Цели:
- Поиск, понимание, умение видеть главное в тексте, точно выразить, образно представить и немногими словами обобщить на эмоционально-философском уровне.
- Умение слушать и вступать в диалог, высказывая доказательно своё понимание текста.
- Воспитание культуры чтения.
- Утончение души через сострадание.
Ход урока (На доске)
“Так хочется поговорить, а не с кем” (Осмысление рассказа А.П. Чехова “…” и его обобщение в жанре синквейн.)
Будьте, наконец, как люди!
А. Чехов
Учитель: - А у вас когда-нибудь было такое состояние, которое записано на доске?
- Да. Значит, мы сумеем откликнуться, прочувствовать, проанализировать состояние героя.
Итак слушайте, записывайте на листочках все вопросы, возникающие по ходу, чтения.
(Учитель читает рассказ наизусть.)
Ребята задают вопросы:
- Почему у рассказа нет заглавия?
- Почему оно не написано на доске?
(Действительно, на доске сознательно вместо заглавия многоточие.)
- Почему с героем никто не хочет общаться?
- Почему герой и его лошадёнка всё время стоят?
- Почему лошадь оказалась единственным слушателем Ионы?
- Концовка вроде юмористическая, а смысл, мне кажется, трагический, очень тяжёлый.
Учитель раздаёт тексты. Все ещё раз внимательно читают “про себя”. Учитель в это время записывает вопросы на доске.
Учитель:
- Итак, рассказ прочитан. Попробуем ответить на возникшие у вас ещё при слушании, а за тем при чтении вопросы.
- Можно ли определить, о чём произведение?
(Об одиночестве человека. Может, о самом страшном одиночестве - среди людей, в большом городе.)
- Как ведёт себя герой?
(Иона пытается найти себе слушателя, чтобы поделиться своим горем.)
- Почему с героем никто не хочет разговаривать, общаться?
(У всех свои проблемы. Люди не могут разделить страдание, потому что все заняты своими делами.)
- Как эта тема раскрывается Чеховым?
(Через краткие и ёмкие детали, соединение смешного и трагического.)
- Ищем детали в тексте. Берём карандаши и отмечаем подробности и художественные детали.
- Как может называться рассказ?
(“Горе”, “Беда”, “Одиночество”, “Печаль”)
Учитель обращает внимание ребят на “Толковый словарь” В.И.Даля и просит поработать одну группу ребят с этим словарём. Другая группа - со словарём под редакцией С.И.Ожёгова.
Ребята делают вывод, что словарная статья у В.И. Даля глубже и объёмнее. В результате обсуждения останавливаются на слове “тоска”, так как (по Далю) “это стеснение духа, томление души, мучительная грусть, душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, скорбь”. Значит, само заглавие содержит в свёрнутом виде и тему, и идею, и состояние души героя.
1) Учитель: Приступаем ко второй части нашей работы. Попробуем письменно обобщить впечатления в форме синквейна .
- Вспомним, что это за жанр?
(Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра, выражающая эмоциональный итог работы.)
(Технологию см. “Литература”, “Первое сентября” 14.01.2003 г., ст. Заир-Бека “Хойку по биологии, синквейн по физике”.)
- Каков алгоритм его написания?
(Состоит из пяти частей:
Тема (заявлена существительным);
Определение темы (двумя прилагательными);
Развитие темы (тремя глаголами);
Фраза из 4-ёх слов (эмоциональное отношение к теме);
Философское осмысление темы (существительным).
Итак, в добрый путь (на работу отводим не более 7-8 минут).
Чтение работ (см. ниже) и их осмысление.
Выводы: Труд вдумчивого, внимательного читателя - один из самых благодарных. Он помогает лучше понять себя, окружающих, воспитать душу, усвоить жизненный опыт великих и мудрых людей, ибо все они касались “вечных” проблем, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.
Главные качества на все времена – доброта и сострадание.
(Учитель читает наизусть стихотворение А.Дементьева “Доброту не купишь на базаре…”)
Сочинения (по рассказу)
Одиночество.
Горькое, страшное
Мечется, тоскует, скорбит
Его боль от потери неутолима
Пустота.
Город.
Зимний и холодный
Торопятся, суетятся, толкаются
Никто никому не нужен.
Есть ведь все-таки кто-то!
Помощь.
Иона.
Старый и скорбный
Ищет, мучается, терпит
Ему надо сочувствия и понимания
Бездушие.
Люди.
Равнодушные и закрытые
Отворачиваются, спешат, не замечают
Мир стоит только на доброте
Сострадание.
Деталь.
Тонкая и многозначная
Подразумевает, раскрывает, углубляет
Я увидел особенность мастерства
Новаторство.
Чехов.
Проницательный и грустный
Наблюдает, понимает, изображает
С ним мир становится лучше
Нравственность.
(Эту работу написал мальчик, который выполнил графический портрет писателя и в конце урока прочитает своё сочинение).