Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку

Разделы: Русский язык, Литература, Экономика


Необходимость обращения к теме экономического образования средствами литературы и русского языка вызвана проблемными ситуациями при адаптации будущих специалистов в рыночных условиях, потребностями учебного процесса средних специальных учебных заведений. Новые экономические отношения ввели в оборот повседневного общения новые понятия и термины. Если сейчас те, кто занимается бизнесом, попытаются говорить друг с другом на языке, который сложился в эпоху безраздельного господства плановой экономики, то вряд ли они достигнут взаимопонимания. А понимать друг друга необходимо: в рыночной экономике интенсифицируется процесс общения – всё большее число вопросов приходится решать через переговоры с различными партнёрами, заключать договоры и соглашения.

Предприниматели, бизнесмены, фермеры особенно остро ощущают необходимость овладения новым языком экономического общения. Ещё не так давно наиболее ходовыми в профессиональной лексике были сухие термины административного привкуса – нормы, лимиты, расчёты, фонды… Жизнь властно потребовала осваивать другой язык – фьючерсы, опционы, векселя…

В процессе преподавания литературы и русского языка, как, впрочем, и других дисциплин общеобразовательного цикла, постоянно возникает вопрос: каким образом дисциплины гуманитарного цикла увязать с экономическими понятиями и проблемами, направить их в практическое русло. Многие специалисты–преподаватели экономических дисциплин с большой долей недоверия отозвались на предложение автора по созданию методик межпредметного характера, увязывающих воедино русский язык, словесность и экономические науки. Звучал вопрос: “А что в литературе–то можно найти экономического?”

К большому сожалению, стали забываться слова классика, что литература является “учебником жизни”. Эту мысль подтверждает и высказывание А.П. Чехова о том, что “художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле, а настоящий писатель – это тоже, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди”. Все то, над чем бьется мысль человеческая, не останется без внимания писателя, а своими творениями он поможет на обыденном уровне решить сложнейшие проблемы современности, предостережет от возможных ошибок и неудач.

Разумеется, каждая наука подчиняется своим специфическим законом. Трудно, почти невозможно на уроке литературы говорить языком цифр и экономических категорий, ввести в расчеты духовную жизнь поколения. Также нельзя полагаться на художественные произведения при проведении экономических действий, решении экономических проблем.

И, тем не менее, естественная связь наук может быть использована при проведении факультативных занятий и организации самостоятельной и внеклассной работы студентов по литературе и русскому языку. С большим удивлением замечаем на уроках литературы – при изучении классических произведений XIX века – наличие экономических терминов, которые сейчас входят в активный оборот. Знание семантики, происхождения, орфографии этого пласта лексики поможет будущему специалисту в изучении специальных дисциплин на старших курсах, будет содействовать успешному освоению современного рыночного пространства.

Все эти факторы учитываются автором в практической деятельности при подготовке и проведении занятий по литературе, по русскому языку, на факультативном курсе “Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку”. В целом факультативный курс построен по принципу спец.семинара. В основу положено углубленное изучение жизни и творчества писателя А.П. Чехова. Писатель прошел суровую жизненную школу, жил в сложнейшее для общества время, видел и отобразил данное время глазами своих героев, раскрыл суть многих явлений рыночной экономики, сам испытал себя, в той или иной степени, в бизнесе. К тому же малый жанр – новелла – позволяет комплексно изучить произведение писателя с точки зрения русского языка и художественного анализа.

Благодаря освоению факультативного курса студенты смогут найти ответы на многие актуальные вопросы жизни, получат первоначальное представление о рыночном хозяйстве, смогут сопоставить современное рыночное производство с тем, что было сто лет назад.

Основной задачей данного факультативного курса будет являться попытка средствами художественной литературы, анализом творческого наследия писателя А.П. Чехова, разнообразными методами и приёмами работы с лексическим и фразеологическим материалом его произведений обобщить и систематизировать знания студентов по русскому языку, закрепить их орфографические и пунктуационные навыки; формировать навыки лингвистического анализа художественного произведения; раскрыть важность изучения лексики и фразеологии экономического характера для овладения специальностью, для уверенного вхождения в рынок; показать талант и мастерство писателя в отображении эпохи переломного времени в жизни общества; закрепить навыки соблюдения норм литературного языка; уделить особое внимание обогащению экономического лексикона студентов; содействовать развитию у студентов потребности работы со словарями и справочной литературой экономического содержания; приблизить к сегодняшним проблемам студентов ткань художественных произведений великих мастеров русской новеллистики; способствовать формированию знаний и умений студентов в области деловой речи.

Главное внимание в осуществлении факультативного курса следует уделить формированию и совершенствованию практических умений и навыков, активизации экономической мыслительной деятельности студентов, развитию устойчивого интереса к литературе и русскому языку как духовному и социально насыщенному компоненту в формировании личности, выработке у студентов умения самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний по литературе и русскому языку с целью успешного обучения в техникуме и прочному становлению своей жизненной позиции.

Материал “Введение” излагается преподавателем в форме учебной лекции, где следует объяснить студентам, что совершенствование знания русского языка и творчества писателя А.П. Чехова с экономическим уклоном позволит им более успешно овладеть своей специальностью, раскроет величайшие возможности языка русского народа в их будущей жизни.

Всё остальное время планируется посвятить изучению факультативного курса практически. Программа рекомендует целенаправленную комплексную работу по повторению морфологии и орфографии, синтаксиса и пунктуации в сочетании с анализом творчества писателя “малого жанра” - А.П. Чехова.

Предлагаются следующие виды работ:

- самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих орфографические и пунктуационные правила,
- составление и подбор из текстов художественной литературы синтаксических конструкций по указанным схемам,
- словарные, выборочные, творческие диктанты,
- анализ экономических терминов и фразеологизмов в ходе лингвистического разбора художественных, публицистических, научных и деловых текстов,
- работа со словарями и справочниками экономического направления,
- изучение основ деловой речи, оформление документации,
- создание сочинений экономического характера, поисковая и исследовательская работа, портретные характеристики,
- работа с периодической печатью,
- составление различного дидактического материала (кроссворды, чайнворды, лото и др.)

С учётом неравномерного уровня школьной подготовки студентов преподаватель разрабатывает систему индивидуальных заданий по отдельным темам программы. Этому содействует и обеспечение наглядными пособиями, использование текстов художественной литературы различного объёма и сложности, создание раздаточного дидактического материала (Приложение 1), применение технических средств обучения. Так, например, в разделе “Деловая речь” обращено внимание на анализ образцов официально-деловых документов (в частности, расписка, счёт, доверенность, акт, таблица и др.), редактирование отдельных предложений, текстов и составление деловых бумаг.

Ниже приводится примерный учебный план факультативного курса “Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку”.

№ п/п

Содержание.

Часы

1

Введение. Беседа о значимости экономики в становлении специалиста и роли русского языка в этом процессе. Вводный контроль: диктант, тест. Приложения 2, 3.

2 – 4

2

Словарное богатство русского языка: словари и справочники. Словарные статьи экономического характера. Приложение 6.

4

3

Лексикология современного русского языка: омонимы, синонимы, антонимы; этимология экономической лексики; профессионализмы Приложения 7, 11.

4 – 8

4

Фразеологизмы экономического назначения. Приложения 4, 9, 10.

4 – 6

5

Жанровое многообразие текстов: определение жанров; разбор содержания статьи учебника в экономическом аспекте; знакомство с “Записными книжками” А.П. Чехова. Приложения 8, 10.

6 – 8

6

Лингвистический анализ творчества А.П. Чехова: изучение рассказов А.П. Чехова по методу Ривина; коллективный разбор рассказа “Ионыч”; индивидуальная работа с другими произведениями; лексика экономического содержания. Приложения 5, 7, 11, 12, 14.

8 -10

7

Деловая речь чеховских героев: канцеляризмы; оформление документов; анализ документов. Приложение 13.

6

8

Изложение (на основе содержания одного рассказов А.П. Чехова)

2

9

Портретная характеристика купца (по материалам пьесы А.П. Чехова “Вишнёвый сад”).

2 – 4

10

Сочинение экономического характера “Место предпринимателя чеховской эпохи на современном рынке”.

2

11

Современная периодика: экономическая терминология.

2 – 4

12

Изготовление раздаточного дидактического материала. Приложения 16 – 20.

4 - 8

13

Аукцион знаний по творчеству А.П. Чехова. (Семинар. Приложение 15)

2

14

Итоговое занятие. Контрольный диктант.

2

Итого:

50 - 70

Время, отведённое на факультативный курс (50 часов), может быть изменено в соответствии с учебным планом и учётом специальности. Обоснование изменения в содержании программного материала и распределение часов по разделам и темам программы вносятся цикловыми комиссиями и утверждаются заместителем директора учебного заведения по учебной работе.

Таким образом, развитие и совершенствование системы экономического образования студентов – один из важнейших аспектов общего развития личности. Предлагаемый факультативный курс будет содействовать выполнению этой задачи.

При изучении данного курса студенты систематизируют экономические знания, категории, понятия. Всем своим содержанием факультативный курс призван способствовать развитию экономического мышления, творческого отношения к делу, сознательного изучения смежных в тематическом плане наук.

Интерес к факультативным занятиям у студентов не ослабнет, если они убедятся в том, что эти занятия русским языком и литературой помогут им глубже освоить специфику будущей профессии. К тому же следует отметить, что этому способствует и богатый, интересный дидактический материал, особенности языка великого мастера слова – А.П. Чехова.

В то же время следует сказать, что возможности художественной литературы и русского языка в экономическом образовании неисчерпаемы. Можно разрабатывать и другие циклы изучения экономических наук, теории экономического образования на основе, например, творчества А.М. Горького (“Фома Гордеев”), М.А.Шолохова (“Поднятая целина”), современной публицистики и т.п.