Элективный курс "Словомейкерство. Дань моде или творчество"

Разделы: Литература


Элективный курс «Словомейкерство. Дань моде или творчество? (по видеомам А. Вознесенского)»

Уже несколько десятилетий мы живём в постоянно изменяющихся условиях: политических, экономических, социальных. Причём, учёные прогнозируют ускорение темпа жизни. Соответственно, наши ученики должны быть готовы адаптироваться в меняющемся мире. А задача каждого учителя помочь им в этом.

В системе образования в соответствии с требованиями времени тоже происходят изменения. Разработана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», которая предусматривает переход к профильному обучению.

В Пояснительной записке к проекту федерального базисного плана говорится, что одной из главных целей профильного обучения является «формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути».

При переходе к профильному обучению акцентируется задача дифференциации и индивидуализации обучения, «когда за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории».

Перед учителем встаёт проблема: как обеспечить условия для самореализации каждого ученика?

В рамках программы профильного образования предлагается решение этой проблемы: создание множества элективных курсов, т. е. курсов по выбору учащегося.

Элективный курс «Словомейкерство. Дань моде или творчество?» разработан мною в прошлом году, и теперь он частично проходит апробацию, так как в полном объёме он может быть введён только при профильном обучении.

Цели этого курса – развивать ассоциативное мышление, научить нестандартно, творчески подходить к явлениям окружающей действительности, в том числе и к слову.

Задачи элективного курса:

  1. Осознать как проблему современное состояние русского языка.
  2. Научится умело обращаться со словом, продолжая традиции русской литературы.
  3. Стремится видеть мельчайшие детали, понимать их роль в создании общей картины.
  4. Опираясь на ассоциации, интерпретировать задуманное автором.
  5. Создавать собственные неповторимые творческие работы.

Основную часть содержания элективного курса составляют видеомы и видухи А. Вознесенского. За несколько лет мною собран обширный материал по данной теме, который ежегодно пополняется.

Работая с видеомами А. Вознесенского в разных классах, убедилась, что материал вызывает интерес у детей, но заметила, что если не проводилась предварительная кропотливая словарная работа, то работы учащихся больше были похожи не на видеомы, а на рисунки. После ряда занятий, на которых говорилось об игре слов, букв, частей слов, детские работы получились более творческими, результат был ближе к тому, что требовалось.

Самый интересный этап – защита творческих работ (коллективных и индивидуальных). Ребята часто не только создавали нестандартные видеообразы, но и очень интересно, неожиданно их комментировали (Приложение2). С учётом всего изложенного я составила программу элективного курса.

Программа

элективного курса «Словомейкерство. Дань моде или творчество? (по видеомам А. Вознесенского)»

Разработчик: Афанасьева С. П.

Пояснительная записка

В связи с демократизацией общества в последние 10-15 лет русский язык сильно изменился. Как пишет В. Костомаров в статье «Языковой вкус эпохи», на смену «осторожно-чистой, сверхправильной речи времён тоталитаризма» пришёл резко раскрепостившийся, свободный язык нового времени. «Акробаты пера» празднуют на страницах прессы карнавал вербальной свободы. В язык вливается блатная музыка, забываются приличия и нормы. Люди весело жонглируют словами, впитывая иностранную лексику и экспериментируя над своей собственной. Норма становится всё более свободной как в политике, экономике, культуре, так и в языке.

Поэтому необходимо развивать, совершенствовать языковое чутьё, чтобы не только отделить зёрна от плевел, но понимать современный русский язык и участвовать в процессе словотворчества.

Сейчас многие профессии требуют творческого подхода, поэтому всё более актуальным становится развитие в каждом молодом человеке не просто умения владеть словом (чтобы ясно и точно выразить свою мысль), а нестандартного отношения к нему.

Элективный курс «Словомейкерство. Дань моде или творчество?», на наш взгляд, призван решить данную задачу. Курс может помочь старшекласснику не только на практике освоить многие литературоведческие термины, но и развивать ассоциативное мышление, умение сопоставлять традиционное и новое, создавать собственные творческие работы.

Знания, полученные на курсе, можно использовать:

  • в журналистике
  • в рекламе
  • в шоу-бизнесе
  • в любой профессии, связанной с творчеством

Структура курса 

  Тема Примерный план Кол.

Часов

Деятельность учащихся
1 Словомейкерство как современная игра слов 1. Экспансия американизмов (соотношение русских и английских аналогов речи)

Стагнация – застой
Слоган – лозунг
Дайджест – обзор
Тинэйджер – подросток
И т. д.

2. Языковое творчество с русскими и английскими словами (прихватизация, пофигизм, SOSседи)

3 1. Осмысление проблемы («лингвистический рэкет» или языковые заимствования)

2. Поиск и отбор материла (газеты, телевидение, журналы, Интернет)

3. Дискуссия (уметь вступать в обсуждение, вырабатывать своё мнение и корректировать его)

  Вывод: надо учится внимательно, умело обращаться со словом, не бояться играть с ним.
2 Учимся у классиков. Традиции футуристов в русской литературе (В. Маяковский – А. Вознесенский) 1. Обзор основных литературных течений начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм)

2. Самые яркие представители футуризма (Д.Д. Бурлюк, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, В.В. Кручёных, позднее – Н.Н. Асеев). «Новояз» как явление жизни (аббревиатуры, имена).

3. Звуковая метафора как главное достижение футуризма (Приложение1).

2 1. Поиск и отбор информации

2. Работа в группах (распределение обязанностей)

3. Наблюдение – анализ – результат – обобщение – выводы

3 «Поэзия для глаз» А.А. Вознесенского 1. Обзорное знакомство с видеомами

2. Первая работа А.Вознесенского по визуальному воплощению идеи (матьма)

3. Использование этого художественного приёма в поэзии А. Вознесенского («Двойной циферблат» - часыча, «Баллада о Мо» - мобельмо и др.)

1 1. Изучение – рассматривание работ А. Вознесенского. Обсуждение.

2. Переработка полученной информации во взаимосвязи (слово - образ)

4 Что такое видеомы? (видеомы, посвящённые В. Маяковскому, С. Есенину, И. Северянину) Видеомы как портреты человеческих судеб (композиция, посвящённая В. Маяковскому)

Игра слов:

  • поэт + пуля = популярность
  • есенин… весен… вешен… повешен
  • сирень – северянин
1 1. Изучение – рассматривание работ А. Вознесенского

2. Комментирование игры слов

5 Композиции, связанные с парковой скамьёй. 1. Видеом «Деревянная вода». Игра слов: скамейка – Мекка – камея – make love – водопад)

2. Стихотворение – видеообраз «Садовая скамейка. Элегическое ретро»

2 1. Сопоставление словесного и визуального образов.

2. Индивидуальные задания

Сообщения (Мекка, камея)

6 Практикум. Создание видеообраза по стихотворению «Раскладное зеркальце» 1. Стихотворение «Раскладное зеркальце»

Игра слов: зеркальце – коверкальце – сверкальце…

Ассоциативный ряд (гоголевское зеркальце…)

1 1. Чтение – рассматривание стихотворения.

2. Обсуждение выдвигаемых версий.

7 Практикум. Ассоциация как основа создания образа 1. Видеом А.Вознесенского «Зеркало» (сопоставление со стихотворением, обыгрывание в художественном образе букв, частей слов, целых слов, фраз). 2 1. Сопоставительный анализ

2. Защита своего видения, образа.

8 Создание собственных видеом (Мандельштам, Плисецкая и др.) «Крохотная фигура Мандельштама стала модулем человеческой личности в безликое время».

«Плисецкая – полюс магии… какая-то адская искра…».

2 Создание творческих работ (по выбору)
9 Защита творческих работ   2  
  Всего   16  

Таким образом, отвечая на вопрос, заявленный в названии элективного курса, постепенно подводим учеников к выводу: мода приходит и уходит, а языковая культура остаётся. Поэтому, «играя» словами, не следует всё-таки забывать о литературных нормах.

Но, с другой стороны, среди поэтов, писателей, людей творческих всегда были «нарушители», которые отступления от нормы использовали как средства выразительности, чтобы создать яркий, запоминающийся образ.

Один из них – Андрей Вознесенский, работы которого «не бездумная игра в словеса, а постоянный молодой прорыв к смыслу, к сути».

Список использованной литературы

  1. Федеральный базисный план (профильное обучение). Проект.
  2. Примерные программы среднего (полного) общего образования, Мин. образования Рос. Федерации, М, «Дрофа», 2000
  3. Русская литература ХХ века. 11 класс. Методические рекомендации, Под ред. Агенсова В.В. М, «Дрофа», 2001
  4. Винокурова И. «Мы все выбивали дубль…», газета «Литература», 1994, №45
  5. Вознесенский А.А. Ров. Стихи и проза. М, Сов. писатель, 1989
  6. Вознесенский А.А. Зеркало. ХХ век. Стихи, поэмы, переводы, эссе, Екатеринбург, У-Фактория, 1999
  7. Шкапенко Т, Хюбнер Ф. Русский «тусовачный» как иностранный: учебное пособие, Калининград, 2003
  8. Интернет http://avos111.narod.ru/