Цель курса: развить интерес к литературе Владимирского края, прививать любовь и бережное отношение к литературе родного края в условиях современной действительности.
Задачи курса:
- способствовать нравственному и художественно-эстетическому воспитанию учащихся средствами литературы родного края;
- развить навыки самостоятельной работы в рамках организации проектной деятельности;
- внедрять в воспитательно-образовательный процесс ИКТ-технологии и интеграцию;
- повысить мотивацию изучения литературы родного края в школе;
- обеспечить уровень усвоения навыков по филологическому анализу текста.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Домашнее задание |
I. Писатели Владимирского края. Творчество С.В.Барановой (3 часа) |
||
№ 1 |
Урок-лекция. Слово о человеке и писателе С.Барановой. |
Прочитать сказку «Королевские розы» и составить простой план. |
№ 2 |
Красота внутренняя и внешняя в сказке «Королевские розы». |
Выполнить иллюстрацию к сказке; инсценирование. |
№ 3 |
Сравнительный анализ сказок «Королевские розы» и «Царевна-Лягушка» (по учебнику Г.Меркина). |
Сочинение-рассуждение на тему: «Что важно в человеке: красота внутренняя или внешняя?» |
Творчество В.Л.Краковского (4 часа) |
||
№ 4 |
Урок-лекция. Вехи литературного пути В.Краковского. |
Прочитать рассказ «Жучка» и ответить на вопросы на с. 93-94 |
№ 5 |
Урок-исследование. Причины появления прозвищ в классе в рассказе «Жучка». |
Сочинение-эссе на тему «Прозвища – это хорошо или плохо?» |
№ 6 |
Сравнительная характеристика героев рассказа. |
Создать творческий проект на тему «Прозвища учащихся нашего класса, жителей нашей улицы, села и т.д.» |
№ 7 |
Защита творческих проектов по исследованию прозвищ класса, жителей улицы, села и т.д.» в форме презентаций. |
Групповая работа по созданию диафильма по рассказу. |
Творчество С.В.Ларина (3 часа) |
||
№ 8 |
Сообщения учащихся о жизни и творчестве писателя С.В.Ларина в форме презентаций. |
Прочитать рассказ «Школа» и ответить на вопросы на с.118-119. |
№ 9 |
Тема школы в одноимённом рассказе С.Ларина. |
Составить простой план рассказа. |
№ 10 |
Подготовка к сочинению на одну из тем: «Школа, школа, школа…», «Моя первая учительница», «Первый раз в первый класс», «Монолог портфеля первоклассника». |
Напишите сочинение на одну из тем. |
Творчество В.С.Медведева (5 часов) |
||
№ 11 |
Урок-лекция. Воспоминания друзей, коллег, корреспондентов о писателе и человеке В.Медведеве. |
Прочитать миниатюры писателя, подобрать к ним музыку, выучить наизусть миниатюру «Детство». |
№ 12 |
Урок-практикум. Лингвистический анализ миниатюры «Детство». |
Перечитать стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей»(по учебнику Г.Меркина). |
№ 13 |
Сравнительный анализ стихотворений в прозе В.С.Медведева и И.С.Тургенева. |
Прочитать рассказ «Берёза» и ответить на вопросы на с. 146-147. |
№ 14 |
Красота против фашизма в рассказе В.Медведева «Берёза». |
Нарисовать плакат «Нет фашизму!», работа со словами «битюг», «пферд». |
№ 15 |
Антивоенная тема в рассказе В.Медведева «Пферд-800». |
Напишите о событиях от лица лошади, выполните иллюстрацию к своей работе. |
II. Поэты Владимирского края. Творчество В.А.Волкова (2 часа) |
||
№ 16 |
Урок-лекция. Свет и тепло поэзии В.Волкова. |
Прочитать стихи поэта, выполнить иллюстрацию к одному из стихотворений. |
№ 17 |
Урок-практикум. Филологический анализ стихотворений «Солнце» и «Серый плащ рассвета». |
Сочините стихотворение о любимом времени года. |
Творчество А.В.Ледащёва (2 часа) |
||
№ 18 |
Урок-лекция. Слово о человеке и поэте А.Ледащёве. |
Прочитать стихотворения поэта, ответить на вопросы на с.330. |
№ 19 |
Урок-практикум. Филологический анализ стихотворения А.Ледащёва «Гном, танцующий в ночи». |
Сделайте коллаж к стихотворению, сочините стихотворение на одну из тем: «Утро», «Ночь», «День», «Вечер». |
Творчество С.Ф.Павлова (2 часа) |
||
№ 20 |
Урок-лекция. Разносторонний талант С.Павлова. |
Прочитать стихотворение «Не замечать жестокость не привыкну…» и ответить на вопросы на с. 342. |
№ 21 |
Урок-практикум. Филологический анализ стихотворения «Не замечать жестокость не привыкну…» |
Выполнить коллаж по прочитанному стихотворению. |
Творчество К.А.Сидоровой (5 часов) |
||
№ 22 |
Урок-лекция. Мир гармонии, спокойствия и природной идиллии в лирике К.Сидоровой. |
Прочитать стихотворение «Весна бывает разная» и отметить приём звукописи. |
№ 23 |
Урок-практикум. Лингвистический анализ стихотворения. Роль звукописи в стихотворении. |
Прочитать стихотворение «Лето было беспечным», ответить на вопросы на с. 371. |
№ 24 |
Образы природы в стихотворениях К.Сидоровой «Лето было беспечным и радостным» и «На что похожа красота зимы?..» |
Напишите этюд на одну из тем: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». |
№ 25 |
Роль слов с оценочным значением в стихотворении К.Сидоровой «Скромняга у зеркала». Составление синквейна о себе на тему «Я - взгляд в зеркало». |
Напишите сочинение-эссе на тему «Мои родственники-участники В.О.В.». |
№ 26 |
Образ жестокой войны в стихотворении К.Сидоровой «Я не знала войны…» |
Выучите стихотворение наизусть. |
Творчество А.В.Улитиной (3 часа) |
||
№ 27 |
Урок-лекция. Искренняя поэзия А.Улитиной. |
Выполните иллюстрацию или коллаж по произведениям поэта. |
№ 28 |
Урок-практикум. Филологический анализ стихотворения «Фиалка». |
Напишите миниатюру или стихотворение о любимом цветке. |
№ 29 |
Переживание лирической героини в стихотворении А.Улитиной «Рисунок». |
Выскажите своё мнение о лирике поэтессы. |
Творчество А.И.Шлыгина (3 часа) |
||
№ 30 |
Урок-лекция. Духовный подвиг А.Шлыгина. |
|
№ 31 |
Урок-практикум. Сравнительный анализ стихотворений А.Шлыгина «Желание» и «Спилили берёзу». |
Прочитать стихотворения «Пускай живут у нас» и «Мама-почемучка». |
№ 32 |
Тема взаимоотношений родителей и родителей в стихотворениях А.Шлыгина «Пускай живут у нас» и «Мама-почемучка». |
Напишите рассказ о том, как поступили бы ваши родители в аналогичной ситуации. |
Уроки повторения и обобщения пройденного материала (2 часа) |
||
№ 33 |
Контрольное тестирование по теме «Творчество писателей Владимирского края». |
Повторите соответствующие темы. |
№ 34 |
Контрольное тестирование по теме «Творчество поэтов Владимирского края». |
|
Виды и типы уроков.
На уроках элективного курса предполагается использовать следующие виды и типы уроков: урок-лекция, урок-беседа, урок-презентация, урок развития речи, урок-практикум, урок повторения и контроля знаний.
Контроль знаний и предполагаемый результат.
Контроль знаний будет осуществляться через качественное выполнение следующих заданий: составление кадров диафильма, написание сочинение разных жанров, составление плана произведений, выполнение иллюстраций, плакатов, коллажей, инсценирование произведений, сочинение стихотворений, создание творческих проектов с компьютерной поддержкой, филологический анализ текста, выполнение тестов, сравнительный анализ произведений, подбор музыки к лирическим миниатюрам, словарная работа, выразительное чтение наизусть стихотворений. С помощью уроков элективного курса предполагается развитие интереса учащихся к литературе и культуре родного края.
Литература
- Элективный курс составлен по книге А.Ю.Рябовой и Н.В.Шестериковой «Писатели и поэты Владимирского края: хрестоматия по литературному краеведению для учащихся 5-11 классов средней школы».