Литература
-
Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики 2011
Урок литературы с использованием информационных компьютерных технологий знакомит учащихся 11-го класса с биографией и творчеством Ф.И. Тютчева. Такой урок-презентация позволяет расширить рамки знакомства с судьбой поэта, осуществить межпредметные связи с музыкой и живописью.
-
Этапы жизни и творчества Б.Л. Пастернака 2015
Урок с активными методами обучения развивает критическое мышление в чтении и письме. Урок дает представление о жизни и творчестве Б.Л. Пастернака. Презентация помогает усвоить материал.
-
Этикет в веках. 5-й класс 2011
А нужен ли нам сегодня этикет? И что вообще скрывается под понятием "этикет"? Может быть, вы усмотрели в этом слове насмешку или вам кажется, что оно сегодня звучит как-то нравоучительно?
-
Этико-правовой компонент на уроках литературы 2010
Автор статьи работает над темой "Этико-правовое воспитание на уроках литературы". Для этого используется на уроках учебно-методический комплекс "Вокруг тебя мир", в качестве дополнительного материала на уроках внеклассного чтения, а также на уроках развития речи.
-
Этнографическое положение России и разнообразие культурных миров. Интегрированный урок (география + литература) в 9-м классе "Население и хозяйство России" 2007
География-наука особая, её нельзя относить к естественным или общественным дисциплинам. Именно уникальная природа географии должна определять цели географического образования в школе, формировать у учащегося правильные пространственные представления о природных, социальных, экономических системах разного ранга. Область географического значения комплексна. Она интегрирует биологические, геологические, экономические, социальные, политические и другие науки. Перестройка народного образования стимулирует активные поиски совершенствования форм и методов обучения. В современной школе складывается новая форма учебного занятия - интегральный урок, где предметом анализа выступает многоплановые объекты и информация, содержащаяся в различных учебных предметах.
-
Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад 2003
Данный сценарий составлен на основе и с использованием отрывков из произведений Е.Гинзбург, А.Солженицына, А.Галича, А.Ахматовой, О.Мандельштама и др. Он может быть использован в качестве сценария урока в 11-oм классе при изучении произведений 30-50-х годов, а также для постановки на сцене школы.
-
"Этот мир очарований, этот мир из серебра". Приемы анализа лирического стихотворения. Семинар-практикум в 11-м классе 2007
Данный материал представляет собой методические разработки к семинару-практикуму по анализу произведений поэтов Серебряного века. Разработан в рамках авторской программы "Русская литература в контексте мировой художественной культуры". В основе предлагаемой методической разработки с использованием новых информационных технологий лежат основные принципы системно-комплексного анализа художественного текста, разработанного профессором Казанского госуниверситета Нигматуллиной Ю.Г., и культурологический подход к изучению литературного произведения.
-
"Этот приглуповатый Хлестаков". Интегрированный урок (русский язык + литература) 2009
Интегрированный урок разработан для учащихся 8-х классов, изучивших тему "Однородные члены предложения" и заканчивающих чтение и изучение комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Это и урок обобщения материала по русскому языку, и урок обучения чтению пьесы по ролям, и урок обучения составлению характеристики литературного героя.
-
Эффективная подготовка к ЕГЭ по литературе 2015
Меняются приоритеты в преподавании литературы, создаются новые образовательные стандарты и, следовательно, должна меняться система оценки результатов обучения. ЕГЭ имеет ряд сложностей. Экзаменуемый должен знать не только информацию о писателях и произведениях, но и проводить ассоциации, самостоятельно находить отдельные элементы художественной формы в тексте произведения, давать развернутый ответ в жанре сочинения.
-
Эффективные формы формирования коммуникативных компетенций учащихся на уроках гуманитарного цикла 2021
В условиях современных требований, когда целью образования и воспитания является формирование успешной, конкурентоспособной, адаптированной к социуму личности обучающегося, учителю необходимо отступать от формы стандартного урока. В связи с этим целесообразно проводить такие уроки, на которых ученики могли бы проявлять свои личностные качества, творческий потенциал, включаться в процесс широкого коммуникативного взаимодействия.
-
Эффективные формы фронтального опроса на уроках литературы 2007
На уроке литературы на счету каждая минута. Устный фронтальный опрос не всегда возможен, а письменный требует времени на проверку. Я использую эффективный метод опроса – тест по тексту произведения. В тесте используются вопросы разного уровня, тест можно с разными целями проводить до и после изучения произведения, он экономит время учителя, т.к. занимает 5–10 минут проведения и 10 минут на проверку, а также повышает накопляемость оценок. За время преподавания мной разработано 26 тестов по 12 произведения. Один привожу в качестве примера.
-
"Эхо прошедшей войны" (урок по рассказу Б.Васильева "Экспонат №") 2018
Цели урока: создание учебной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, позволяющий каждому выразить свою точку зрения; организация работы по развитию умения анализировать литературное произведение, видеть авторскую позицию, составлять собственное мнение о нём; воспитание патриотизма, гуманизма, сострадания, формирование чуткого отношения к людям; развитие способностей учащихся к самостоятельной аналитической, оценочной работе.
-
Юбилейный вечер, посвященный 150-летию А.П. Чехова «Встреча с великим учителем красоты и правды» 2011
Цели урока: ознакомление с биографией и особенностями личности писателя; формирование умения анализировать эпическое произведение; развитие чувства юмора; развитие мышления; развитие навыков актерского мастерства.
-
Юбилейный вечер, посвященный 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова "Звезда первой величины" 2012
2011 год – год 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова. Цель занятия: показать многообразие личности М.В. Ломоносова, развитие познавательного интереса к биографии и творчеству М.В. Ломоносова; размышление о роли знаний в жизни человека, привитие гражданских и патриотических чувства на примере жизни замечательных людей; пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своим великим соотечественникам.
-
Юбилею Царскосельского лицея посвящается (1811–2011) "В начале жизни школу помню я…" 2012
В 2011 году исполнилось 200 лет со дня открытия первого учебного заведения в России – Царскосельского лицея. При изучении творчества А.С. Пушкина особое внимание уделяется лицейскому периоду. Учитывая юбилейную дату, необходимо более подробно познакомить учащихся с лицейской системой образования и воспитания. Урок построен в форме заочной экскурсии. Помогает ребятам, которые учатся на дому и по состоянию здоровья не имеют возможности посетить музей, не только расширить кругозор, но и познакомиться с лицейскими традициями.
-
Юмор на страницах поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" и в военном фольклоре ХХ века 2014
Урок-концерт раскрывает идейно-тематическую, художественную значимость юмора в поэме А.Твардовского «Василий Тёркин», знакомит с жанрами военного фольклора 40-х годов XX века (частушки, песни, солдатская бывальщина, пословицы, поговорки). Развивается умение анализировать текст, определять идейно-тематическую, композиционную, изобразительно-выразительные особенности. Урок направлен на воспитание чувства гордости за славное прошлое Отчизны, любви к малой родине.
-
Юмористические рассказы Антона Павловича Чехова в 6-м классе (урок-игра) 2015
Цель урока – расширить представление учащихся о раннем творчестве А.П.Чехова, обратить их внимание на то, что небольшие юмористические рассказы писателя - это повод не только посмеяться над героями, но и задуматься о людях и их поступках, узнать в чеховских героях самих себя, а форма игры позволит выработать навыки командной работы, потребует от ребят более качественной подготовки, более внимательного прочтения произведений.
-
Юмористический и сатирический талант А. П. Чехова. Урок литературы в 5-м классе 2019
Цель урока: показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика, выявить цель юмора и сатиры Чехова, проанализировать речь героев и их поведение.
-
Юный патриот Ваня Солнцев в произведении «Сын полка» В.П. Катаева 2014
Урок направлен на формирование концептуальных представлений учащихся о главном герое; умение определять основные качества характера Вани Солнцева; формирование таких личностных качеств, как сопереживание.
-
Юрий Яковлев «Сердце земли» (опыт анализа эпического произведения) 2017
Предложенные тексты способствуют духовно-нравственному воспитанию младших подростков и старшеклассников, решают задачу социальной адаптации учащихся, стимулируют интерес к изучению классической, краеведческой литературы через современную проблематику, поиск ответов на личностно-значимые для учащихся вопросы-проблемы.
-
"Я была тогда с моим народом" (по произведению А.Ахматовой "Реквием") 2009
Соотнесение судьбы и творчества - вот задача, стоящая перед автором данной разработки. Вершина творчества – "Реквием" – интерпретирован как исповедь безутешного сердца человека, жившего со своим народом в один из самых трагических периодов его истории.
-
"Я была тогда с моим народом…" (по поэме А.Ахматовой "Реквием") 2005
Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвязь литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, показать влияние общественной жизни страны на судьбу поэта. Активное участие детей в подборке материалов для урока, безусловно, способствует расширению их кругозора, активизации познавательной деятельности.
-
"Я была тогда с моим народом…" (Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" в 11-м классе) 2011
Урок по поэме "Реквием" проводится после знакомства с лирикой А.Ахматовой. Цель урока: развивать умение анализировать содержание стихотворного текста и основные художественные особенности, делать самостоятельные выводы и высказывать своё мнение, а также понимать авторскую позицию.
-
«Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце…». Роль обособленных членов предложения в стихах К.Бальмонта 2014
Цели урока: закрепить навыки обособления определений, приложений и обстоятельств, выяснить их роль в текстах художественного стиля.
-
Я встретил Вас (урок о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева) 2003
Главная идея урока: 1. Создать комфортные условия для эстетического восприятия материала; 2. Пробудить у обучающихся высокие нравственные чувства.
-
"…Я дитя века, дитя неверия и сомнения…" Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма (по биографии Ф.М. Достоевского) 2014
Предлагаемая мастерская по биографии Ф.М. Достоевского создана в рамках экспериментальной работы по формированию интереса старшеклассников к чтению художественной литературы при изучении биографий писателей. Это новая методическая форма изучения биографии, оказывающая эффективное воздействие на ученика, его интерес к личности писателя и чтению.
-
"Я до секунд всю жизнь измерил…" Памяти В.С. Высоцкого 2012
На уроке учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством В.С. Высоцкого. Автор расширяет кругозор учащихся, воспитывает чувство патриотизма, дружбы, верности, чести, долга. Учит умению высказывать свою точку зрения и аргументировано ее доказывать. Урок может быть проведен в старших классах (9–11-е классы).
-
Я и мир: вечное и преходящее. (По рассказу М.Шолохова "Судьба человека") 2013
Цель урока: воспитание гражданского чувства через изучение рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
-
"Я испытываю жалость ко всему человечеству". Урок внеклассного чтения по рассказу Л.С. Улицкой "Дочь Бухары" 2007
Цели урока: научить учащихся интерпретировать текст через высокую степень объективного повествования; развитие аналитических умении в процессе художественного текста; формирование нравственных качеств у школьников.
-
"Я лиру посвятил народу своему" 2012
"С Некрасовым пришел в литературу новый герой и заговорил о своих нуждах, радостях и печалях, желаниях и целях, пришел крестьянин, народ пришел в литературу. И вошел он не бочком в чуть открытые двери, а пришел в литературу в качестве главного действующего героя, как центральная фигура поэтической картины мира" (В.Г. Белинский).