Элективный курс "Учебные проекты и информационно-компьютерные технологии"

Разделы: Русский язык, Литература


Пояснительная записка

Заглядывая в будущее наших детей-учеников, понимаешь, что в XXI веке – веке новых информационных технологий – им никак не обойтись без знания компьютера и умения обращаться с информационными системами нового времени. Именно потому необходимо сейчас дать ученикам возможность изучать разнообразные источники информации, учиться понимать её значение и приобретать навыки её обработки и преобразования. Внедрение же информационно-компьютерных технологий в педагогический процесс дает человеку новые технические возможности для познания мира, самовыражения и самореализации в обществе.

Современный образовательный процесс трудно представить без использования метода проекта. Этот метод ориентирован прежде всего на деятельностный подход к обучению. Его задача – развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих возможностей школьников.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: 

1. Рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 

2. Поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

  •  умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
  •  умение вести дискуссию;
  •  умение отстаивать свою точку зрения;
  •  умение находить компромисс;
  •  навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  •  умение уверенно держать себя во время выступления;
  •  артистические умения;
  •  умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  •  умение отвечать на незапланированные вопросы.

В основе курса лежит проектная деятельность учащихся, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Актуальность программы:

  1. Помогает оценить потенциал ученика с точки зрения образовательной перспективы и стимулировать инициативу и творческие его возможности;
  2. Является элементом открытой образовательной системы, позволяющей «компенсировать» достаточно ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
  3. Программа элективного курса направлена на повышение уровня образованности и воспитанности, на креативное (творческое) развитие учащихся.
  4. Использование метода проекта и информационно-компьютерных технологий как нельзя лучше отвечает методической теме нашей школы – «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся сельской школы» и методической теме самообразования учителя «Нестандартные формы обучения и воспитания учащихся».

Цель курса: научить учащихся выполнять учебные проекты по русскому языку и литературе и представлять их с помощью информационно-компьютерных технологий.

Задачи курса:

  • Формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационно-компьютерной технологии на уроках русского языка и литературы и в целях саморазвития;
  • Научить учащихся оформлять слайды и тексты презентации;
  • Развитие умения применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;
  • Научить использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;
  • Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся путём освоения средств информационно-компьютерной технологии;
  • Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания,
  • Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • Развитие критического мышления у учащихся;
  • Развитие умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;
  • Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
  • Развитие навыков оценочной самостоятельности;
  • Развитие креативного потенциала учащихся.

Методологические положения программы:

  • межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения (интеграция предметов русский язык + информатика; литература + информатика);
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов);
  • личностно-ориентированный подход;
  • фасилитация (лидерство, основанное на совместной деятельности учителя и учащихся с доверительным психологическим климатом).

Ожидаемые результаты обучения:

Результат: учебные проекты по русскому языку и литературе (долгосрочные) и презентации этих проектов. Защита проектов на школьной научно-практической конференции. Одним из критериев успешности выполненной работы можно считать дальнейшее практическое использование созданных проектов в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся, педагогов.

После прохождения курса учащиеся должны:

знать:

  • требования к учебному проекту;
  • этические и правовые нормы использования информации;
  • смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;
  • смысл понятия «мультимедиа технологии»;
  • варианты использования текстовых и графических редакторов в самостоятельной деятельности;
  • процедуру защиты и оценивания проекта;

уметь:

  • формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований;
  • планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;
  • работать в малых группах и в сотрудничестве;
  • применять текстовый редактор, программы MicrosoftOffise Word, Microsoft PowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;
  • анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;
  • отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;
  • создавать сценарий мультимедийной презентации;
  • вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук в мультимедиа презентации;
  • настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;
  • проводить рефлексию, защиту проекта.

Краткое описание структуры программы:

Программа предназначена для учащихся 8-11 классов. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и состоит из разделов.

  • Раздел 1. Вводный курс. (6 часов)
  • Раздел 2. Работа над учебным проектом. (22 часа)
  • Раздел 3. Защита учебного проекта. (6 часов)

Описание разделов программы

Раздел 1. Вводный курс.

Цель изучаемого раздела: дать представление об учебном проекте (в теории – лекция и на практике – коллективный проект)

Задачи раздела:

  • Формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационно-компьютерной технологии на уроках русского языка и литературы и в целях саморазвития;
  • Познакомить учащихся с понятием «учебный проект», видами проекта, с требованиями к учебному проекту;
  • Выполнить коллективный краткосрочный проект – образец, проанализировать этапы и результаты работы.
  • Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
  • Развитие умения коллективного планирования;
  • Привить учащимся навыки публичного выступления, представления своей точки зрения или результатов труда в наиболее выгодном свете;
  • Способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся и навыков работы в сотрудничестве.

Ученики должны знать:

  • Что такое учебный проект и виды проектов;
  • Требования, предъявляемые к учебному проекту;
  • Смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;

Раздел 2. Работа над учебным проектом.

Цель изучаемого раздела: научить учащихся выполнять учебные проекты по русскому языку и литературе и представлять их с помощью информационно-компьютерных технологий.

Задачи раздела:

  • Научить учащихся выполнять учебные проекты;
  • Научить учащихся оформлять слайды и тексты презентации;
  • Развитие умения применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;
  • Научить использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;
  • Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания,
  • Развитие умения работать с первоисточниками;
  • Развитие критического мышления у учащихся;
  • Развитие умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;
  • Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
  • Развитие креативного потенциала учащихся.

Ученики смогут

  • выполнять учебные проекты по русскому языку и литературе;
  • формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований - проектов;
  • планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;
  • работать в малых группах и в сотрудничестве;
  • применять текстовый редактор, программы MicrosoftOffise Word, Microsoft PowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;
  • анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;
  • отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;
  • создавать сценарий мультимедийной презентации;
  • оформлять слайды и тексты презентации;
  • вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук в мультимедиа презентации;
  • настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;

Раздел 3. Защита учебного проекта.

Цель изучаемого раздела: научить детей защищать учебные проекты;

Задачи раздела:

  • научить детей готовить и проводить защиту проекта;
  • повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие навыков монологической речи;
  • развитие умения уверенно держать себя во время выступления;
  • развитие артистических способностей;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы;
  • развитие навыков оценочной самостоятельности.

Ученики смогут

  • проводить защиту проекта;
  • проводить рефлексию по итогам работы.

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема занятия

Количество часов

 

Раздел 1. Вводный курс.

6 часов

1, 2.

Вводное занятие. Основы элективного курса. Что такое учебный проект. Виды проекта. Требования к проекту.

2 часа

3, 4, 5, 6.

Коллективный проект обучающего характера на тему: «Мастерство публичного выступления». Работа над проектом и обсуждение результатов.

4 часа

 

Раздел 2. Работа над учебным проектом.

22 часа

7.

Примеры проектов и их обсуждение. Выбор учениками учебного проекта из перечня проектов, предлагаемых учителем. Просмотр и обсуждение презентаций проектов, выполненных учащимися предыдущих лет

1 час

8, 9.

Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Формулировка задач. Планирование самостоятельной деятельности учащихся при работе над учебным проектом.

2 часа

10, 11, 12, 13, 14, 15.

Работа над учебным проектом. Набор текста учебного проекта в MicrosoftOffise Word. Индивидуально-групповые консультации (В зависимости от типа проекта - групповой проект, индивидуальный проект).

6 часов

16, 17, 18.

Поиск, сканирование и сохранение на компьютере отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов.

3 часа

19, 20, 21.

Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта. Создание сценария мультимедиа презентации для представления результатов индивидуальной или групповой работы по проекту.

3 часа

22, 23, 24, 25, 26, 27, 28.

Создание мультимедиа презентаций учебных проектов в программе MicrosoftPowerPoint, настройка анимации.

7 часов

 

Раздел 3. Защита учебного проекта.

6 часов

29, 30, 31.

Подготовка к защите учебного проекта.

3 часа

32, 33.

Итоговая защита проекта.

2 часа

34.

Обсуждение результатов работы. Рефлексия.

1 час

Приложения.

Полное содержание курса.