Элективный курс «Словомейкерство. Дань моде или творчество? (по видеомам А. Вознесенского)»
Уже несколько десятилетий мы живём в постоянно изменяющихся условиях: политических, экономических, социальных. Причём, учёные прогнозируют ускорение темпа жизни. Соответственно, наши ученики должны быть готовы адаптироваться в меняющемся мире. А задача каждого учителя помочь им в этом.
В системе образования в соответствии с требованиями времени тоже происходят изменения. Разработана «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», которая предусматривает переход к профильному обучению.
В Пояснительной записке к проекту федерального базисного плана говорится, что одной из главных целей профильного обучения является «формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути».
При переходе к профильному обучению акцентируется задача дифференциации и индивидуализации обучения, «когда за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории».
Перед учителем встаёт проблема: как обеспечить условия для самореализации каждого ученика?
В рамках программы профильного образования предлагается решение этой проблемы: создание множества элективных курсов, т. е. курсов по выбору учащегося.
Элективный курс «Словомейкерство. Дань моде или творчество?» разработан мною в прошлом году, и теперь он частично проходит апробацию, так как в полном объёме он может быть введён только при профильном обучении.
Цели этого курса – развивать ассоциативное мышление, научить нестандартно, творчески подходить к явлениям окружающей действительности, в том числе и к слову.
Задачи элективного курса:
- Осознать как проблему современное состояние русского языка.
- Научится умело обращаться со словом, продолжая традиции русской литературы.
- Стремится видеть мельчайшие детали, понимать их роль в создании общей картины.
- Опираясь на ассоциации, интерпретировать задуманное автором.
- Создавать собственные неповторимые творческие работы.
Основную часть содержания элективного курса составляют видеомы и видухи А. Вознесенского. За несколько лет мною собран обширный материал по данной теме, который ежегодно пополняется.
Работая с видеомами А. Вознесенского в разных классах, убедилась, что материал вызывает интерес у детей, но заметила, что если не проводилась предварительная кропотливая словарная работа, то работы учащихся больше были похожи не на видеомы, а на рисунки. После ряда занятий, на которых говорилось об игре слов, букв, частей слов, детские работы получились более творческими, результат был ближе к тому, что требовалось.
Самый интересный этап – защита творческих работ (коллективных и индивидуальных). Ребята часто не только создавали нестандартные видеообразы, но и очень интересно, неожиданно их комментировали (Приложение2). С учётом всего изложенного я составила программу элективного курса.
Программа
элективного курса «Словомейкерство. Дань моде или творчество? (по видеомам А. Вознесенского)»
Разработчик: Афанасьева С. П.
Пояснительная записка
В связи с демократизацией общества в последние 10-15 лет русский язык сильно изменился. Как пишет В. Костомаров в статье «Языковой вкус эпохи», на смену «осторожно-чистой, сверхправильной речи времён тоталитаризма» пришёл резко раскрепостившийся, свободный язык нового времени. «Акробаты пера» празднуют на страницах прессы карнавал вербальной свободы. В язык вливается блатная музыка, забываются приличия и нормы. Люди весело жонглируют словами, впитывая иностранную лексику и экспериментируя над своей собственной. Норма становится всё более свободной как в политике, экономике, культуре, так и в языке.
Поэтому необходимо развивать, совершенствовать языковое чутьё, чтобы не только отделить зёрна от плевел, но понимать современный русский язык и участвовать в процессе словотворчества.
Сейчас многие профессии требуют творческого подхода, поэтому всё более актуальным становится развитие в каждом молодом человеке не просто умения владеть словом (чтобы ясно и точно выразить свою мысль), а нестандартного отношения к нему.
Элективный курс «Словомейкерство. Дань моде или творчество?», на наш взгляд, призван решить данную задачу. Курс может помочь старшекласснику не только на практике освоить многие литературоведческие термины, но и развивать ассоциативное мышление, умение сопоставлять традиционное и новое, создавать собственные творческие работы.
Знания, полученные на курсе, можно использовать:
- в журналистике
- в рекламе
- в шоу-бизнесе
- в любой профессии, связанной с творчеством
Структура курса
Тема | Примерный план | Кол. Часов |
Деятельность учащихся | |
1 | Словомейкерство как современная игра слов | 1. Экспансия американизмов (соотношение
русских и английских аналогов речи) Стагнация –
застой 2. Языковое творчество с русскими и английскими словами (прихватизация, пофигизм, SOSседи) |
3 | 1. Осмысление проблемы
(«лингвистический рэкет» или языковые
заимствования) 2. Поиск и отбор материла (газеты, телевидение, журналы, Интернет) 3. Дискуссия (уметь вступать в обсуждение, вырабатывать своё мнение и корректировать его) |
Вывод: надо учится внимательно, умело обращаться со словом, не бояться играть с ним. | ||||
2 | Учимся у классиков. Традиции футуристов в русской литературе (В. Маяковский – А. Вознесенский) | 1. Обзор основных литературных течений
начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм) 2. Самые яркие представители футуризма (Д.Д. Бурлюк, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, В.В. Кручёных, позднее – Н.Н. Асеев). «Новояз» как явление жизни (аббревиатуры, имена). 3. Звуковая метафора как главное достижение футуризма (Приложение1). |
2 | 1. Поиск и отбор информации 2. Работа в группах (распределение обязанностей) 3. Наблюдение – анализ – результат – обобщение – выводы |
3 | «Поэзия для глаз» А.А. Вознесенского | 1. Обзорное знакомство с видеомами 2. Первая работа А.Вознесенского по визуальному воплощению идеи (матьма) 3. Использование этого художественного приёма в поэзии А. Вознесенского («Двойной циферблат» - часыча, «Баллада о Мо» - мобельмо и др.) |
1 | 1. Изучение – рассматривание работ А.
Вознесенского. Обсуждение. 2. Переработка полученной информации во взаимосвязи (слово - образ) |
4 | Что такое видеомы? (видеомы, посвящённые В. Маяковскому, С. Есенину, И. Северянину) | Видеомы как портреты человеческих
судеб (композиция, посвящённая В. Маяковскому) Игра слов:
|
1 | 1. Изучение – рассматривание работ А.
Вознесенского 2. Комментирование игры слов |
5 | Композиции, связанные с парковой скамьёй. | 1. Видеом «Деревянная вода». Игра слов:
скамейка – Мекка – камея – make love – водопад) 2. Стихотворение – видеообраз «Садовая скамейка. Элегическое ретро» |
2 | 1. Сопоставление словесного и
визуального образов. 2. Индивидуальные задания Сообщения (Мекка, камея) |
6 | Практикум. Создание видеообраза по стихотворению «Раскладное зеркальце» | 1. Стихотворение «Раскладное зеркальце» Игра слов: зеркальце – коверкальце – сверкальце… Ассоциативный ряд (гоголевское зеркальце…) |
1 | 1. Чтение – рассматривание
стихотворения. 2. Обсуждение выдвигаемых версий. |
7 | Практикум. Ассоциация как основа создания образа | 1. Видеом А.Вознесенского «Зеркало» (сопоставление со стихотворением, обыгрывание в художественном образе букв, частей слов, целых слов, фраз). | 2 | 1. Сопоставительный анализ 2. Защита своего видения, образа. |
8 | Создание собственных видеом (Мандельштам, Плисецкая и др.) | «Крохотная фигура Мандельштама стала
модулем человеческой личности в безликое время». «Плисецкая – полюс магии… какая-то адская искра…». |
2 | Создание творческих работ (по выбору) |
9 | Защита творческих работ | 2 | ||
Всего | 16 |
Таким образом, отвечая на вопрос, заявленный в названии элективного курса, постепенно подводим учеников к выводу: мода приходит и уходит, а языковая культура остаётся. Поэтому, «играя» словами, не следует всё-таки забывать о литературных нормах.
Но, с другой стороны, среди поэтов, писателей, людей творческих всегда были «нарушители», которые отступления от нормы использовали как средства выразительности, чтобы создать яркий, запоминающийся образ.
Один из них – Андрей Вознесенский, работы которого «не бездумная игра в словеса, а постоянный молодой прорыв к смыслу, к сути».
Список использованной литературы
- Федеральный базисный план (профильное обучение). Проект.
- Примерные программы среднего (полного) общего образования, Мин. образования Рос. Федерации, М, «Дрофа», 2000
- Русская литература ХХ века. 11 класс. Методические рекомендации, Под ред. Агенсова В.В. М, «Дрофа», 2001
- Винокурова И. «Мы все выбивали дубль…», газета «Литература», 1994, №45
- Вознесенский А.А. Ров. Стихи и проза. М, Сов. писатель, 1989
- Вознесенский А.А. Зеркало. ХХ век. Стихи, поэмы, переводы, эссе, Екатеринбург, У-Фактория, 1999
- Шкапенко Т, Хюбнер Ф. Русский «тусовачный» как иностранный: учебное пособие, Калининград, 2003
- Интернет http://avos111.narod.ru/