Пояснительная записка.
Настоящий курс предназначен в качестве
элективного для учащихся старших классов
гуманитарного профиля. Его можно использовать в
1-м и 2-м полугодиях 10-го и 1-м полугодии 11-го класса.
Программа состоит из трех блоков, каждый из
которых может рассматриваться как
самостоятельный курс. Если же данная программа
используется комплексно, рекомендуется
следующий порядок проведения занятий:
1-й блок. История зарубежной драматургии (1-е
полугодие 10-го класса). Количество часов – 14.
2-й блок. История отечественной драматургии XVIII –
XIX вв. (2-е полугодие 10-го класса). Количество часов
– 14.
3-й блок. История отечественной драматургии XX –
начала XXI вв. (1-е полугодие 11-го класса).
Количество часов – 13.
Цель курса:
- сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития мировой драматургии;
- развить навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с текстами драматургов;
- научить школьника ориентироваться в мире пьес русских и зарубежных авторов от античности до наших дней, самостоятельно оценивать разнохарактерные явления в искусстве и уметь обосновывать свою оценку;
- познакомить учащихся с историей развития театрального искусства.
Задачи курса:
- расширение и углубление знаний по истории русской и зарубежной культуры, осмысление специфики драматургии в контексте мировой литературы;
- углубление знаний по теории литературы и театроведения, овладение искусствоведческими категориями, в которых осмысляется мировая драматургия;
- формирование начальных навыков литературно-критической театроведческой работы (написание отзыва о пьесе, рецензии на просмотренный спектакль, критической статьи, эссе по материалам диспута).
Образовательные результаты программы:
- понимание специфики развития, проблематики и поэтики мировой драматургии в контексте развития мирового литературного процесса;
- умение выбирать адекватный литературоведческий подход для оценки драматургического произведения и искусствоведческий – для оценки театральной постановки;
- возможность самостоятельно формулировать собственное мнение о явлениях мировой театральной культуры;
- приобретение навыков написания отзыва, рецензии, критической статьи, эссе;
- подготовка грамотного зрителя, способного сопоставить и свести воедино задачи автора пьесы и режиссера спектакля.
Формы организации занятий и контроля.
Основные формы организации учебных занятий - лекции, беседы, семинары, конференции, практические занятия, путешествия, литературные и театральные гостиные, заочные экскурсии, диспуты, просмотры и обсуждения театральных постановок, творческие встречи, ролевая игра, защита проектов «Волшебный край…»
Перед изучением каждой темы учащимся предлагается система вопросов для корректировки искусствоведческой и литературоведческой наблюдательности. Ученик приходит на занятие, предварительно прочитав художественные тексты, которые будут обсуждаться, продумав свой вариант ответов на предложенные вопросы.
По итогам изучения темы даются задания для самостоятельной работы, вопросы для повторения и список дополнительной литературы. По уровням сложности вопросы и задания дифференцированы. Постепенно уровень сложности повышается (от вопросов репродуктивного характера к исследовательским заданиям).
В качестве форм контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные к занятиям сообщения, защита проектов и письменные работы. Ученик выполняет в качестве обязательного одно из заданий «творческого практикума» (отзыв, рецензия, эссе, критическая статья) или 2-3 задания по желанию.
Защита проекта «Волшебный край …» обязательна для каждого слушателя курса (возможно объединение по группам). Учащиеся защищают ту театральную эпоху, которая показалась им наиболее интересной. Возможен также вариант защиты систем театральных деятелей (В.Э. Мейерхольда, К.С. Станиславского, В.И. Немировича-Данченко и др.)
Итоговая оценка учитывает также активность участия школьника в аудиторных дискуссиях, глубину и степень подготовленности выступлений.
Содержание курса
Номер п\п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
1 | Вводное занятие. Перед поднятием занавеса. Как появился театр? Правила игры. Классика и современность. | 1 | Лекция с элементами беседы. |
1-й блок. История зарубежной драматургии |
|||
2 | Живые голоса Эллады. Античный театр. Эсхил – отец древнегреческой трагедии. Творчество Софокла, Еврипида, Аристофана. | 1 | Путешествие на Родину театра. |
3 | Мистериальный театр и «веселая душа». Театр средних веков и эпохи Возрождения. Польская мистерия XVI века. «История о славном воскресении господнем». Итальянский театр эпохи Возрождения. К. Гольдони. «Слуга двух господ». Спектакль, разыгранный в воображении автора. Испанский театр эпохи Возрождения. Комедии Лопе де Вега. | 1 | Семинарское занятие. |
Посещение Саратовского театра
юного зрителя. Просмотр спектакля по пьесе Гольдони «Слуга двух господ». |
|||
4 | Как смотреть спектакль? Составление памятки зрителю. | 1 | Практикум. Устный отзыв. Памятка. |
5-6 | «Весь мир – театр, и люди в нем –
актеры». Английский театр эпохи Возрождения.
Театр Шекспира «Глобус». Свежий ветер в паруса
Шекспира. Комедии. «Укрощение строптивой». Борьба миров. Трагедии «Отелло», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Гамлет». В чем секрет мирового господства Шекспира? |
2 | Коллоквиум. Ролевая игра. |
Посещение Саратовского ТЮЗа. Просмотр спектакля по пьесе В. Шекспира «Король Лир». | |||
7 | «Отзыв - это мое восприятие». Учимся писать отзыв о спектакле. | 1 | Практикум. Отзыв. |
8-9 | «Галантный век». Театр Французского
классицизма XVII века. «И кровь, и воздух – все, чем
я живу…». Трагедии П. Корнеля и Ж. Расина.
Традиции и новаторство. «О Мольер, великий Мольер!..» Мольер сатирический, комический саркастический, драматический… Пьесы «Тартюф», «Дон-Жуан», «Мещанин во дворянстве», «Жорж Данден». |
2 | Лекция-викторина. Театральная гостиная. |
10 | «Век добродетельный и строгий …» Театр эпохи Просвещения. Народ теснит графов и тиранов. Пьер Бомарше. «Безумный день, или женитьба Фигаро». «Разбойники» Ф.Шиллера: от Просвещения к предромантизму. Благороден ли разбойник? |
1 | Лекция-беседа. Диспут с элементами литератур-ной игры. |
Посещение Саратовского театра оперы и балета. Просмотр спектакля «Женитьба Фигаро» (опера Россини). | |||
11 | Особенности оперного спектакля. Музыка и театр. Специфика отзыва об оперном спектакле. | 1 | Практикум по написанию отзыва. |
12 | «И всюду страсти роковые…» Мировые театральные шедевры XIX и начала XX веков. В. Гюго. «Мария Тюдор». Альфред де Мюссе. «Капризы Марианны». На сцене – Бальзак и Дюма. Спор о постановке В. Мейерхольдом пьесы А. Дюма «Дама с камелиями». Сильна, как смерть. Пьеса Дж. Верга «Волчица». Человек, обреченный быть королем. Авг. Стриндберг. «Эрик XIV». Трагическая роль Михаила Астангова. Герхард Гауптман. «Перед заходом Солнца». Г.Ибсен. «Пер Гюнт», «Кукольный дом». |
1 | Заочная экскурсия. |
13 | ХХ век – век перемен. Социальные
перемены и искусство. Театр новой формации. Пьесы
Д. Рида, Ж. Ануя, Л. Хелман, Э. Филиппо, С. Беккет, М.
Миттерлинка. Чудо на Бродвее. В. Гибсон. «Совершившая чудо». Б. Шоу «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца». В центре Внимания - Брехт. «Матушка Кураж и ее дети». Театр последних десятилетий: за и против. |
1 | Конферен-ция. Сообщения учащихся. |
Посещение Саратовского ТЮЗа. Просмотр спектакля по пьесе В. Гибсона «Сотворившая чудо». | |||
14 | Творческая встреча с актерами.
Обсуждение спектакля. Проба пера. Жанр эссе. Подведение итогов 1-го блока курса. Выбор тем для работы над проектами «Волшебный край…» |
1 | Диспут. Написание эссе. |
Список используемой литературы.
- Аникст, А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. – М., 1967.
- Бахтин, М.М. Творчество Ф.Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965
- Белинский, В.Г. О драме и театре: В 2 Т.- М, 1983.
- Бордонов, Ж. Мольер. – М., 1983.
- Бояджиев, Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения. Италия. Испания. Англия. – Л, 1973.
- Бояджиев, Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. – М., Просвещение, 1988.
- Брук, П. Пустое пространство. – М., 1976
- Зингерман, Б.И. Перед заходом солнца: очерки по истории драмы ХХ века. – М., 1979.
- История зарубежного театра / под ред. Г.Н. Бояджиева, А.Г. Образцовой и др. – М., 1981 – 1987. – Т. 1-4.
- Козинцев, Г. Наш современник – Вильям Шекспир. – Л.; М., 1966.
- Лозинская, Л.Я. Фридрих Шиллер. – М., 1960.
- Марков, П.А. В театрах разных стран. – М., 1967.
- Мокульский, С.С. История западноевропейского театра. – М.; Л., 1939. – Т. 1-2.
- Мокульский, С.С. Французская драматургия эпохи Просвещения // Французский театр эпохи Просвещения. – М., 1957. – Т.1.
- Морозов, М.М. Театр Шекспира. – М., 1984.
- Обломиевский, Д. Французский классицизм. – М., 1968.
- Образцова, А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже ХIХ – ХХ веков. – М., 1974.
- Театральная энциклопедия: В 5 Т. – М., 1961 -1967.
- Федоров, Н.А. Греческая трагедия. М., 1962.
Примечание
Программа элективного курса предусматривает
активное взаимодействие с театрами г. Саратова,
просмотр и обсуждение спектаклей, творческие
встречи с театральными деятелями. Этот вид
деятельности указан в программе после изучения
творчества определенных авторов, чьи пьесы в
настоящее время имеются в репертуаре театров.
Однако спектакли могут быть просмотрены раньше
изучаемой темы или через более длительное время
после её изучения в зависимости от того, когда
данная пьеса включена в репертуар. В связи с тем,
что в нем могут появляться новые пьесы,
интересующие слушателей курса, а другие,
наоборот, могут быть сняты с показа, программа
посещения спектаклей может меняться. Поэтому
часы, отведенные на обсуждение спектаклей,
творческие встречи и написание творческих работ,
указаны отдельно.
Своеобразным итогом курса является защита
учащимся проекта «Волшебный край», которая
готовится на протяжении полугодия или по
окончании слушания конкретного блока или всего
курса. Возможна работа групп по интересам.
Выполнение письменных работ желательно для
отработки навыков написания сочинений разных
жанров (отзыв, рецензия, эссе, критическая
статья).
Содержание 2 и 3 блоков курса и список литературы к ним смотри в Приложении 1.