1. Какие три дома и три семьи предстают перед нами в экспозиции романа?
2. Какая из 4-х названных фамилий не показана в своем доме и почему?
(нет чувства домашнего очага, уюта, надежности…)
- 1 открытие Толстого Дом ≠ семья
- Святыня разрушена
Один из вариантов:
- Другой – курагинский.
- Завсегдатаи салонов
3. На каком историческом фоне показаны четыре фамилии?
Французская революция конца 18 в. Крушение династии Бурбонов, Наполеон захватил Италию, готовит поход на другие государства, Тройственный союз: Пруссия, Австрия, Россия противостоит Наполеону на уровне дипломатическом и военном.
- «большой» мир
- «малый» мир
Салон А. П. Шерер, семья Ростовых, Болконский, Курагин включены в «роевую» жизнь.
(очень важная философская и остросовременная мысль Толстого: все в мире взаимосвязано).
4. Что является завязкой сюжетного действия?
Разговор в салоне Шерер | Лысые Горы: кн. Андрей |
Москва: Берг, Ростов |
Петербург: Ан. Курагин |
молодежь собирается на войну.
5. Итак, три дома, три «малых» мира – чем они различаются?
Салон Шерер – высший ярус любого общества, где решаются политические, экономические, социальные судьбы отечества.
Как художественная деталь помогает обнаружить авторское отношение к хозяйке и гостям.
а) представьте гостей салона через какую-нибудь выразительную черту, даже штрих.
А. Шерер (фрейлина) – |
«я ночами не сплю» |
Кн. Василий |
«светлое выражение плоского лица» |
Ан. Мих. Др. |
«ужимки старой кокетки» |
Элен |
«оглядывались на А. Павл. И тотчас принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом успокаивалась в сияющей улыбке» |
б) подберите художественные детали в описании вечера, объединенные МОТИВОМ АВТОМАТИЗМА (манер, разговора, обряда приветствий, общения)
(лабораторная работа)
8 стр. | «сказал кн. По привычке, как заведенные часы» |
14 стр. |
«совершали обряд приветствий» |
Читать |
«вечер был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели» |
3 гл. стр. 17 |
Ан. П. сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата» |
ВЫВОДЫ:
Вопрос 1. Каков смысл этих сравнений и метафор?
1. Жизнь высшего света пронизана АВТОМАТИЗМОМ, ИСКУССТВЕННОСТЬЮ, НАРОЧИТОСТЬЮ, бездушием, ритуальностью.
2. Толстому претит ЖЕЛАНИЕ КАЗАТЬСЯ (изысканным, доброжелательным, учтивым, духовноь высоким). (БЫТЬ – «казаться»)
А НЕ БЫТЬ
3. Фальшь, лживость, корысть высшего света просвечивают сквозь иронию Толстого.
Вопрос 2. Как связан эпизод, изображающий салонную жизнь, с событиями в доме гр. Безухова? Прокомментируйте этот эпизод.
Ч. 1. Гл. XXI, стр. 107 читаем
«Спальня умирающего А.М. стояла подле»…
Смысл и значение эпизода
Слезы, сочувствие Пьеру, бледность, «родственное чувство» | Корысть, алчность, ненависть, реальное лицо |
маска |
И опять противоречия между «Быть» и «Казаться» |
Высший свет предстал на официально-дружеском приеме и в личной жизни семьи Ростовых гл. VII Искусственная жизнь.
Зачем собрались? Что делают? Какова атмосфера? О чем говорят?
Монолог об одной семье, которую я знаю…
Старый Р. встречал всех «милый», «приезжайте обязательно».
Именины, стол на 80 персон. Много детей. Целуются.
Радуются встрече. Дают деньги бедной Л.М.
Говорили о здоровье, о войне: «Бонапарт голову вскружил!», о болезни Безухова, о проделках Долохова и Пьера с медведем.
- гл. VIII. Шум, визг, смех, бег 13-летней девочки, хвастают куклой Мими ( 52 стр.) Н. «упала на мать».
- гл. IX. Собираются в гусары, секретничают, объясняются в любви, смотрятся в зеркало, плачут на сундуке, ревнуют.
- гл. XVI. «Какое пирожное будет?» стр. 83 выразительное чтение.
Гогот «ключ»
Танцуют Д. Купора
Атмосфера счастья, взаимопонимания, любви, хлебосольства, простоты, человечности.
Семья Болконских XXII, XXIII-XXV
И опять мой маленький эксперимент: рассказывая о семье Болконских, какие акценты вы расставите?
Зачем собрались? Что делают? Какова атмосфера? О чем говорят?
Проводы сына на войну…
Отец – стр. III
- «два источника добродетели: деятельность и ум»;
- «два источника пороков: праздность и суеверие»;
- «нездоровы бывают дураки и развратники».
Занятия Марии алгеброй и геометрией.
ПОРЯДОК,ТОЧНОСТЬ, ЦЕНА ВРЕМЕНИ, ПИСАЛ МЕМУАРЫ, ЧЕСТНОСТЬ, СДЕРЖАННОСТЬ, ХРИСТИАНСКИЙ ДУХ, УСТОЙЧИВОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ.
(3 мотива любви к Богу: страх, чувства наемника из-за награды, боязнь потерять любовь совершенного)
Кабинет – его лицо, генеалогическое древо рода
Воспитание детей
«Радостно косится на сына»
Марья дарит образок кн. Андрею, учит любви к жене
(естественность, внутренняя теплота, любовь)
Кульминационная сцена: прощание с сыном
О Кутузове: «Чтоб он тебя в хорошем месте употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!»
Завещание – инт. Гос. Человека
Читать: «Ну, теперь прощай…» стр. 141
Литер./ведч. (немногословно, без патетики)
Анализ. Отец–сын
Начало. Традиционная для литературы ситуация НАКАЗА
Выводы к уроку: три дома, три семьи, три малых мира.
Выразительность, точность, объемность описания.
Все живое, но разное: «ум ума» и «ум сердца»
В какой семье ты хотел бы жить и воспитываться? (корректен ли вопрос к своим уч-ся)?
Надо читать:
- всю II часть
- I гл. XIV–XXI
- IX–XIX гл.
- Тупик в Шенграбенском деле
- Аустерлиц как сражение трех императоров