Цели:
- Показать, как используются экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе “После бала”.
- Показать, как работают конструкции с однородными членами в языке художественного произведения для выражения авторской мысли.
- Воспитывать у учащихся чувство неприязни к насилию, жестокости.
Форма: урок-исследование (работа в группах)
Оформление доски: портрет Л.Н. Толстого; эпиграф: “Спокойствие – душевная подлость” (Л.Н. Толстой); на доске тема урока.
Межпредметные связи. Литература и русский язык.
Теория литературы. Антитеза
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний
II. Мотивация знаний.
1. Обсуждение целей и задач урока.
– Прочитав и проанализировав рассказ Л.Н.Толстого “После бала”, проследим, какие языковые средства помогли автору выразить главную мысль, как автор использовал их экспрессивные возможности в тексте.
III. Анализ рассказа
1. Лингвистический эксперимент. Самостоятельная работа учащихся.
Допишите предложение, взятое из текста:
Она была прелестна:
Предложения, написанные учащимися, сравниваются с вариантом автора. На мониторе высвечивается предложение: “Она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная”
Учащиеся приходят к выводу: из всего многообразия синтаксических конструкций Толстой выбирает предложение с однородными членами, что даёт ему возможность лаконично и ясно описать героиню.
А что значит величественная? (Ответы учащихся.)
2. Коллективная исследовательская работа.
Тема: “Частотность употребления предложений с однородными членами”.
1 группа – проследить роль таких конструкций
в портретных описаниях.
2 группа – в описании мазурки.
3 группа – в сцене экзекуции.
Учащиеся приводят свои примеры.
Восстановление авторского текста.
– Посмотрим, насколько вы были внимательны к слову автора. Предлагаю восстановить текст как можно ближе к авторскому.
Она была в … платье с … поясом и в … перчатках, немного не доходивших до … локтей, и в … башмачках.
– Сопоставим ваши варианты с текстом Толстого. Проведём исследование.
-
Какие определения преобладают?
(Передающие цвет.)
Такой приём называется “Цветопись”
-
Является ли повтор слова “белый” речевой
ошибкой? (Нет.)
- С какой целью Толстой его использует?
(“Белый цвет” – олицетворение чистоты, света, радости. Толстой с помощью слова подчёркивает ощущение праздника, передаёт душевное состояние рассказчика).
- А как ещё передаётся состояние Ивана Васильевича? (Через музыку).
- Найдите данное предложение в тексте. (“Я танцевал и кадрили, и вальсы, и польки…). Через союз и.
- Для чего союз и при однородных членах повторяется? (Мысль выражается более эмоционально).
- Перестройте предложение
- Что изменилось? (Нет восторга, предложение становится нейтральным по настроению).
Опираясь на исследования учащихся, анализируем другой эпизод – описание мазурки.
- Какие конструкции преобладают? (Однородные сказуемые и обстоятельства).
- Случайно ли это? (Нет, мазурка – быстрый танец, с помощью таких предложений передаётся движение танца).
- А в каком эпизоде ещё должны преобладать однородные сказуемые и обстоятельства? ( В сцене наказания, т.к. в её основе лежат действия).
3. Письменная самостоятельная работа
В-1 – выписать конструкции из 1 эпизода
В-2 – из второго
Прочитали и сделали вывод: движение и его особенности передают конструкции с однородными сказуемыми и обстоятельствами.
- По какому принципу построены эти два эпизода? (Контраст. Антитеза).
- Как изменяется цвет? музыка? звуки?
Учащиеся приходят к выводу: предложения, использованные по принципу контраста, помогают ярче обрисовать внутреннее состояние героя.
4. Анализ языковых средств
Во второй части автор использует образное выражение – метафору “вырвет ужасом”, подчёркивая несовместимость того, что герой увидел, с его нравственными принципами.
- Что же стало итогом потрясения героя?
- Почему автор соединяет в ряду однородных слова НЕЛОВКО И НЕПРИЯТНО?
- Когда мы испытываем такие чувства? (Когда становимся свидетелями чего-то безнравственного).
- А что несовместимо с нравственностью? (Жестокость).
IV. Обобщение полученных знаний
Итак, анализируя текст, мы наблюдали сегодня, как “работают” предложения с однородными членами, помогая писателю в создании портрета, в характеристике действий и в передаче душевных переживаний героев.
V. Подведение итогов
1. Достигнуты ли поставленные цели урока?
2. Домашнее задание:
Отталкиваясь от понятия “жестокость”, выскажете свою позицию. Может быть, она сходна с Толстовским пониманием, а может быть, вам захотелось поспорить.