Экологическая культура в мировоззрении народов Сибири

Разделы: История и обществознание, Литература


Цель:

  1. Установление межпредметной связи истории Сибири и литературного наследия Сибири.
  2. Совершенствование умения учащихся работать с различными источниками.
  3. На основе работы с текстами находить основную мысль, обобщать материал и делать выводы.
  4. Формирование представлений учащихся о влиянии мировоззрения коренных народов Сибири на современное литературное творчество и современную экологическую культуру.
  5. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: выставка книг по истории Сибири, фольклор, поэзия, проза народов Сибири; слайды – пейзажи родной природы; музыкальный фрагмент для исполнения народного танца.  

Ход урока

I. Организационный момент.

М.В.: Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Управлять деятельностью каждой группы капитан команды. Успех работы группы будет зависеть от активности, ответственности и самостоятельности каждого.

II. Вступительное слово учителей.

Н.А.: В последнее время появляется немало книг, в которых любознательный читатель может найти сведения о мировоззрении сибирских народов, о природе и истории своей малой родины.

В сказках, преданиях, загадках, мифах коренных народов люди часто слышат и понимают языки зверей, птиц, рыб.

М.В.: Одушевлялись и явления природы. Да и сам человек в традиционных культурах – был маленькой копией Вселенной. Жизнь его с детства и до глубокой старости была связана с окружающим миром. И человек не противоставлял себя природе, а ощущал себя её частью. И следовал порядку Вселенского общежития.

Н.А.: На уроках истории Сибири и литературного наследия Сибири, вы сделали первые шаги в изучении этой проблемы и увидели, что мировоззрение коренных народов Сибири оказывало и продолжает оказывать влияние на творчество современных писателей, представителей этих народов.

III. Основная часть.

М.В.: В основе любой культуры лежит нравственность, т.е. свод правил, определяющих поведение человека, его духовные качества.

К концу урока вы сделаете вывод о том, что являлось нравственным с точки зрения коренных народов Сибири.

1. Разминка.

Мы с вами говорили о том, что до XVII в. На территории Сибири русскоязычное население не проживало. Историкам удалось установить названия аборигенных народов Сибири.

Вспомните, запишите и затем назовите коренные народы Сибири (перекличка, ответ начинает команда, которая вспомнила наименьшее количество народов).

2. Н.А.: Мифологическая картина мира коренных народов Сибири.

Коренные народы Сибири – народы устной культуры, но они создали свою мифологическую картину мира, где главные объекты: гора, река, птица, медведь, дерево! Вы все представляете себе дерево? Каждый день, глядя в окно, идя по улице, оказавшись в лесу в разное время года, мы видим деревья.

М.В.: Нарисуйте дерево так, как вы его представляете. Подумайте, какой смысл заключен в вашем рисунке. (рисунок на доске, варианты ответов)

Посмотрите на рисунок каменного века, изображающий дерево и сравните, совпадают ли ваши представления.

3. Н.А.: А далее мы с вами отправимся за духом покровителем поэзии ненцев Словом-Песней. Это сказочное существо – вдохновенное облако, летающее вслед за героями легенд и преданий в страну северной поэзии.

Предлагаем вам познакомиться со стихами современных поэтов – малых коренных народов Сибири. Определите смысл, заключённый в стихотворении. Как современные поэты раскрывают миропонимание своих предков, какие вопросы нравственности затрагивают.

Обсуждение стихов.

4. Фольклор народов Сибири содержит в себе наставления предков будущим поколениям. Они учат, как жить в согласии с природой и искать счастье, понимать смысл жизни.

Каждая команда приготовила сюрприз – домашнее задание. Посмотрев инсценировки сказок, раскройте их смысл с точки зрения мировоззрения коренных народов Сибири.

(Инсценировка и обсуждение 4-х сказок: «Два медведя» (ненецкая), «Медведь и леса» (нанайская), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская), «Большая дума» (чукотская)).

5. Мы посмотрели и обсудили сказки. А сейчас посмотрите фрагмент танца. Постарайтесь понять, какую смысловую нагрузку несут танцевальные движения, кого из действующих персонажей узнали?

6. Подведение итогов.

Вы много сегодня узнали, осмыслили. А теперь вспомните вопрос, с которого мы начинали наш урок: «Что являлось нравственным с точки зрения коренных народов?» (Одушевление природы, бережное отношение к ней; современный человек должен следовать принципу – не навреди, по которому жили наши предки. Именно поэтому мы имеем возможность жить сегодня. Эту возможность нужно сохранить для будущих поколений.)

Рефлексия.

  • Что нового узнали сегодня на уроке?
  • Что понравилось?
  • Оцените работу своей группы.
Домашнее задание: используя полученные знания, придумайте и запишите сказку, героями которой могут быть животные, птицы, растения.

Спасибо за урок.

Приложение.