пословицы и поговорки, которые по праву называются жемчужинами устного народного творчества. Как писал М. А. Шолохов: “Величайшее богатство народа – язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагаются его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах”.
Используя пословицы и поговорки на уроках русского языка, литературы, биологии, экологии, мы решаем сразу несколько задач:
- Углубление знаний о народной духовной культуре в её прошлом и настоящем, о различных аспектах бытия.
- Усвоение нравственно-поведенческих, культурных норм и ценностей, закрепленных в традиционной культуре.
- Воспитание уважительного отношения к языку, культуре собственного этноса и природной среде, в которой они формировались.
- Развитие творческих способностей, фантазии и воображения в процессе восприятия традиционно-поэтических произведений и реализации собственных исполнительских навыков.
Эти задачи реализуются в следующих видах деятельности учащихся:
- Познавательная – работа над учебным материалом, включающим в себя фольклорные произведения.
- Ценностно-ориентировочная – моделирование различных отношений к языку, культуре, окружающей среде через игровые модели, формирование умения принимать решения в ситуации выбора.
- Эстетическая – развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроения художественными средствами: в стихах, рисунках, эссе и т. п..
- Коммуникативная деятельность, или общение, являющееся условием познания.
Мы рекомендуем регулярную работу в этом направлении. На первых занятиях при изучении темы “Фольклор” в 5 классе мы дали учащимся понятие о традициях. В ходе беседы дети сами сделали вывод о том, что традиция – это передача духовных ценностей от поколения к поколению, на которой основана культурная жизнь. Учащиеся поняли, что это не застывшая форма, а динамический, саморазвивающийся процесс передачи духовных ценностей, который во многом определяет формирование мировоззрения, организует жизнь человека в предметной, природной, социальной и знаковой реалиях. Мы выяснили, что школа является как частью традиции, так и её носителем; а так как школа не только дает знания, но и воспитывает, прививает нормы культуры, то необходимо сохранять школьные традиции и создавать традиции в своем классе. Так перед детьми был поставлен проблемный вопрос: что нужно сделать для создания традиций класса и для того, чтобы они не оказались “Мертвым явлением”? После этого мы обратились к статье учебника и выяснили, что такое фольклор, каковы его особенности и значение. В конце урока с помощью учителя дети сделали вывод, что различные элементы фольклора существуют в потоке бытовой, производственной, ритуально-праздничной, общественной деятельности людей и составляют её непременную часть. Значительное место в фольклоре занимают произведения, посвященные отношениям человека и природы, природным явлениям. “Поэтому, – объявляет учитель, – мы в дальнейшем будем уделять большое внимание именно этим произведениям. Как вы думаете, почему?” Отвечая на этот вопрос, дети постепенно выходят на экологические проблемы современного общества, убеждаются в их важности и начинают понимать, что и от них зависит наше будущее.
На следующих уроках, посвященных изучению пословиц и поговорок как фольклорного жанра, дается их определение, место среди других жанров устного народного творчества, обращается внимание на то, что пословицы и поговорки отражают практически все стороны жизни наших предков и актуальны по сей день. Затем делается акцент на пословицах и поговорках о природе. Учитель предлагает создать такую традицию: в начале каждого месяца записывать и объяснять пословицы и приметы, относящиеся к данному периоду времени. Дети с удовольствием подбирают пословицы и поговорки о природе, обсуждают смысл записанного, соотнося его с личным опытом. Приведем примеры таких пословиц: Январь – году начало, зиме – середка. Февраль воду подпустит, март подберет. Март сухой да мокрый май – будет каша и каравай.
Следующим этапом работы стал синтаксический разбор пословицы на доске, во время которого остальные готовят, а затем разыгрывают сценку-диалог, заключительной репликой которого должна стать пословица. Пословица при этом не называется, предлагается отгадать её классу.
На третьем этапе работы детям предлагается создать свои собственные рассказы, сказки экологической тематики. Сначала это сочинение – миниатюра, в котором учащиеся должны воспроизвести ситуацию, которая могла бы быть озаглавлена пословицей, затем экологическая сказка по пословице и поговорке. Это формирует экологически направленную, творческую личность, помогает раскрыть таланты детей, приобщить их к культуре нашего народа, позволяет ввести понятие “экология языка”.
Очень понравилась детям игра “Экологическое лото”, основанная на материале пословиц и поговорок. Игровой материал состоит из двух частей: больших листов, на которых написаны только половинки пословиц, и маленьких карточек, на которых написана вторая часть пословиц. Правила игры похожи на правила игры в лото. Отличие заключается в том, что тот, кто первым закончит собирать на своем листе пословицы, должен объяснить их смысл и привести примеры из практики. Остальные участники оценивают содержание и форму его речи, отмечая и исправляя допущенные им речевые ошибки. Кроме пословиц и поговорок, подобная работа ведется и при изучении темы “Загадки” (литература) и “Имя прилагательное” (русский язык). Дети анализируют загадки о природе, например:
Стоит Лукашка – белая рубашка,
А шляпа надета шоколадного цвета. (Белый гриб)Шапочка красная, пуговки белые,
Работа напрасная: осталось все целое –
Никто не берет! (Мухомор)
А затем по аналогии создают собственные. Это развивает речь детей, приучает использовать прилагательные в собственных текстах, развивает наблюдательность и формирует внимание по отношению к частям целого, т. е. способствует формированию навыка анализа.
Также загадки можно использовать при изучении темы “Однозначные и многозначные слова”. Анализируя такие загадки, как “Какую кашку не варят? Клевер. Название какого цветка связано со звоном? Колокольчик. Название какого цветка – кондитерское изделие? Ирис”, дети: 1) осознают, что слова могут быть многозначными и однозначными; 2) усваивают ещё один прием создания загадок; 3) получают экологические знания в ненавязчивой форме. Загадки можно применять и на вводном уроке при изучении темы “Имя числительное” для того, чтобы дать понятие об этой части речи. Приводятся загадки с именем числительным, предлагается определить, слова каких частей речи встретились в тексте. А затем учитель объясняет новый материал. Примеры таких загадок:
Семьсот поросят
На колышке висят. (Связка луковиц)Целый табун лошадей
На одной привязи. (Виноградная гроздь)
При изучении темы “Разряды числительных” для анализа хорошо подходит такая загадка:
Постарайтесь угадать, кто такие
Братцев пять,
Двое бородаты, двое безбороды,
А последний пятый выглядит уродом,
Только справа борода,
Слева нету и следа. (Шиповник)
Использование такого дидактического материала на уроках русского языка не только повышает интерес к данному предмету, но и помогает понять, что язык формируется для говорящего на нем народа картину мира, что с помощью языка каждый ученик познает родную культуру. Каждый ребенок начинает чувствовать свою крепкую связь с народом и уже не может оставаться равнодушным, слыша неправильную речь, в которой преобладают жаргонизмы и иноязычные слова.
Кроме того, большое значение мы придаем наблюдениям за природными явлениями, животными и птицами. Мы считаем, что обобщение этих наблюдений уместнее проводить в форме кратких тематических сочинений учащихся (по описанию сезонов, по обобщению наблюдений за животными, птицами и т. д.). В этих работах, наряду с уточнением своих представлений о предмете наблюдений, дети отрабатывают речевые навыки, выражают свое эмоциональное отношение к природе, к необходимости её сохранения, заботы об объектах природы. В 6 классе при изучении темы “Интерьер” дети разрабатывают проект “Мой дом, его экологические достоинства и недостатки”. Это дает большие возможности для интеграции предметов, поскольку дети оперируют такими понятиями, как “экологический дом”, не наносящий ущерба окружающей среде (использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло), “Домашняя обстановка, стремление украшать свое жилище” и т. д. Проект может быть представлен в виде эссе, рассказа, макета, рисунка и т.д. Такие виды деятельности пробуждают интерес, активизируют творчество, помогают в усвоении систематизированных экологических знаний и умений, развивают устную и письменную речь детей.
Помимо всего выше сказанного, мы планируем создание “Экологической тропы класса”, т. е. создание такой речевой, ценностно-культурной атмосферы класса, которая бы была направлена на достижение поставленных нами целей в самом полном объеме. Для этого мы разрабатываем систему мероприятий (бесед, ролевых игр, классных часов и т. д. – См. Приложение), которая позволяет сформулировать такие понятия, как “экология класса”, “экологическая тропа”, определить перспективы развития классного сообщества и пути достижения общей цели – создание благоприятной атмосферы, составляющими которой являются и вербальное и невербальное общение, и поведение, и отношения между членами коллектива.
Таким образом, поставленные нами цели достигаются ненавязчиво, в игровой форме. Дети осознают, что эмпирические экологические знания, передаваемые из поколения в поколение, – необходимое условие выживания человека на всех этапах его исторического становления и развития. Человек ещё в глубокой древности интуитивно осознавал многие природные закономерности. Не имея письменности и научных знаний, он тем не менее умел читать книгу природы и передавать знания о ней из поколения в поколение. И наша задача – возродить народную экологию и вернуть человека в лоно природы, но уже на более высоком, осознанном уровне. Мы считаем, что в процессе выполнения наших планов формируется духовно богатая, высоконравственная личность, подлинный патриот и гражданин России, любящий свою большую и малую родину, свой народ, язык, культуру, ответственный за свои поступки, владеющий лингвистическими, экологическими, этнокультурными знаниями и коммуникативно компетентный, осознающий красоту, выразительность и эстетические возможности родной речи, ратующий за чистоту речи, понимающий, что природа –это первооснова красоты и величия, что любить природу – значит творить добро.
Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:
Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,
Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,
Если вы думаете на сто лет вперед – воспитывайте человека.
На наш взгляд, это и есть основная цель экологического воспитания и образования. Наш путь – “от экологии природы через экологию языка к экологии души”.
Приложение 1.
“Экологическое лото”
Зима без снегу – | Март с водой, апрель с травой, | Май холодный – |
Каково лето, | Холоден сентябрь, | Матушка весна – |
Вода с гор потекла – | Вешний день весь год… | Зима лето пугает, |
Лето без хлеба | А май с цветами | Год хлебородный |
Таково и сено | Да сыт | Всем красна |
Весну принесла | Кормит | Да все равно тает |
Приложение 2.
Урок литературы в 7 классе “Красота спасет мир”
Цели и задачи:
- Дать понятие “стихотворение в прозе”.
- Познакомить со стихотворениями в прозе И. С. Тургенева “Русский язык”, “Природа” и провести их анализ.
- Развивать речь детей.
- Расширить их кругозор.
- Воспитывать любовь к природе, чувство гордости за родной язык, подвести к пониманию отношения “экология природы – экология языка – экология души”.
Методы и приемы: слово учителя, словарная работа, аналитическая беседа, выразительное чтение, сообщения учащихся, отчет творческой группы.
Оборудование: раздаточный материал с текстами стихотворений в прозе “Русский язык” и “Природа” И. С. Тургенева, высказываний писателей о русском языке, плакат “Красота спасет мир”, фотографии природы, плакаты с высказываниями писателей о русском языке, информационные карточки, музыкальные записи.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Звучит музыка “К Элизе”.
– Сегодня у нас не совсем обычный урок, потому что мы будем вести разговор о красоте природы, опираясь на прекрасные произведения И. С. Тургенева. Тема нашего урока “Красота спасет мир”. Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: “Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный камень с такой скорбной надписью: “Каждый хотел лучшего для себя”. Вы прекрасно знаете, к чему привела такая психология. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов, желтой от песков, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами, перед варваром-человеком, который забыл, что сам является её скромной частицей. Давайте прочитаем стихотворение И. С. Тургенева “Природа”.
II. Основная часть.
1. Чтение стихотворения “Природа”.
– Как вы понимаете значение слова “храмина”? В словаре В.И.Даля указано: храм, храмина, стар. Хоромы – жилой дом. Храм – церковь. У Тургенева соединяются два смысла: “жилой дом” и “церковь”. Храмина – это Дом Природы и в то же время святое место, церковь. Подберите синоним к слову “благоговейный”. Что значит “благоговеть”? (Преклоняться, боготворить, поклоняться). “Зычный голос” - это какой? (Очень громкий, грубый). О чем это говорит? (О сильной реакции)
2. Аналитическая беседа.
– Прочитайте первые два абзаца. Какой
лексический ряд создает образ Природы? Огромная
подземная храмина с высокими сводами, свет,
величавая женщина, глубокая дума.
Как достигается эмоциональное напряжение
повествования? Каков лексический ряд,
связывающий образ Природы с мотивом её
грандиозности, вечности и мудрости? Огромный,
ровный свет, неиссякаемый, вечный, величавая.
Что в обращении лирического героя к Природе
указывает на его понимание места человека в
окружающем мире? Найдите ключевые слова,
раскрывающие мироощущение героя. (Общая мать,
страх, совершенство и счастье. Лирический герой
убежден в полной гармонии отношений между
Природой и человеком, в её материнской заботе, о
её заботе о его благе и счастье).
Каким новым содержанием наполняется образ
Природы при более близком общении с ней
лирического героя? Какой образно-лексический ряд
придает новые черты образу Природы?
Чем объясняется равнодушие Природы к человеку и
даже её угрожающий вид по отношению к нему?
Чем отличаются законы человеческой жизни от
природных? Найдите слова, составляющие тему
особенности жизни людей.
Вывод: чувства и разум выделяют человека из мира природы. Природа живет по своим законам, люди – по другим. Возражать и противиться этому бессмысленно. Горе человеку, если он сам забудет о человеческих жизненных ценностях.
– Какой художественный прием использует И. С.
Тургенев, создавая образ Природы, и с какой целью?
Свое произведение И. С. Тургенев назвал
“стихотворением в прозе”. Прочитаем в учебнике
определение этого жанра.
Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция.
– Какова история создания Тургеневым подобных произведений?
3. Сообщение учащегося.
– Сборник стихотворений в прозе И. С. Тургенев
выпустил уже в конце своей жизни, в 1882 г., как
своеобразный итог размышлений о жизни, о себе, о
творчестве. Сборник “Стихотворения в прозе”,
изданный в России, содержал 51 стихотворение.
Остальные издавались в Париже, где писатель жил
примерно с конца 50-х годов 19 в. Стихотворения
писались в дни русско-турецкой войны 1877-78 г.г.
Тургенев создал новый для русской литературы
жанр – стихотворения в прозе. Часть их появилась
в декабрьском номере “Вестника Европы” за 1882 г.
Много лет спустя, в 1927 г., парижском архиве
Тургенева французским профессором А. Мазоком
было найдено ещё 31 стихотворение. Они были
опубликованы во Франции в 1930 г. , а в России – в 1931
г. Завершает сборник стихотворение “Русский
язык”, которое является своеобразным
торжественным гимном родному языку.
4. Чтение стихотворения “Русский язык” учителем.
– Какими эпитетами характеризует Тургенев
русский язык? Эпитеты даны целой обоймой, и один
из них звучит ещё раз, но уже применительно не к
языку, а к его носителю – народу. Великий язык –
великий народ.
Эти 4 определения сразу вошли в культурный обиход
страны и стали звучать в критических работах, в
публичных выступлениях. Ведь в этих словах не
только высокая оценка, но и характеристика
конкретных качеств.
Вы знаете, что язык, как и природа, страдает от
неумелого использования. В наше время уже можно и
даже нужно говорить об экологии языка. Наша
творческая группа провела микроисследование и
сейчас даст нам отчет о состоянии и качестве
речевой атмосферы в классе.
5. Отчет творческой группы.
6. Лингвистический тренинг.
– Очень часто возникает непонимание из-за того,
что речь перенасыщена жаргонизмами и
заимствованиями. Я приведу вам некоторые
примеры, а вы, так сказать, “переведете с
русского на русский”. “В прошлый уик-энд мы
клево оттянулись на плэнере. Зыркали такой
классный закат, что до сих пор тащимся! В
следующие холидеи обратно туда почапаем”. (В
прошлые выходные мы прекрасно отдохнули на
природе! Видели такой красивый закат, что он нам
до сих пор вспоминается! В следующий выходной
опять поедем на то место).
Вы сами убедились, что употребление жаргонизмов,
слов-паразитов затрудняет понимание сказанного,
“наносит раны” языку. Прочтем высказывания
писателей о русском языке.
– Какая речь лучше: “засоренная”, искаженная
или правильная, ясная, точная?
– Как эти высказывания помогают раскрыть и
углубить характеристику русского языка, данную
Тургеневым?
– Влияет ли на язык, по-вашему, окружающая
природа? Каким образом?
III. Подведение итогов.
Звучит музыка.
– Красота природы отражается языком и в языке.
Это две составные части одного понятия –
красота. Так что же входит в понятие красоты в
вашем понимании? Считаете ли вы, что красота
спасет мир? Почему?
Завершить наш разговор я хочу стихотворением Е.
Шкловского “Ты береги нас”:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой.
И шепчут мне материки:
“Ты береги нас, береги!”Грустит глубокая река,
Свои теряя берега.
И слышу голос я реки:
“Ты береги нас, береги!”Остановил олень свой бег:
“Будь человеком, человек.
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!”Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: “Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу”.
Итак, наш урок завершается. Что нового,
интересного вы узнали на этом уроке? Какой можете
сделать вывод по уроку?
Среди юношей и девушек, окончивших школу,
немногие выберут профессию филолога, биолога,
эколога, но людей, неравнодушно относящихся к
природе, к родному языку, будет великое
множество. Я надеюсь, вы будете беречь нашу Землю,
прекрасную и по-детски беззащитную, наш родной
язык, будете следить за своей речью и не
допускать искажения языка в речи других. Я
надеюсь, что вы вырастете людьми, неравнодушными
к красоте слова и природы, к красоте мира в
широком смысле слова, ведь “природа – наш дом, а
равнодушие к природе – равнодушие к своей
судьбе”.
Домашнее задание:
- 1 уровень – выучить наизусть стихотворение И. С. Тургенева “Русский язык”.
- 2 уровень – найти и выучить стихотворение в прозе о русском языке другого автора.
- 3 уровень – написать сове стихотворение в прозе о природе или о русском языке.
Для всех: на стенде вы можете прочитать
дополнительную информацию о стихотворении И. С.
Тургенева “Русский язык”. Ответить на
поставленный вопрос.
Обратите внимание на выставку книг, которыми
можно воспользоваться при подготовке домашнего
задания.