Введение
Элективные курсы в профильном обучении
В “Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования”, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. В соответствии с Концепцией дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов – базовых, профильных, элективных
Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника и реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения. В примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, в 10-11 классах предусмотрены часы на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам. Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. В качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы и учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания. Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.
Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Они как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
В “Концепции профильного обучения” в частности сказано, что элективные курсы, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться.
Основными задачами данного элективного курса являются: 1) развитие содержания одного из базовых курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне,
2) дополнительная подготовка для сдачи единого государственного экзамена по базовому предмету на профильном уровне.
Таким образом, данный элективный курс можно отнести к предметно-ориентированным курсам, направленным на формирование у учащихся профессиональной компетентности.
Рабочая программа элективного курса “От Древней Руси до XXI века:
теория и практика подготовки к ЕГЭ” составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по литературе. При составлении программы также использовался кодификатор ЕГЭ по литературе.
Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.
Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе.
Предполагаемые результаты обучения: элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе художественного текста.
Цели и задачи курса
Цели курса:
- сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития литературы в контексте современной культуры;
- закрепить навыки самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом;
- научить ориентироваться в мире современной культуры и литературы, самостоятельно оценивать разнохарактерные литературные явления и уметь эту оценку обосновывать.
Задачи курса:
- расширить и углубить знания о специфике развития, проблематике и поэтике русской литературы.
- углубить знания по теории литературы и формировать умение пользоваться современными литературоведческими терминами;
- развивать навыки комплексного анализа лирических и прозаических произведений;
- формировать навыки культуры информационного обеспечения учебной работы (формирование библиографической культуры, работы с литературными сайтами в Интернете).
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны продемонстрировать:
- понимание специфики развития, проблематики и поэтики русской литературы;
- умение выбирать литературоведческий инструментарий для оценки литературного произведения;
- умение самостоятельно формулировать собственное мнение о том или ином явлении художественной культуры;
- овладение литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
- овладение теоретическим инструментарием.
Актуальность программы
Предлагаемая система работы с художественным текстом выходит за рамки сложившихся школьных стереотипов. Возрастные особенности десяти–одиннадцатиклассников позволяют расширить материал и по теории, и по жанровому многообразию, что позволяет организовать серьезную работу над сочинениями типа эссе, рецензией, рассуждением мировоззренческого содержания.
Практическая часть элективного курса содержит задания, которые чаще всего вызывают трудности в процессе выполнения олимпиадных работ и тестов ЕГЭ по литературе. Тренинговые задания предназначены не только для проверки подготовленности выпускников по литературе, но и для общей оценки выпускника.
Перспективная задача данного элективного курса - повышение индивидуальной речевой культуры и расширение коммуникативных возможностей личности, что является одной из актуальных проблем обучения, связанная с дальнейшей самореализацией выпускников.
Данная программа не ограничивает творческую инициативу учителя. При условии сохранения основных глав и тем курса учитель может совершенствовать содержательную часть, используя современные источники и практические наработки.
Методы и приёмы обучения
В программе элективного курса используются формы, методы и приёмы учебной деятельности учащихся, направленные на формирование индивидуального стиля их речи, развитие умений и навыков литературно – критической работы. На III ступени возрастает роль рефератов, докладов, дискуссий, письменных отчетов, анализа произведений. Учебный процесс организуется не только в форме традиционного урока (лекция, эвристическая беседа), но и в форме семинара, конференции, уроки - рецензии, уроки – практикумы.
Программа предусматривает отбор методов и приёмов, активизирующих групповую и индивидуальную самостоятельную работу учащихся:
- наблюдение за использованием языковых средств в художественных текстах разных стилей и жанров;
- создание текстов памяток;
- составление плана, тезисов, аннотаций, выписок, конспектов;
- подготовка развернутых сообщений;
- написание сочинений типа эссе и рассуждение.
Формы и методы контроля
Контрольные задания предназначаются для выявления:
- знания конкретных теоретических фактов;
- умения делать выводы;
- умения работать со справочной литературой;
- умения на практике использовать полученные знания, навыки.
В связи с этим использовались следующие формы и методы контроля знаний:
- нахождение изучаемой категории в тексте;
- выбор изучаемого материала из учебной и справочной литературы;
- подбор примеров по памяти;
- ответы на вопросы, беседа;
- написание творческих работ (сочинения различных жанров).
- сообщения, доклады.
- решение тестов.
Возможные критерии оценок
Оценка выставляется с учетом точности понимания тематики курса, оптимального соотношения научной объективности и личностной оценки, стилевой оригинальности и правильности речевого оформления.
Оценка “отлично” (5): учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при выполнении конкретных заданий. В процессе подготовки сообщений, работы над домашними заданиями продемонстрировал умение работать с литературными, лингвистическими источниками. Ученик отличается активным участием в диспутах и обсуждениях проблем, поставленных и решаемых в данном курсе; его речь грамотна и содержательна, доказательна примерами. Уровень обученности составляет от 100% до 80%.
Оценка “хорошо” (4): учащийся усвоил программу данного курса в такой степени, что может справиться со стандартным заданием на 80% - 60%.
Оценка “удовлетворительно” (3): учащийся освоил наиболее простые идеи программы, что позволило ему выполнять стандартные задания на 60% - 40%.
Оценка “неудовлетворительно” (2) не ставится, так как учащийся прослушал курс.