Пояснительная записка
Необходимость системы в обучении сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике?
Прежде всего на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному.
Считается, что повествование легче описания, а описание легче рассуждений, поэтому практикуется такая система:
- сочинение повествовательного характера.
- сочинение описательного характера.
- сочинение- рассуждение.
Данный принцип утверждают Т.И. Тамбовкина и М.Д. Рыбникова.
Под понятием о системе обучения сочинениям в целом надо иметь в виду не порядок
работы над одним сочинением, а последовательность в обучении сочинениям в целом,
в которой предусмотрено развитие у учащихся определённых умений и навыков связанной речи.
Сочинение - это письменное высказывание на тему и пишется оно автором самостоятельно, в результате чего создаётся определённый текст. Работа ученика над сочинением подобна работе писателя над произведением. Работа над сочинением - это необычайно интересный и удивительный труд. Ученикам полезно встать на 1 ступеньку писательского груза. Это способен сделать каждый образованный человек. Это не идея избранных, но идея многих- развить эту способность до уровня писательского мастерства.
Цели и задачи программы
При работе над сочинением учащиеся должны овладеть следующими умения:
- Научиться вдумываться в тему, осмысливать её границы, правильно раскрывать тему сочинения.
- Уметь подчинять своё сочинение определённой основной мысли.
- Научится отбирать материал с точки зрения темы и основной мысли сочинения.
- Научить систематизировать материал.
- Строить сочинение в определённой композиционной форме.
- Уметь правильно и красиво выражать свои мысли.
- Научится исправлять, переделывать, улучшать написанное
Тематическое планирование
- Тема и основная мысль сочинения – 2 часа.
- Практическое занятие - 1 час.
- Виды письменных, творческих работ, жанры сочинений- 2 часа.
- Анализ сочинений. Практические занятия – 1 час.
- Языковые средства языка – 1 час.
- Редактирование текстов сочинений – 1 час.
- Основная мысль сочинения. Отбор материала – 1 час.
- Структура сочинения. Совершенствование написанного. Исправление текста – 1 час.
- Защита проектов – 2 часа.
Требование к умениям и навыкам
- Научиться совершенствовать текст.
- Обучение к редактированию.
- Уметь анализировать править работу с недочётами.
- Научится рецензировать ( до оценки учителя, выражать своё мнение).
Типичные недостатки школьных сочинений
- Простой пересказ содержания статьи учебника.
- Поверхностное и неправильное раскрытие темы.
- Недостаточное владение фактическим материалом.
- Плохое знание текста.
- Неумение анализировать текст
- Бедность словарного запаса.
Cистема обучения сочинениям
В 9 классе у учащегося уже имеются определённые знания, сформированы необходимые умения, однако качество сочинений остаётся низким. Наша задача- привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением, т.к умение связанно излагать свои мысли в устной и письменной форме- это очень сложное умение, требующее от ученика не только общего развития, но и овладения определёнными умениями.
Учащиеся должны овладеть разнообразными видами сочинений, а значит, вопрос об обучении детей приёмам работы над сочинением является важнейшим. Уже на первых этапах обучения сочинениям должны быть выяснены такие общие требования к сочинению, как соответствие теме, связанность, последовательность, доказательность изложения, соблюдение необходимых границ разных частей сочинения.
Последовательность в работе над совершенствованием написанного
1 чтение
- Читать свою и чужую работу с карандашом в руках.
- Первая задача – проверить содержание.
- Если заметил отступление, непоследовательность, несоответствие, должен сделать пометки.
- Может быть дописывание, перечитывание, переписывание.
- При первом перечитывании выметается «очевидный сбор» (неясная фраза,
- неудачная фраза).
2 чтение
Приступаем к совершенствованию языка. Взвешиваем каждое слово, делаем
знаки. Исправляем порядок слов, зачёркиваем фразу, неудачные оборот три проверки.
Проверка вслух. Надо спрашивать « А вы прочли вслух?»
Чтение вслух помогает обнаруживать языковые и стилистические погрешности.
Третье чтение завершает работу. Практическая работа. Правка текста.
Основные типы сочинений
- Сочинение - описание ( характеристика)
- Сочинение – повествование
- Сочинение – рассуждение
Подробное описание каждого типа сочинений приложение 2
Памятка «Требования к сочинениям» приложение 3
Структура сочинений
- Эпиграф. Его роль в раскрытии темы.
- План – краткая запись.
- Виды планов и их роль в создании текста.
- Вступление (обосновать своё видение темы, намеченные пути его раскрытия)
- Главная часть - раскрыть основную мысль на основе анализа текста художественного произведения ( картины ,собственные впечатления).
- Заключительная часть – подведённый итог по всей теме, выдвигается главный тезис
- делается общий вывод.
Алгоритм сочинения
Языковые средства сочинения
1. Умение переделывать, улучшать написанное.
Уметь находить отклонения от темы, ненужные подробности.
Ошибки учащихся : часто пишут сразу набело, не исправляют, не видят погрешностей.
Цель : воспитывать бережное отношение к слову. Учить пользоваться языковыми
средствами, научить соотносить тему сочинения с содержанием.
Языковые средства сочинения.
Чтение сочинения. Анализ языковых средств сочинения.
Перенасыщение текста определёнными языковыми средствами. Воспитывать бережное
Отношение к слову. Сокровище человеческой мысли.
Умение интересно рассказывать и писать само собою не приходит.
Этому нужно учиться.
Рассказ - самый увлекательный жанр
Композиция рассказа.
Привитие умения.
Деление частей рассказа.
Уметь представить рассказчика
Роль диалога в рассказе
Привитие умения определять сюжетную основу своего рассказа.
Материал к уроку.
Что такое рассказ?
Это литературное произведение, в котором речь идёт лишь об одном очень важно событии в жизни героев с малым количеством действующих лиц.
Т.е основе рассказа лежит эпизод, случай, происшествие.
3 части рассказа : завязка, кульминация, развязка.
Описание места и времени подчинено рассказу.
Темы предлагаемых рассказов
- эпизод, известный всему классу.
- случай, происшедший с самими учащимися.
- происшествия, которые читал или увидел.
- история возражения.
Работа над планом сочинения.
Темы сочинений: «Мой родной край», «Мой учитель», «Моя школа», «Яркое событие в моей жизни»
Художественное описание - это элемент художественной литературы.
- Описание животного
- Описание помещения может быть деловым и художественным. Описание кабинета биологии.
Вопросы к классу
- Точно ли описан кабинет?
- Соответствует ли описание действительности?
- Можно ли сказать, что сочинение написано на тему.
- Какова основная мысль данного описания?
- Какие задачи ставил автор перед собой?
Ответ.
Цель: сообщить точные сведения о кабинете биологии
Это деловое описание
Пример описание крестьянской избы.
Радищев.
Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе на нём скользило Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях на вершок, по крайней мере, покрытый грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода и дыма, всякое утро зимою и летом, наполняющий избу, окончены, натянутый пузырь, смеркающий в полдень, пропуская свет; горшка 2 или 3 (счастлива изба, коли в одном из них всякий день есть пустые нити!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стая, топором срубленный, который скоблят лишь свиней или телят, буде есть, спать вместе с ними, глотая воздух, в комнате горящая свеча как будто в тумане. К счастью, каска с квасом, на уксус похожим. Посконная рубаха, обувь, данная природой, онучи с лаптями для выхода.
Тема сочинения «Описание избы лесника»
Основная мысль Радищева: «Тут видна алчность дворянства, грабёж, мучительство наше и беззащитность нищеты состояния. Звери алчные, ненасытные, что крестьянину мы оставляли то, чего отнять не можем - воздух. Да, один воздух.»
Задание: написать сочинение на предложенную тему. Определить основную мысль описания.
Работа над планом сочинения «Истинное лицо Молчалина»
- Какое положение занимает Молчалин в фамильном кругу?
- Прошлое Молчалина.
- Что помогло Молчалину стать необходимым для Фамусова и его домочадцев.
- Каковы намерения и планы Молчалина?
- К каким средствам он прибегает, чтобы осуществлять свои намерения?
- Истинное лицо Молчалина?
- Как Софья воспринимает поведение Молчалина?
- Чем вызвано заблуждение Софьи в отношении Молчалина? Оправдывает ли Молчалина злая шутка Чацкого.
План сочинения - рецензии
- Краткие сведения о писателе и его творчестве.
- Творческий замысел, тема, идея, проблематика рецензируемого произведения, его
- актуальность.
- Композиционные особенности, их роль в идейно- художественном содержании
- произведения.
- Особенности таланта, мастерство писателя.
- Мысли, чувства, впечатления, которые вызывает у вас рецензируемое произведение.
- Всё ли интересно, важно, художественно убедительно?
Обобщения, оценки, выводы.
Описание
Цели : научить делать описание отдельных предметов, животного, помещения,
Природы, внешности человека, описание действий, местности, по воображению.
В описаниях раскрывают признаки предмета, явления, лица
Задание
- Прочитать текст.
- Отменить на полях части сочинения, не соответствующие теме.
- Что следует сократить, отступить.
- Что расширить.
- Обоснованные ответы.
Прочить ещё раз
Отметить условными знаками.
Правка текст
Основная мысль сочинения. Отбор материала.
- Научить учащихся определить идею сочинения, подобрать эпиграф, подчёркивающего идею произведения.
- Систематизация материала. Работа с текстом произведения. Анализ текста художественного произведения.
- Осознание понятия - тема сочинения.
Какое значение для раскрытия идейно - художественного содержания имеет название произведения автором.
М.Ю. Лермонтов « Герой нашего времени», А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
В. Катаев « Сын полка», А.П Чехов « Хамелеон», Л.Н. Толстой» Русский характер»
В. Маяковский «Хорошо», Д.И. Фонвизин « Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума »
Н.В Гоголь « Мертвые души», Фадеев «Молодая гвардия»
Всесторонний анализ произведения.
Глубокое проникновение в сущность идейно-тематического содержания произведения.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
Почему так назван рассказ?
Ведь пленников два.
4. Работа с иллюстрациями.
Название иллюстрации.
Вопрос : «Как соотносится содержание картины, её название» .т.е как выражается тема и основная мысль картины в её названии.
А.Фадеев « В основе произведения должна лежать продуманная идея».
5 Эпиграф.
Н.В. Гоголь «Ревизор»
На зеркало пенять ночи, коль рожа крива.
Пушкин «Капитанская дочка»
Береги платье снова.
Тургенев « Записки охотника»
Жанры сочинений
- Описание - требует большой наблюдательности, умения выбрать признаки и рассказать о них.
- Повествование.
- Рассуждение ( применение связи)
Указать точный вид работы.
Рассказ, описание, характеристика, отзыв, эссе.
Газета, заметка, интервью, репортаж, фельетон, статья, очерк
Работа над жанрами
Повествовательные сочинения.
Рассказ о событии во времени.
Схема:
- Начало события.
- Развитие события
- Конец события.
Рассказ – это разновидность повествовательного сочинения.
Завязка, кульминация, развязка ( можно начать с кульминации).
Описание – композиционная схема.
- Общее впечатление от представляемого.
- Затем указываются отдельные признаки.
- Оценка.
Рассуждение
- Высказывается общее положение ( тезис)
- Часть, содержащая доказательства.
- Выводы (их может не быть).
Затруднения учащихся
- Не могут определить сюжетную основу.
- Теряют композиционную связанность
- Перегружаются незначительными идеями
- Редко указывают на время, место, действия.
Рассказ – самый увлекательный жанр. Способствует активному развитию выразительной, яркой речи, сохраняя живую индивидуальность личности.
Рассказ на основе увиденного, требует домысливания.
Художественное описание правдиво отражают явления, но в яркой выражаются в яркой форме.
Деловые описания- это инструмент описания.
Закрепление умений и навыков
Тренировочное упражнение приложение 4
Примеры сочинений написанных учащимися приложение 5
Языковые средства сочинения . Для практической работы «Редактирование и совершенствование написанного»
1. Умение переделывать, улучшать написанное.
Уметь находить отклонения от темы, ненужные подробности. Ошибки учащихся: часто пишут сразу набело, не исправляют, не видят погрешностей.
Цели: воспитывать бережное отношение к слову. Учить пользоваться языковыми средствами, научить соотносить тему сочинения с содержанием.
1. Языковые средства сочинения.
1. Чтение сочинения. Анализ языковых средств сочинения.
Работа по обогащению словаря
Карточки для самостоятельной работы
Карточка № 1
Задание. Устранить неоправданное повторение выделенного слова.
Недалеко от нашей деревни находится речка. Речка широкая. Летом мы часто ходим на речку. В речке мы купаемся. На берегу речки много цветов, а в речке много рыбы.
Недалеко от нашей деревни находится широкая речка. По её берегам растёт много цветов, а в воде плавают зеркальные карпы и хищные щуки. Летом мы часто ходим туда купаться, собирать цветы и ловить рыбу.
Анализ сочинения и языковых средств работы «Как я потерялась». Много лишнего.
Объём различных форм учебной нагрузки.
Всего аудиторских занятий - 12 (в т. ч лекций - 4)
Практических занятий - 6
Самостоятельная работа – 24
Проектная деятельность – 4
Защита проектов, рефератов - 2
Форма контроля: творческие работы различных жанров.
Объём программы - 36 чел.
В т. ч. очно - 12
Самостоятельно - 24
Категория слушателей - уч-ся 9 классов.