Программа:
1) Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. 5–11 классы / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М.., “Просвещение”, 1992.
2) Программа литературного образования. 5–9 классы. / Под ред. В.Г.Маранцмана. – М., “Просвещение”, 2007.
Цель урока: сформировать у учащихся оценку (положительную или отрицательную) к конкретным жизненным ситуациям, подмеченным и художественно изображенным мастерами литературы; пробудить в них желание высказать свою точку зрения и доказать свою позицию.
Задачи урока:
обучающие: обобщить и расширить представление учащихся о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу по формированию навыков построения рассуждения, аргументации доказательства, обоснованного вывода.
развивающие: расширение лексического запаса за счет новых слов, соответствующих теме урока, проблемам, обсуждаемым в форме эвристической беседы; формирование толерантности в процессе обсуждения разных позиций по отношению к одной ситуации, проблеме.
воспитательные: воспитание доброты и сострадания к окружающему миру, внимательного отношения к малейшему проявлению доброты к “братьям нашим меньшим” с целью перенять положительный опыт общения с миром “по-человечески”.
Литературный материал:
- Л.Н. Андреев “Кусака”.
- Л.Н. Андреев “Предстояла кража”.
- И.С. Тургенев “Му-му” (фрагмент из к/ф режиссера Юрия Грымова).
- И.С. Тургенев “Собака” (стихотворения в прозе).
- Т. и С. Никитины. Песня “Собака бывает кусачей” (аудиозапись).
Лексический материал:
Новые слова:
- экология;
- гуманизм, гуманный;
- душа.
Фразеологизмы:
Радостно на душе. (Душа радуется)
Душа в пятки ушла
Жить душа в душу
Души не чаять в ком-либо
Душа человек (Добрая душа)
Делать с душой
Теория
- Художественный стиль речи, его особенности (назначение – воздействовать на душу читателя).
- Тип речи – рассуждение (композиция повествования и рассуждения).
Образовательные цели: обобщить и расширить представление о таком стиле речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения.
Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение на заданную тему.
ХОД УРОКА
I. Речевая разминка.
- Прочитайте вслух текст, записанный на доске.
Как вы понимаете смысл высказывания?
“Всё живое имеет одну ту же душу, все живое страдает одним страданием и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни”. (Л.Н. Андреев)
(Эти слова принадлежат Леониду Андреевичу, и они как нельзя лучше выражают главную мысль многих его произведений, идею его творчества. А сегодня они станут Эпиграфом, лейтмотивом нашего урока.)
- Порассуждайте ещё. Как вы понимаете вот эти слова?
“Доброта для души то же, что здоровье для тела” (Л.Н. Толстой)
- Подберите синонимы к слову “доброта”. (Добро, добродушие, добросердечие, мягкосердечие, благо, добрая душа…)
- Вспомните, пожалуйста, пословицы и поговорки, в которых заложена та же идея (д/з).
- Добро творить - себя веселить.
- От добра худа не бывает.
- За добро злом не платят.
- Лихо помнится, а добро не забудется.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- В ком добра нет, в том и правды нет.
- От добра добра не ищут.
- Нет худа без добра.
II. Работа по теме.
1. Назовите известные вам или прочитанные вами произведения русской или зарубежной литературы, смысл которых раскрывает высказывание, записанное на доске.
- Л. Андреев “Предстояла кража”, “Кусака”
- А.А. Куприн “Белый пудель”
- Б. Троепольский “Белый Бим, черное ухо”
- Р. Киплинг “Маугли”
- А. Сент-Экзюпери “Маленький-принц”
- И.С. Тургенев “Му-му”, стихотворение в прозе “Собака”
- М. Пришвин “Кладовая Солнца”
2. Давайте сейчас все вместе вспомним, как это показано в художественном фильме Юрия Грымова по известному вам произведению И.С.Тургенева “Му-му”.
I эпизод: Герасим потерял свою любимую девушку Татьяну, которую выдала замуж злая барыня за пьяницу сапожника – и решил покончить с собой – но… неожиданно нашел маленькое существо, которому люди тоже “сделали зло”. Два обиженных существа, одиноких обрели друг друга и жизнь их возымела смысл.
Не правда ли, нельзя оставаться равнодушным к увиденному. Это великая сила искусства кино.
Но и читая художественный произведения, мы почти такие же эмоции испытываем, а может быть, и еще сильнее, потому что мы размышляем над прочитанным, сами представляем себе картину муки – и смеемся, и плачем вместе с героями.
Мы сопереживаем, а значит учимся быть людьми… Ведь сердце, душа не остается без отклика.
II эпизод: … Но злая барыня не могла успокоиться. Му-му не признала в ней барыню. И было приказано ее “убрать со двора”. А что же Герасим? Сейчас мы увидим, как он переживает потерю друга – и как радуется, когда Му-му все-таки нашлась.
Мы прочли вместе с вами на наших последних уроках два рассказа Л.Н. Андреева: “Кусака” и “Предстоящая кража”. Думаю. Что не ошибусь, если скажу, что, прочтя их, мы изменились – стали добрее, человечнее. Эти произведения мы не забудем. Память о доброте долго не угаснет.
Тема вашего рассуждения о прочитанном будет такая:
“Можно ли рассказы Леонида Андреева назвать уроками доброты”?
Попробуем поразмыслить над этим вместе.
- Обратите внимание на формулировку.
Все ли здесь логично?
Вспомните назначение любого школьного урока – учитель, давать знания и одновременно воспитывать.
- А как в рассказах Леонида Андреевича реализуется назначение урока? (Они воспитывают в нас добрые чувства, заставляют задуматься о себе и об окружающем мире, по-новому посмотреть на людей, понять и отделить их поступки. А это и есть новые знания)
- А научились ли добру герои Л. Андреева? Кусака? Вор? И другте? (Ответы, аргументы)
- Как преобразились эти герои с момента встречи с добротой, искренностью? (Чего они боялись? Почему? Как Л. Андреев об этом пишет?)
(Причиной их злобы были обида на людей, бессилие что-либо изменить, одиночество)
- Почему так необходимо было Кусаке участие людей? (Она должна, должна была служить людям)
- Почему вор был та груб со щенком? А потом, обессилев от “бессмысленной борьбы”, будто пожаловался ему? (Щенок доверчив, как ребенок. Это доверие вызвало в человеке ответное чувство)
- Как пишет Андреев о том, как борются в человеке добро и зло? (Злые руки бережно несли щенка)
- Как построены оба рассказа? По какому принципу? (Антитеза)
- Как такое настроение помогает высказывать главную мысль? (Формулировка на доске. У каждого человека - свой выбор. Но нужно стараться обрести в этом мире родственную душу. Заботишься о ней, забыв о себе)
- Теперь мы знаем, кто жаждал добра (Кусака), а кто сотворил его (Вор). Запишите в тетради высказывания:
“Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом” (А.Н. Радищев)
“Имей душу, имей сердце и будешь человеком” (Д.И. Фонвизин)
Эти слова могли бы стать хорошим эпиграфом к вашим сочинениям.
- Можете ли вы утверждать, что “Рассказы Леонид Андреевича – это уроки доброты?”
III. Но прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны решить, в каком типе речи нужно отразить свое сочинение. (Нужно обратиться к рассуждению, так как следует ответить на вопрос “почему”, т.е. почему рассказы Л. Андреева – уроки доброты?)
Попытаемся построить простейшее рассуждение – образец. Вспомним, какова композиция рассуждения?
(Тезис (Т) – мысль, которую нужно доказать по-моему, я думаю, убежден, мне кажется…).
(Доказательство (Д) – факты, подтверждающие правильность тезиса(во-первых, во-вторых, например, чтобы убедиться, почему же)).
(Выводы (В) – итог рассуждения (поэтому, итак, следовательно, так как, словом, всё это, значит)).
Рассуждение – это тип речи, в котором устанавливаются связи между предметами, приемы их свойств и действий, дается оценка.
Стиль художественный - образность, эмоциональность воздействия, стремление убедить.
Тема: вопрос: “Сколько звуков в слове “её”?
Тезис: Я знаю, что в слове “её” 4 звука.
Доказательство:
- во-первых, буква “е” стоит в начале слова, а значит обозначает 2 зв. [й’и]
- во-вторых, буква “ё” стоит после гласной и также обозначает 2 зв. [й’о], а в сумме это 4 звука.
Вывод: Следовательно, в слове её – 4 звука.
Тема (тезис): Всего своею собачьей душою расцвела Кусака.
Тезис: Думаю (я уверена), что она была счастлива.
Доказательство:
Во-первых, потому что у нее было имя.
Во-вторых, она принадлежала людям и могла им скулить.
В-третьих, даже малая забота о ней изменила ее до неузнаваемости.
В-четвертых, никому уже не приходило в голову дразнить ее или бросить камнем.
В-пятых, всякая ласка казалась ей чудом.
В-шестых, кусака начала делать то, что она видела у других собак, но уже давно забыла – она играла.
В-седьмых, громок и бдителен был ее сторожевой лай.
Вывод: Разве недостаточно этого для счастья собаки?
- Подумайте, какой тезис вы могли бы выдвинуть в своем рассуждении на заданную тему: “Можно ли считать рассказы Леонида Андреева уроками доброты?”
Тезис: Люди и их “братья меньшие” одинаково нуждаются в доброте.
Я уверен (я знаю, я понимаю, я убежден), что рассказы Леонида Андреева – это уроки доброты.
Доказательства:
Вывод: Леонид Андреев невольно предупреждает нас об экономии души (о бережном отношении к самому сокровенному, к тому, что делает человека человеком – его душа)
Пример: “Доброта – это солнце души. Пусть всегда будет солнце”, “Да будет свет. Да скроется тьма”.
- А можно ли начинать сочинение сразу с тезиса? (Тезису должно предшествовать небольшое вступление, в котором следует сказать, почему Андреев в своих рассказах обращается к теме добра и зла: он сам был необыкновенно добрым человеком и верил в победу добра – история с беглым каторжником – по воспоминаниям К.Чуковского)
Кроме того, доказательством проявления доброты писателя по отношению к людям, к читателям, служит само появления его рассказов, о которых мы сегодня вместе рассуждаем.
Но вы еще не волшебники, а только учитесь, поэтому послушайте еще одно рассуждение о добре, о родстве душ, о необходимости сохранять в себе огонек души – маленький лучик солнечного тепла, которыми одарила матушка природа всех нас.
IV. Мини-инсценировка стихотворения в прозе И.С. Тургенева (чтение наизусть учениками 2 мальчика, 1 девочка).
V. Шутка-песня С. и Т. Никитиных “Собака бывает кусачей только от жизни собачей…” (аудиозапись).
Словарь к уроку.
Душа – понятие, которое восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного и покидающей его во время сна или в случае смерти. Душа, как созданное Богом, неповторимое, бессмертное, духовное начало.
В современной философии все чаще термин “душа” стал употребляться для обозначения внутреннего мира человека (Энциклопедический словарь).
Душа – 1) внутренний, психический мир человека, его сознание (Предан душой и телом кому-нибудь. Радостно на душе. Мне это не по душе. Душа не принимает чего-нибудь. Душа радуется. Душа в пятки ушла. Стоять над душой у кого-нибудь. Сколько душе угодно. Жить душа в душу. О душе пора подумать); 2) то или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами (Добрая душа. Подлая душа).
Души не чаять в ком-либо.
Душа – человек (очень хороший, отзывчивый человек).
Делать с душой.
Поговорить по душам.
Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. (Энциклопедический словарь)
Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.
Гуманный – направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. (Словарь русского языка/ С.И. Ожегов)
Экология (от лат. oikos – дом, жилище, местоприбывание и … логия), наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
С середины XX века в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значение как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин “экология” - более широкий смысл. (Энциклопедический словарь)
Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. (Словарь русского языка/ С.И. Ожегов)