Пояснительная записка
Преподавание гуманитарных дисциплин в школе
открывает возможности для знакомства с
ключевыми текстами, составившими культуру
человечества. Среди таких текстов на одном из
первых мест стоит Библия. Знакомство с библией в
школе должно интересовать нас с точки зрения
литературоведческой и лингвистической, прежде
всего потому, что это один из первых письменных
текстов (переводных), представляющий «довольно
экономный по объёму свод текстов, включающих
разные жанры. Это сочинения, в которых
представлен миф о происхождении вселенной и
человека, этнологические сочинения,
богословские, этико-юридические,
историко-политические, гимнологические,
биографические, биографические, любовный канон,
притчи, профетологические и военно-исторические
сочинения» (Рождественский Ю.В.). Вся мировая
культура – музыка, живопись, литература, театр –
пронизана мотивами Библии, в той или иной степени
содержит её элементы. Без знаний библейских
заповедей, сюжетов, выражений невозможно в
полной мере приобщиться к культуре, созданной
человечеством.
В большинстве существующих ныне программ
литературного образования знакомство с Библией
сведено к минимуму и осуществляется только в 6-м
классе. Программой под редакцией В.Г. Горецкого,
Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной (М.: Просвещение, 1997)
предлагается чтение и обсуждение повествования
«Рождество Иисуса Христа» и притч «О блудном
сыне» и о «Добром самаритянине».
В учебник-хрестоматию по литературе для 6-го
класса, автор-составитель которого В.П.Полухина
(М.: Просвещение, 1999), к перечисленным выше текстам
Библии добавлена ещё легенда о Вавилонской
башне. Названный учебник в комплекс,
обеспечивающий процесс литературного
образования по программе под редакцией
Коровиной В.Я. (М.: Просвещение, 2000). Но почему-то на
знакомство с библейскими историями самой
программой не отведено ни одного часа. Не
предусматривает знакомства с Библией программа
под редакцией Беленького Г.И. и Лысого Ю.И. (М.:
Мнемозина, 2001).
Заслуживает внимания программа под редакцией
А.Г.Кутузова. В 5 – 9 классах предлагается
ознакомление учащихся с духовной литературой и
её влиянием на литературу светскую, но только в
основном в связи с изучением какого-либо
произведения древнерусской литературы.
Как видим, разговор о Библии ведется лишь с
учениками среднего школьного возраста. Сможет ли
10 – 11-летний школьник оценить Библию как
памятник литературы?
На этом знакомство со Священным Писанием в
школьном курсе заканчивается и никак не
увязывается с произведениями русских писателей.
Программы не предусматривают изучение влияния
христианских идей, нравственного смысла
христианства на формирование русской
литературы, а уж тем более не задаются целью
изучить воплощение христианских сюжетов и
образов в творчестве русских писателей.
Для восполнение этого пробела считаю
необходимым создание системы работы в этом
направлении.
Предлагаемый элективный курс «Христианские
мотивы в творчестве русских писателей» даёт
возможность на качественно новом уровне
обобщить изучаемый в старших классах материал,
углубить представление учащихся о литературе.
Система занятий курса не ставит целью дать
«обзор», а тем более исчерпывающее постижение
Библии. Важно, чтобы на этих занятиях учащиеся
почувствовали художественное совершенство и
религиозно-гуманистическое, нравственное
содержание величайшего памятника мировой
культуры, ощутили своеобразие художественного
языка Библии, смогли определить значение Библии
в контексте мировой литературы.
Цель курса: ознакомить школьников с
величайшим памятником культуры – Библией;
показать влияние христианских идей,
нравственного смысла христианства на
формирование русской литературы, проследить, как
воплотились в ней христианские сюжеты и образы;
выяснить, какое влияние оказало христианское
мировоззрение на становление творчества русских
писателей, на поиски ими нравственного идеала,
смысла жизни.
Обращаясь к изучению произведений с точки зрения
использования в них христианских сюжетов и
образов, решаем следующие задачи:
- приобщение учащихся к духовному наследию народа;
- воспитание любви и уважения к Родине, к своему народу, к его культуре,
- традициям;
- формирование у учащихся умения определить своё отношение к
- прочитанному, к интерпретации канонического текста в творчестве того или
- иного писателя.
- Для успешного усвоения курса «Христианские мотивы в творчестве русских писателей» учащимся необходимы следующие знания и умения:
- когда произошло крещение Руси;
- умение оценивать поступки героев, своих товарищей, свои поступки на фоне библейских историй;
- умение анализировать.
После завершения курса учащиеся могут
выступить со своими творческими работами и
рефератами на уроках и НОУ.
Курс рассчитан на 16 часов и может быть
использован как в средних общеобразовательных
школах, так и в лицеях, гимназиях, классах с
углублённым изучением литературы, профильных
гуманитарных классах.
Оценка знаний и умений проводится на основе:
1) входящей проверочной работы (умение обобщать изучаемый материал)
2) работы учащихся на занятиях (владение грамотной и выразительной устной и письменной речью; чтение и понимание текстов художественных произведений; умение самостоятельно формулировать свои мысли, проблемные вопросы; способность к диалогу; использование теоретических знаний на практике)
3) результатов самостоятельных работ (умение анализировать художественное произведение с учётом его родо-жанровой специфики, осознавать личность автора и произведение в контексте культуры)
4) итоговых творческих работ (раскрытие темы, грамотность, оформление)
В результате усвоения программы курса обучающиеся должны:
Иметь представление:
1. О Библии как памятнике культуры и литературы.
2. О происхождении Библии.
3. О влиянии христианства на развитие европейской
культуры.
4. О своеобразии культуры дохристианского
периода.
5. О влиянии христианства на развитие литературы.
Знать:
6. Культуру и традиции своего народа.
7. Духовное наследие своего народа.
8. О влиянии библейских мотивов и образов на
музыку, живопись, театр.
Уметь:
9. Определять своё отношение к прочитанному.
10. Интерпретировать канонический текст в
творчестве того или иного
писателя.
11. Сопоставлять изучаемые произведения с
библейскими историями.
12. Точно, грамотно и выразительно выражать свои
мысли.
13. Строить логическое рассуждение.
14. Аргументировано высказывать свою точку
зрения.
15. Анализировать произведение.
16. Делать сравнительный анализ произведений.
17. Самостоятельно формулировать проблемный
вопрос.
18. Вести диалог.
19. Находить основания для сопоставления
художественных произведений.
20. Обобщать изучаемый материал.
Владеть:
21. Анализом и сравнительным анализом художественных произведений с учётом их родо-жанровой специфики.
Тематическое планирование курса
Тема |
Кол-во |
Форма проведения |
Деятельность обучающихся |
1. Введение. - Библия как памятник культуры и литературы. - Входящая проверочная работа. - Ознакомление с темами итоговых работ. |
1 |
Лекция |
Выполнение входящей проверочной работы |
2. Происхождение Библии. Книга Бытия (гл. 1-4, 7), о сотворении и божественной основе мироздания, о нравственно-бытовых постулатах жизни человека. | 2 |
Лекция, практикум |
Чтение и обсуждение избранных глав из Библии. |
3. Пророки и их особое предназначение. Книга Пророка Исаии (гл.6, 58) Книга Исход (гл. 3) |
1 |
Практикум |
|
4. Стихотворения А.С.Пушкина и
первоисточники. «Дар напрасный, дар случайный» и Книга Иова (гл.1 ст.1, 6, 8, 12; гл.7 ст.17, 18, 20, 21) «Воспоминание» и Псалтирь (псалом 50) |
1 |
Практикум |
|
5. Библейские мотивы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Пророк» – Книга Пророка Иеремии (гл.1 ст.4-10, гл.19 ст.14-15, гл.20 ст. 8), Плач Иеремии (гл. 4 ст. 11-13) | 1 |
Практикум |
|
6. Историческая и Евангельская реальность в стихотворении Н.А.Некрасова «Влас» | 1 |
Практикум |
|
7. Самостоятельная работа. Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Пророк», М.Ю.Лермонтова «Пророк», Н.А.Некрасова «Пророк» |
2 |
Самостоятельная работа |
Самостоятельная работа |
8. Притчи Соломоновы (гл.2-3, 13) и «Поучение» Владимира Мономаха. | 1 |
Практикум |
|
9. Песня Песней гл.1-4, 68), Евангелие от Матфея (гл.1, 4, 5) и их влияние на литературу. | 1 |
Практикум |
|
10. Обсуждение фрагментов «Плахи» Ч.Айтматова (ч.2, гл.2) в сопоставлении с первоисточником (гл.27 Евангелия от Матфея) | 1 |
Практикум |
|
11. Песнь Песней и «Суламифь» А.И.Куприна – гимн возвышенной любви. | 1 |
Практикум |
|
12. Индивидуальные консультации по итоговой работе. | 1 |
Индивидуальная работа |
|
13. Защита творческих работ. | 2 Итого |
Примерные темы итоговых работ
1. Библия – величайший памятник мировой
культуры.
2. Путь к добру, любви, милосердию.
3. Образ Христа – высший идеал человека и
человечества.
4. Своеобразие поэтического языка Библии.
5. Отражение христианских сюжетов и образов в
русской литературе. (На примере одного или
нескольких произведений)
6. Библейские мотивы и образы в живописи, музыке,
театре.
Использованная литература:
1. Библия.
2. А.С.Пушкин «Пророк», «Дар напрасный, дар
случайный», «Воспоминание»
3. М.Ю.Лермонтов «Пророк»
4. Н.А.Некрасов «Пророк»
5. Ч.Айтматов «Плаха»
6. А.И Куприн «Суламифь»
7. Н.Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»
8. ДЭ: Язык и литература / М.: Педагогика, 1976.
Основные понятия курса:
1. Религия
2. Библия
3. Старый Завет
4. Новый Завет
5. Евангелие
6. Псалом
7. Молитва
8. Священное Писание
9. Пророк
10. Бог
11. Общечеловеческие идеалы
12. Христианство
13. Христианские идеи
14. Судьба
15. Гуманизм
16. Нравственность
17. Нравственные заповеди