Цели элективного курса:
- пробудить интерес обучающихся к лирике Серебряного века;
- расширить лингвистический кругозор, способствовать росту речевой культуры школьников;
- научить распознавать «истоки» выразительности художественного текста;
- выработать умение на основе знаний о лингвистических особенностях текста делать выводы о его содержательных категориях (теме, идее, образах и др.).
В процессе достижения вышеизложенных целей решаются следующие учебные задачи:
- систематизировать знания о средствах выразительности русского языка;
- развивать умение пользоваться словарями, справочниками, критической литературой;
- углубить навыки анализа стихотворного текста;
- совершенствовать умение писать сочинение – анализ стихотворения;
- познакомить с системой работы над рефератом;
- развивать образное мышление.
Система заданий предусматривает последовательное нарастание трудностей в упражнениях и повышение роли самостоятельности обучающихся, вследствие этого курс разделен на три блока: вводный (объясняющий актуальность темы), обучающий (анализирующий языковые явления), обобщающий (связывающий знания о средствах выразительности с содержательно-композиционной стороной произведения).
В зависимости от задач, стоящих перед учителем, и уровня подготовленности обучающихся курс может быть разделен на две части: «Языковые средства выразительности» и «Основы комплексного анализа поэтического текста». При необходимости каждая из частей может быть упразднена или преподаваться как отдельный элективный курс, в том числе и в общеобразовательном классе.
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
- быстро ориентироваться в тексте стихотворного произведения;
- понимать и объяснять цель использования в стихотворении средств выразительности;
- проводить самостоятельное исследование текста;
- создавать рецензию на анализируемый текст.
Анализ структуры текста и работа над рецензией позволит подготовиться к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (задания А 31, В 8, С), по литературе (сочинение, ЕГЭ, реферат).
Осмысленное чтение поможет выработать художественный вкус у обучающихся, научит отличать истинную литературу от нехудожественного «чтива», позволит стать настоящими читателями.
I. Учебно-тематический план.
(подчеркнутые элементы занятий отражены в приложениях: Приложение 1 (список литературы), Приложение 2 (методические рекомендации), Приложение 3 (словарь средств выразительности)
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности. (Приложение 2) | Форма контроля. (Приложение 2) | Рекомендуемые стихотворения. (Приложение 1) | |
Введение (2 ч.) | |||||
1 | Литература – искусство слова | Лекция с элементами беседы. Лингвистический эксперимент. | Составление таблицы «Идейно-композиционные особенности стихотворения». |
|
|
2 | Стилистический потенциал различных уровней системы языка. | Составление таблицы. Приложение 2.doc Работа со словарем. (Приложение 3) Анализ стихотворения. | Сочинение – анализ стихотворения. Доклады: «Звучащие» слова». «Эксперименты футуристов: смысл звука». |
|
|
Языковые средства выразительности. |
|||||
3 | Богатства фонетики и графики. | Беседа. Лингвистический эксперимент. Практическая работа. Доклады обучающихся. | Поиск примеров для словаря. Звукопись в стихотворении 1. Роль ассонанса в стихотворении 2. Звуки, акцентирующие идею в стихотворении 3. |
|
|
4 | Стилистические возможности морфемики и морфологии. | Анализ сочинений. Урок-практикум (работа в группах). | Доклады об использовании лексических средств выразительности в поэзии. (Групповое задание) | ||
5-6 | Русская лексика и фразеология в преломлении художественных открытий Серебряного века. | Доклады обучающихся – отчеты групп. Лингвистический эксперимент. Эвристическая беседа. Работа с текстом учебника. | Ур. 1 Наблюдение за способами создания
новых слов в стихотворениях 1 или 2.
Ур. 2 Доклад о статье. В. Хлебникова «Художники мира!». Выразительное чтение стихотворений 3. |
|
|
7 | Словотворчество. | Доклад. Словарная работа. Словообразовательный и лексический анализ окказионализмов. Выразительное чтение стихотворений. | Словарь неологизмов В.Маяковского: а) дореволюционное творчество; б) послереволюционное творчество. |
|
|
8 | Синонимы и антонимы. Антитеза, оксюморон, парадокс. | Лекция учителя. Анализ стихотворений. Работа со словарями. | Поиск парадоксов в стихотворениях 1 Устный анализ стихотворения 2, построенного на антитезе. |
|
|
9 | У истоков образности: сравнение, переносное значение слова. | Работа со словарем. Практикум. Составление схемы, заполнение таблицы | Поиск примеров метонимии, синекдохи для словаря. | ||
10 | Ассоциативный перенос значения слова. | Психологическая игра «Ассоциации». Анализ стихотворения 1. Лекция с элементами беседы. Тестирование | Характеристика символов в цикле стихотворений 2 (составление схемы). Доклады «Сатира и юмор», «Основные способы создания комического». |
|
|
11 | Языковые средства создания комического. | Доклады обучающихся. Наблюдение за способами создания комического в стихотворениях 1. Анализ стихотворения 2. | Доклад о юмористических, сатирических стихах одного из поэтов: В. Маяковский, Саша Черный (по выбору обучающихся). Стихотворение или эссе «Ироничный взгляд на современное кино». |
|
|
12-13 | Тропы (обобщение). | Ур.1 Словарная работа. Выработка алгоритма
различения тропов. Ур.2 Исследование «Судьба одного эпитета». Тестирование. |
Доклады. Сочинение-зарисовка по эпитету или метафоре. | ||
14 | Порядок слов в предложении. | Беседа. Лингвистический эксперимент. Поиск примеров инверсии в стихотворениях 1. Обучение выразительному чтению стихотворения. | Наблюдение за ролью инверсии в стихотворениях 2. Выразительное чтение одного из стихотворений. |
|
|
15 | Стилистическое богатство синтаксиса. | Практикум. Исследовательская работа в группах. | Поиск примеров для словаря. Анализ синтаксического строя стихотворения 1 или 2. |
|
|
16 | Пунктуационное оформление стихотворения. Риторические обороты речи. | Лекция. Обучение выразительному чтению. Анализ стихотворений. Лингвистический эксперимент. | Повторение терминологии. Выразительное чтение стихотворений 1, 2, 3. |
|
|
17 | Фигуры речи. | Игра «Составь фигуру». Тестирование. | Сочинение с лингвистическим заданием: использовать не менее 5 фигур речи. | ||
18-20 | Итоговый контроль. | Ур.1 Составление словаря средств выразительности
стихотворения 1или2 Ур.2-3 Сочинение- анализ стихотворения. |
|
||
Основы комплексного анализа поэтического текста (домашние задания на занятиях 3-его блока направлены на подготовку реферата, поэтому стихотворения для анализа подбирают обучающиеся) |
|||||
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности | Форма контроля | ||
21 | Языковые особенности стиля поэта. | Лекция. Организация деятельности обучающихся по написанию рефератов «Языковые особенности стиля поэта Серебряного века (по выбору обучающихся)». | Составить список литературы для реферата, собрать биографический материал о поэте. | ||
22-23 | Комплексный анализ стихотворного текста. | Ур. 1 Составление плана анализа.
Наблюдение за образцами анализа. Работа с критической литературой. Ур. 2 Коллективный анализ стихотворения (А. Ахматова «Не с теми я, кто бросил землю…»). |
Анализ стихотворения с использо-ваниием таблицы (см. занятие 2). | ||
24 | Способы выражения чувств в поэтическом тексте. | Подбор средств выразительности, составление таблицы. Работа в группах. | Анализ средств выражения эмоций в стихотворениях, выбранных обучающимися. | ||
25 | Выражение авторской позиции. Понятие о лирическом герое. | Работа со словарем. Анализ стихотворений (В. Брюсов «Юному поэту», В. Ходасевич «Леди долго руки мыла», М. Цветаева «Моим стихам…», В. Брюсов «Кинжал», Н. Гумилев «Шестое чувство») | Подготовить выступление «Лирический(-ие) герой(-и) в поэзии одного из поэтов Серебряного века». | ||
26 | Связь между системой образов стихотворения и его языком. | Практикум. Работа с таблицей. Составление схемы, отражающей взаимосвязь образов. | Составить схему образов цикла стихотворений, одного из программных стихотворений поэта. | ||
27 | Композиция произведения. | Анализ стихотворений. Работа с литературоведческим словарем. | Устное выступление «Особенности композиции стихотворений поэта». | ||
28 | Понимание идеи произведения через ключевые слова и образы. | Сообщения обучающихся. Практическая работа. Составление таблицы «Основные мотивы лирики поэта». | Сопоставить мотивы лирики и языковые средства их выражения, дополнить таблицу. | ||
29 | Подготовка к ЕГЭ (объяснение роли языковых средств в тексте). | Практикум. | Подготовить реферат к сдаче. | ||
30 | Консультация по подготовке к защите реферата. | Знакомство с правилами защиты реферата. Индивидуальная работа. | Подготовиться к защите реферата. | ||
31-32 | Защита рефератов. | Творческий отчет. | |||
33-34 | Резервные занятия. |
II. Содержание программы.
Раздел 1. Введение. (2 ч.)
Знакомство с содержанием элективного курса, рекомендуемой литературой. Серебряный век русской поэзии – уникальная эпоха для развития лирики. Понятие о литературе как искусстве слова. Важность каждого элемента языка в стихотворении. Повторение уровней языковой системы.
Раздел 2. Языковые средства выразительности. (17 ч.)
Фонетика и графика. (1 ч.)
Связь между звуком и смыслом. Виды звукописи: ассонанс, аллитерация, благозвучие.
Внешний (графический) облик стихотворений. Эксперименты футуристов со звучащим и написанным словом.
Морфемика и морфология. (1 ч.)
Стилистические возможности морфем. Систематизация знаний по использованию разных частей речи как элементов выразительности
Лексика и фразеология. (4 ч.)
Разностилевая лексика и фразеология. Ограниченная в употреблении лексика. Архаизмы и неологизмы. Словотворчество поэтов Серебряного века. Синонимия и антонимия. Контекстные синонимы и антонимы. Антитеза, оксюморон, парадокс как средства выразительности, построенные на основе антонимии. Словесные ряды.
Тропы. (5 ч.)
Переносное значение как основа образной речи. Сравнение, эпитет, метафора, олицетворение. Метонимия, синекдоха. Аллегория, символ. Гипербола, литота. Ирония, сарказм. Перифраз. Умение различать тропы и находить их в художественном тексте (подготовка к ЕГЭ по русскому языку). «Толпа образов» как основной принцип имажинизма. Стремление акмеистов к точности образа. Роль символов в произведениях символистов.
Фигуры речи. (3 ч.)
Бессоюзие, многосоюзие, градация. Синтаксический параллелизм, анафора, эпифора. Эллипсис, парцелляция, умолчание. Антитеза, парадокс, оксюморон. Инверсия. Риторические обороты (вопрос, обращение, восклицание). Период. Стилистические возможности разных по структуре предложений. Умение различать фигуры речи и находить их в тексте (подготовка к ЕГЭ по русскому языку).
Пунктуация. (1 ч.)
Влияние пунктуационного оформления на выразительность речи. Логическое тире. Авторская пунктуация.
Проверка знаний. (3 ч.)
Тестирование, проверяющее умение различать средства выразительности. Составление словаря стихотворного произведения, проверяющее умение находить средства выразительности в тексте. Сочинение – анализ стихотворения поэта Серебряного века.
Раздел 3. Основы лингвистического анализа поэтического текста. (14 ч.)
Выделение основных содержательных категорий текста (тема, идея, система образов, образ автора, композиция). Соотношение содержательной стороны стихотворения с языковым материалом. Обучение комплексному анализу стихотворения. Понятие о стиле писателя. Обучение анализу стиля писателя. Работа с критической литературой. Обучение написанию реферата.
Проверка знаний. (2 ч.)
Реферат «Языковые особенности поэтического стиля одного из поэтов Серебряного века».