Пояснительная записка
Заглядывая в будущее наших детей-учеников, понимаешь, что в XXI веке – веке новых информационных технологий – им никак не обойтись без знания компьютера и умения обращаться с информационными системами нового времени. Именно потому необходимо сейчас дать ученикам возможность изучать разнообразные источники информации, учиться понимать её значение и приобретать навыки её обработки и преобразования. Внедрение же информационно-компьютерных технологий в педагогический процесс дает человеку новые технические возможности для познания мира, самовыражения и самореализации в обществе.
Современный образовательный процесс трудно представить без использования метода проекта. Этот метод ориентирован прежде всего на деятельностный подход к обучению. Его задача – развитие личных и общественных склонностей, индивидуализация обучения, стимулирование инициативы и творческих возможностей школьников.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
- умение проектировать процесс (изделие);
- умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
В основе курса лежит проектная деятельность учащихся, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Актуальность программы:
- Помогает оценить потенциал ученика с точки зрения образовательной перспективы и стимулировать инициативу и творческие его возможности;
- Является элементом открытой образовательной системы, позволяющей «компенсировать» достаточно ограниченные возможности базовых курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.
- Программа элективного курса направлена на повышение уровня образованности и воспитанности, на креативное (творческое) развитие учащихся.
- Использование метода проекта и информационно-компьютерных технологий как нельзя лучше отвечает методической теме нашей школы – «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании учащихся сельской школы» и методической теме самообразования учителя «Нестандартные формы обучения и воспитания учащихся».
Цель курса: научить учащихся выполнять учебные проекты по русскому языку и литературе и представлять их с помощью информационно-компьютерных технологий.
Задачи курса:
- Формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационно-компьютерной технологии на уроках русского языка и литературы и в целях саморазвития;
- Научить учащихся оформлять слайды и тексты презентации;
- Развитие умения применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;
- Научить использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;
- Развитие творческих способностей и познавательных интересов учащихся путём освоения средств информационно-компьютерной технологии;
- Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания,
- Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве;
- Развитие критического мышления у учащихся;
- Развитие умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
- Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;
- Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
- Развитие навыков оценочной самостоятельности;
- Развитие креативного потенциала учащихся.
Методологические положения программы:
- межпредметная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения (интеграция предметов русский язык + информатика; литература + информатика);
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, метод проектов);
- личностно-ориентированный подход;
- фасилитация (лидерство, основанное на совместной деятельности учителя и учащихся с доверительным психологическим климатом).
Ожидаемые результаты обучения:
Результат: учебные проекты по русскому языку и литературе (долгосрочные) и презентации этих проектов. Защита проектов на школьной научно-практической конференции. Одним из критериев успешности выполненной работы можно считать дальнейшее практическое использование созданных проектов в учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся, педагогов.
После прохождения курса учащиеся должны:
знать:
- требования к учебному проекту;
- этические и правовые нормы использования информации;
- смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;
- смысл понятия «мультимедиа технологии»;
- варианты использования текстовых и графических редакторов в самостоятельной деятельности;
- процедуру защиты и оценивания проекта;
уметь:
- формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований;
- планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;
- работать в малых группах и в сотрудничестве;
- применять текстовый редактор, программы MicrosoftOffise Word, Microsoft PowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;
- анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;
- отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;
- создавать сценарий мультимедийной презентации;
- вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук в мультимедиа презентации;
- настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;
- проводить рефлексию, защиту проекта.
Краткое описание структуры программы:
Программа предназначена для учащихся 8-11 классов. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и состоит из разделов.
- Раздел 1. Вводный курс. (6 часов)
- Раздел 2. Работа над учебным проектом. (22 часа)
- Раздел 3. Защита учебного проекта. (6 часов)
Описание разделов программы
Раздел 1. Вводный курс.
Цель изучаемого раздела: дать представление об учебном проекте (в теории – лекция и на практике – коллективный проект)
Задачи раздела:
- Формирование у школьников готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в желании применять средства информационно-компьютерной технологии на уроках русского языка и литературы и в целях саморазвития;
- Познакомить учащихся с понятием «учебный проект», видами проекта, с требованиями к учебному проекту;
- Выполнить коллективный краткосрочный проект – образец, проанализировать этапы и результаты работы.
- Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
- Развитие умения коллективного планирования;
- Привить учащимся навыки публичного выступления, представления своей точки зрения или результатов труда в наиболее выгодном свете;
- Способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся и навыков работы в сотрудничестве.
Ученики должны знать:
- Что такое учебный проект и виды проектов;
- Требования, предъявляемые к учебному проекту;
- Смысл понятий «тема проекта», «идея проекта», «гипотеза», «проблемный вопрос», «задачи проекта»;
Раздел 2. Работа над учебным проектом.
Цель изучаемого раздела: научить учащихся выполнять учебные проекты по русскому языку и литературе и представлять их с помощью информационно-компьютерных технологий.
Задачи раздела:
- Научить учащихся выполнять учебные проекты;
- Научить учащихся оформлять слайды и тексты презентации;
- Развитие умения применять, анализировать, преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию, используя информационные и коммуникационные технологии;
- Научить использовать в проектах цифровые фотоматериалы и выполнять их реставрацию и коррекцию;
- Развитие умения самостоятельно конструировать свои знания,
- Развитие умения работать с первоисточниками;
- Развитие критического мышления у учащихся;
- Развитие умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
- Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм использования информации;
- Повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
- Развитие креативного потенциала учащихся.
Ученики смогут
- выполнять учебные проекты по русскому языку и литературе;
- формулировать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы по темам исследований - проектов;
- планировать свою самостоятельную исследовательскую и творческую деятельность для поиска ответов на разные вопросы;
- работать в малых группах и в сотрудничестве;
- применять текстовый редактор, программы MicrosoftOffise Word, Microsoft PowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию для решения конкретных задач;
- анализировать графические изображения; определять цветовые сочетания фона и символов;
- отбирать необходимые цветовые схемы для изображения;
- создавать сценарий мультимедийной презентации;
- оформлять слайды и тексты презентации;
- вставлять текст, картинки, рисунки, диаграммы, гиперссылки, звук в мультимедиа презентации;
- настраивать анимацию, смену слайдов в мультимедиа презентации;
Раздел 3. Защита учебного проекта.
Цель изучаемого раздела: научить детей защищать учебные проекты;
Задачи раздела:
- научить детей готовить и проводить защиту проекта;
- повышение уровня образованности и воспитанности учащихся;
- развитие творческих способностей;
- развитие навыков монологической речи;
- развитие умения уверенно держать себя во время выступления;
- развитие артистических способностей;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы;
- развитие навыков оценочной самостоятельности.
Ученики смогут
- проводить защиту проекта;
- проводить рефлексию по итогам работы.
Учебно-тематический план
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
|
Раздел 1. Вводный курс. |
6 часов |
1, 2. |
Вводное занятие. Основы элективного курса. Что такое учебный проект. Виды проекта. Требования к проекту. |
2 часа |
3, 4, 5, 6. |
Коллективный проект обучающего характера на тему: «Мастерство публичного выступления». Работа над проектом и обсуждение результатов. |
4 часа |
|
Раздел 2. Работа над учебным проектом. |
22 часа |
7. |
Примеры проектов и их обсуждение. Выбор учениками учебного проекта из перечня проектов, предлагаемых учителем. Просмотр и обсуждение презентаций проектов, выполненных учащимися предыдущих лет |
1 час |
8, 9. |
Подготовка к разработке учебного проекта. Формулировка темы проекта, идеи, гипотезы. Формулировка задач. Планирование самостоятельной деятельности учащихся при работе над учебным проектом. |
2 часа |
10, 11, 12, 13, 14, 15. |
Работа над учебным проектом. Набор текста учебного проекта в MicrosoftOffise Word. Индивидуально-групповые консультации (В зависимости от типа проекта - групповой проект, индивидуальный проект). |
6 часов |
16, 17, 18. |
Поиск, сканирование и сохранение на компьютере отдельных текстовых, графических, звуковых файлов, видеороликов. |
3 часа |
19, 20, 21. |
Обсуждение отобранных информационных ресурсов для реализации основных идей проекта. Создание сценария мультимедиа презентации для представления результатов индивидуальной или групповой работы по проекту. |
3 часа |
22, 23, 24, 25, 26, 27, 28. |
Создание мультимедиа презентаций учебных проектов в программе MicrosoftPowerPoint, настройка анимации. |
7 часов |
|
Раздел 3. Защита учебного проекта. |
6 часов |
29, 30, 31. |
Подготовка к защите учебного проекта. |
3 часа |
32, 33. |
Итоговая защита проекта. |
2 часа |
34. |
Обсуждение результатов работы. Рефлексия. |
1 час |