Экспозиция романа Л.Н.Толстого «Война и мир». "Три дома, три уклада, три семьи"...

Разделы: Литература


1. Какие три дома и три семьи предстают перед нами в экспозиции романа?

2. Какая из 4-х названных фамилий не показана в своем доме и почему?

(нет чувства домашнего очага, уюта, надежности…)

  • 1 открытие Толстого Дом ≠ семья
  • Святыня разрушена

Один из вариантов:

  • Другой – курагинский.
  • Завсегдатаи салонов

3. На каком историческом фоне показаны четыре фамилии?

Французская революция конца 18 в. Крушение династии Бурбонов, Наполеон захватил Италию, готовит поход на другие государства, Тройственный союз: Пруссия, Австрия, Россия противостоит Наполеону на уровне дипломатическом и военном.

  • «большой» мир
  • «малый» мир

Салон А. П. Шерер, семья Ростовых, Болконский, Курагин включены в «роевую» жизнь.

(очень важная философская и остросовременная мысль Толстого: все в мире взаимосвязано).

4. Что является завязкой сюжетного действия?

Разговор в салоне Шерер

Лысые Горы: кн. Андрей

Москва: Берг, Ростов

Петербург: Ан. Курагин

молодежь собирается на войну.

5. Итак, три дома, три «малых» мира – чем они различаются?

Салон Шерер – высший ярус любого общества, где решаются политические, экономические, социальные судьбы отечества.

Как художественная деталь помогает обнаружить авторское отношение к хозяйке и гостям.

а) представьте гостей салона через какую-нибудь выразительную черту, даже штрих.

А. Шерер
(фрейлина) –

«я ночами не сплю»
«быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением»
«Восторженная улыбка»
«Я верю нашему чудному и доброму государю»

Кн. Василий
(деловой человек, 1-й гость)

«светлое выражение плоского лица»
«надушенная и сияющая лысина»
«поцеловал ей руку и, развалившись в креслах, отвернулся»

Ан. Мих. Др.
(приживалка)

«ужимки старой кокетки»
«легкой иноходью подходит к племяннице графа»

Элен
(блестящая красавица)

«оглядывались на А. Павл. И тотчас принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом успокаивалась в сияющей улыбке»

б) подберите художественные детали в описании вечера, объединенные МОТИВОМ АВТОМАТИЗМА (манер, разговора, обряда приветствий, общения)
(лабораторная работа)

8 стр.

«сказал кн. По привычке, как заведенные часы»

14 стр.

«совершали обряд приветствий»

Читать

«вечер был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели»

3 гл. стр. 17

Ан. П. сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата»
«она опять заводила разговорную машину»
«А.П. ходит как хозяйка по прядильной мастерской»

ВЫВОДЫ:

Вопрос 1. Каков смысл этих сравнений и метафор?

1. Жизнь высшего света пронизана АВТОМАТИЗМОМ, ИСКУССТВЕННОСТЬЮ, НАРОЧИТОСТЬЮ, бездушием, ритуальностью.

2. Толстому претит ЖЕЛАНИЕ КАЗАТЬСЯ (изысканным, доброжелательным, учтивым, духовноь высоким). (БЫТЬ – «казаться»)

А НЕ БЫТЬ

3. Фальшь, лживость, корысть высшего света просвечивают сквозь иронию Толстого.

Вопрос 2. Как связан эпизод, изображающий салонную жизнь, с событиями в доме гр. Безухова? Прокомментируйте этот эпизод.

Ч. 1. Гл. XXI, стр. 107 читаем

«Спальня умирающего А.М. стояла подле»…

Смысл и значение эпизода

Слезы, сочувствие Пьеру, бледность, «родственное чувство»

Корысть, алчность, ненависть, реальное лицо

маска

И опять противоречия между «Быть» и «Казаться»

Высший свет предстал на официально-дружеском приеме и в личной жизни семьи Ростовых гл. VII Искусственная жизнь.

Зачем собрались? Что делают? Какова атмосфера? О чем говорят?

Монолог об одной семье, которую я знаю…

Старый Р. встречал всех «милый», «приезжайте обязательно».

Именины, стол на 80 персон. Много детей. Целуются.

Радуются встрече. Дают деньги бедной Л.М.

Говорили о здоровье, о войне: «Бонапарт голову вскружил!», о болезни Безухова, о проделках Долохова и Пьера с медведем.

  • гл. VIII. Шум, визг, смех, бег 13-летней девочки, хвастают куклой Мими ( 52 стр.) Н. «упала на мать».
  • гл. IX. Собираются в гусары, секретничают, объясняются в любви, смотрятся в зеркало, плачут на сундуке, ревнуют.
  • гл. XVI. «Какое пирожное будет?» стр. 83 выразительное чтение.

Гогот «ключ»

Танцуют Д. Купора

Атмосфера счастья, взаимопонимания, любви, хлебосольства, простоты, человечности.

Семья Болконских XXII, XXIII-XXV

И опять мой маленький эксперимент: рассказывая о семье Болконских, какие акценты вы расставите?

Зачем собрались? Что делают? Какова атмосфера? О чем говорят?

Проводы сына на войну…

Отец – стр. III

  • «два источника добродетели: деятельность и ум»;
  • «два источника пороков: праздность и суеверие»;
  • «нездоровы бывают дураки и развратники».

Занятия Марии алгеброй и геометрией.

ПОРЯДОК,ТОЧНОСТЬ, ЦЕНА ВРЕМЕНИ, ПИСАЛ МЕМУАРЫ, ЧЕСТНОСТЬ, СДЕРЖАННОСТЬ, ХРИСТИАНСКИЙ ДУХ, УСТОЙЧИВОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ.

(3 мотива любви к Богу: страх, чувства наемника из-за награды, боязнь потерять любовь совершенного)

Кабинет – его лицо, генеалогическое древо рода

Воспитание детей

«Радостно косится на сына»

Марья дарит образок кн. Андрею, учит любви к жене

(естественность, внутренняя теплота, любовь)

Кульминационная сцена: прощание с сыном

О Кутузове: «Чтоб он тебя в хорошем месте употреблял и долго адъютантом не держал: скверная должность!»

Завещание – инт. Гос. Человека

Читать: «Ну, теперь прощай…» стр. 141

Литер./ведч. (немногословно, без патетики)

Анализ. Отец–сын

Начало. Традиционная для литературы ситуация НАКАЗА

Выводы к уроку: три дома, три семьи, три малых мира.

Выразительность, точность, объемность описания.

Все живое, но разное: «ум ума» и «ум сердца»

В какой семье ты хотел бы жить и воспитываться? (корректен ли вопрос к своим уч-ся)?

Надо читать:

  • всю II часть
  • I гл. XIV–XXI
  • IX–XIX гл.
  • Тупик в Шенграбенском деле
  • Аустерлиц как сражение трех императоров