Пояснительная записка
Введение в литературоведение – учение о литературном произведении. Овладеть системой понятий и терминов значит овладеть языком науки. Кроме того, данная дисциплина предполагает наиболее вдумчивое восприятие художественного произведения. Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, анализировать, осознанно делать выводы.
Актуальность программы настоящего элективного курса определяется необходимостью развития аналитических навыков старшеклассника и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции. Программа может быть использована для подготовки учащихсяк выпускному сочинению-эссе.
Курс предназначен для учащихся 10-11 классов филологического и социально-гуманитарного профиля и направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности.
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:
- знать основы анализа художественного текста;
- овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания произведений разных жанров;
- уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению, выступать с сообщением на литературную тему;
- уметь писать сочинения в жанре эссе, этюда, критической статьи.
Цель курса:
- расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного текста;
- развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом.
Задачи курса:
- развивать навыки анализа художественно текста;
- совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа художественного текста.
Образовательные результаты программы:
- умение выбирать необходимый литературоведческий инструментарий для анализа художественного текста;
- умение самостоятельно формулировать собственное мнение по поставленной проблеме;
- понимание специфики развития, проблематики и поэтики литературы.
Программа предусматривает такие формы организации учебных занятий, как семинары и практикумы.
Курс рассчитан на 33-34 учебных часа.
Содержание программы
Тема 1. Литература как вид искусства. Литературоведение как наука. Литературное произведение как художественный мир. Художественная образность. Классификация образов. Архетип, миф, символ, “вечные образы”. Тропы как способы создания словесных образов и фигур.
Тема 2. Главная идея произведения. Тема произведения. Сюжет и фабула: их соотношение. Композиция частей сюжета и архитектоника произведения. Мотив как единица строения сюжета.Портрет, пейзаж, интерьер. Типы художественных пейзажей. Предметный мир произведения. Образ и деталь.
Тема 3. Теория родов и жанров. Эпос, лирика, драма. Историческая динамика и типология жанровых форм. Понятие текста в литературоведении. Формы повествования. Монологическая и диалогическая формы речи в эпосе, лирике и драме. Несобственно-прямая речь. Внутренний монолог и "поток сознания". "Точка зрения" автора и формы ее присутствия в тексте. Психологизм и “диалектика души”. Типы характеров в литературных родах и жанрах.
Тема 4. Проза как система жанров. Рассказ, фрагмент, новелла, повесть, роман, фельетон, памфлет, пасквиль. Основные направления анализа прозаического текста: сюжет и композиция, пространство и время, структурные мотивы, субъектная организация, приёмы создания художественного образа.
Тема 5. Лирика как система жанров. Формы повествования и сюжет в лирике. Лирический герой. Ролевая лирика. Лиро-эпические и лирические жанры: поэма, баллада, ода, элегия, идиллия, дружеское послание, эпиграмма, сонет, стихотворение. Основные направления анализа поэтического текста: идейно-тематическое своеобразие произведения, лирический герой, художественно-выразительные средства, ритм, интонация, поэтическая фонетика, лексические средства, стихосложение.
Тема 6. Сочинение-рассуждение. Эссе, этюд, критическая статья.
Тема 7. Что такое герменевтика. Герменевтика как метод интерпретации художественного произведения.
Учебники и пособия:
- Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 2006.
- Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные термины и понятия. Под ред. Л.В.Чернец. М., 2000.
- Хализев В. Е. Теория литературы. М., 2007.
- Жирмунский В. М. Введение в литературоведение. Курс лекций. М., 2006.
- Калинина Т. Г., Старченко Е. В. Анализ художественного текста. М., 2007.
Стиховедение:
- Лотман Ю М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л., 1972.
- Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.
- Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. М., 1993.
- Федотов О. И. Основы русского стихосложения. М., 1997.
Словари:
- Литературный энциклопедический словарь. Под ред. В. Кожевникова и П.А. Николаева. М., 1987.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий. Под ред. А.Н.Николюкина. М., 2001.
- Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966.
- Энциклопедический словарь для юношества “Литературоведение от “А” до “Я””. М., 2001.
Поурочно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Вид урока | Тема урока | Кол-во час. | Теоретические понятия | Виды контроля |
1 | Лекция. Беседа. |
Литература и литературоведение |
1 | Искусство Литературоведение Художественный образ Тропы |
План-конспект | |
2, 3 | Беседа. Практикум |
Художественная целостность литературного произведения | 2 | Тема, идея; Сюжет, фабула; Композиция; Образ; Художественная деталь |
Интерпретация предложенного эпизода литературного произведения | |
4, 5 | Семинар | Роды и жанры литературы | 2 | Эпос, лирика, драма; Монолог, диалог; Внутренний монолог; психологизм |
Сообщения, презентации | |
6 | Практикум | Основные направления анализа прозаического текста. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения |
1 | Сюжет, Композиция, художественный образ. |
Интерпретация-анализ предложенного эпизода литературного произведения | |
7 | Практикум | Пространство и время литературного произведения | 1 | Художественное пространство Реальное и художественное время Хронотоп |
Таблица | |
8 | Практикум | Структурные мотивы художественного произведения | 1 | Мотив Художественная деталь |
Анализ текста | |
9 | Практикум | Субъектная организация литературного произведения | 1 | Анализ текста | ||
10 | Практикум | Приёмы создания художественного образа | 1 | Тропы, стилистические фигуры |
Анализ средств художественной
выразительности текста |
|
11 | Зачётное занятие | Анализ прозаического текста | 1 | Анализ текста | ||
12 | Практикум | Основные направления анализа поэтического текста. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста | 1 | Особенности поэтического текста | Анализ стихотворения | |
13 | Практикум | Лирический герой как выражение лирического“я” поэта | 1 | Лирический герой | Монолог лирического героя | |
14, 15 | Семинар. Практикум |
Художественно-выразительные средства поэтической речи | 2 | Тропы: метафора, метонимия, гипербола,
олицетворение, литота; Стилистические фигуры: анафора, антитеза, градация, параллелизм |
Анализ текста | |
16 | Практикум | Поэтическая фонетика | 1 | Благозвучие, звукопись, звуковой повтор, ассонанс, аллитерация |
Анализ текста | |
17, 18 | Практикум | Лексические средства выразительности художественной речи | 2 | Синонимы антонимы, лексический повтор |
Анализ текста | |
19 | Практикум | Ритм и интонация поэтического произведения | 1 | Ритм, интонация |
Анализ текста | |
20 | Практикум | Стихосложение | 1 | Стопы, размер, рифма, строфа |
Анализ текста | |
21, 22 | Зачётное занятие | Анализ поэтического произведения | 2 | Анализ поэтического произведения | ||
23, 24 | Сочинение-рассуждение | 2 | Композиция сочинения Виды вступления Аргумент Цитирование |
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | ||
25–28 | Эссе | 4 | Личностное начало, свободная композиция, средства художественной выразительности, динамика повествования, дискуссионный вопрос | Сочинение-эссе на литературную тему | ||
29, 30 | Этюд | 2 | Описание, рассуждение | Сочинение-этюд | ||
31, 32 | Критическая статья | 2 | Литературная критика, особенности статьи как жанра, цитирование | Сочинение-статья | ||
33, 34 | Итоговое занятие | Герменевтика как метод интерпретации художественного произведения | 2 | Герменевтика |