Предпрофильное и профильное обучение.
Вопросы создания программ элективных курсов.
Цели курсов
- подготовка к выбору жизненного и профессионального пути.
- последовательная индивидуализация обучения в старших классах школы.
Способствуют
- самоопределению в отношении профиля,
- расширяют знания в предметной или образовательной области, характере профессиональной деятельности.
Основные характеристики курсов
- краткосрочность,
- вариативность,
- оригинальность,
- нестандартизированность,
- избыточность.
9-й класс. Увлечь, заинтересовать. Авансирование того, чем можно заняться потом.
11-й класс. Узкоориентированный курс должен дать основу представления, достаточную для дальнейшего уточнения базы знаний или профессиональной деятельности.
Разновидности курсов
- предметные,
- межпредметные,
- ориентирующие (профориентационная работа на новом витке)
Пять подходов к ориентации курсов
- фундаментальный,
- методологический,
- универсальный,
- прагматический,
- деятельностно-ценный.
Фундаментальный
- движение от простого к сложному, от теории к закономерностям.
Методологический
- знакомство с методом научного познания;
- овладение реальными усилиями (анализ, синтез).
Универсальный
- группировка содержания курса вокруг ряда важных понятий, каждое из которых имеет универсальное (в той или иной сте6пени) значение.
Прагматический
- приобретение тех знаний и умений, которые способны обеспечить базовый культурный уровень, широко используемый в дальнейшем.
Деятельностно-ценный
- знакомство учащихся со способами деятельности, которые им пригодятся при освоении профильного обучения.
Предпрофильная подготовка – система педагогической и психологической информации и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующая их самоопределению по завершению основного общего образования.
Требования к планированию:
- пояснительная записка,
- объем часов,
- тип курсов
- на какой будущий профиль ориентирован
- цели и задачи (для учителя и учеников отдельные, конкретные)
- принципы обучения, технологии обучения.
- межпредметные связи,
- предполагаемые результаты обучения,
- формы контроля при реализации курсов,
- краткое раскрытие основных тем содержания курса. Учебно-тематический план.
- список литературы:
а) педагогу,
б) ученикам.
Элективный курс по литературе
“Динамика лирического героя”
10–11-й классы
Узко ориентированный курс должен дать основу представления достаточно важную для уточнения базы знаний по литературе.
Пояснительная записка.
Дополняет курс, основанный на историко-литературной основе. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем определенного времени.
В основу берется поэзия А. Межирова и поэзия середины и конца XX века.
“Коммунисты, вперед!” Поэтизация сталинизма, сталинской модели жизни. Далее поэтизация хрущевской оттепели А. Вознесенский “Я – Гойя”. Отличительные черты поэзии - гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности.
Сплав философского и интимно-психологического в лирике.
Н. Рубцов – звезда “тихой лирики”
Поиск нового героя в творчестве молодежных рок-групп.
Объем часов – 6 часов.
Тип курсов – предметные.
Ориентирован на социально-гуманитарный профиль. (уровень).
Цели курсов.
Для учителя.
Расширить и углубить знания учащихся по современной поэзии.
Цели курсов.
(для учащихся).
- Расширить понятие лирического героя.
- Уметь сопоставлять нравственные, эпические проблемы времени с лирическим героем современной поэзии.
- Развивать умение строить аргументированный ответ, развивать монологическую речь.
- Закреплять навыки реферативной работы.
Технологии обучения.
- педагогика сотрудничества.
Формы контроля.
- защита творческих работ.
- чтение стихов наизусть.
- анализ стихов по плану.
Межпредметные связи.
- история, обществознание.
Предполагаемые результаты обучения:
- расширение и углубление знаний по литературе и истории периода 30-90-х годов тоталитарного режима, хрущевской оттепели, брежневского застоя, перестройки;
- знание поэтических текстов данного периода;
- умение соотносить понятие лирического героя с историческими, политическими особенностями времени;
- формирование гражданской позиции ученика;
- реализация творческого потенциала учащихся.
Тематический план
- Понятие о лирическом герое. Лирический герой и время.1 ч.
- А. Межиров “Коммунисты, вперед!”. Сталинская модель жизни.
- Хрущевская оттепель в отражении стихов А. Вознесенского “Я – Гойя”, в поэзии Р. Гамзатова, Е. Евтушенко, Ю. Друниной.
- Ник. Рубцов – звезда тихой лирики. 1 ч.
- Преддверие застоя эпохи Л. Брежнева в стихах Ю. Кузнецова “Атомная сказка”, Н. Рубцова “Поезд”, “Буранный вечер” Н. Рубцова. “Идут белые снеги” Е. Евтушенко.
- Пути выхода из кризиса.
“Что ты плачешь, старая развалина?”
А. Межиров. Крах коммунистического мировоззрения. 1 ч.
Группы “Кино”, “Аквариум” и другие. 1 ч.
Литература для учителя.
- Программа по литературе В.П. Журавлев. Издательство “Просвещение”, Москва 2007 год.
- Русская литература ХХ века I и II части, Москва “Просвещение” 2003 г.
- Современная русская литература. Анализ произведений школьной программы. Минск, книжный дом, 2003 г.
- Страницы современной лирики, Москва, “Детская литература”, 1987 г.
- В. Высоцкий “Спасите наши души” Москва, “Эксмо”, 2003 г.
Литература для учащихся.
1. Русская литература ХХ века. В.П. Журавлев “Просвещение”, Москва 2003 г. I и II части.
2. Чупринин С. Крупным планом: Поэзия наших дней. Проблемы и характеристики. Москва, 1983 г.
3. Айзенберг М. Взгляд свободного художника, Москва, 1997 г..
4. Шайтанов И. В жанре эпилога, Арион № 4, 1995 г. Бывшее и несбывшееся, Арион № 1, 1998 г.
5. Страницы современной лирики, Москва, “Детская литература”, 1987 г.
6. В.Высоцкий Спасите наши души, Москва, Эксмо. 2003 г.
7. Антология русской поэзии и прозы, Москва, 1994 г. “Круглый год”.
См. также: Андрей Макаревич, Ананасы в шампанском, Если можешь, На холмах Грузии лежит ночная мгла, Мастер класс, Плач по двум нерожденным поэмам, Стихия, Зимняя ночь. Мосты сгорели.