Элективный курс по литературе "Динамика лирического героя" (10–11-е классы)

Разделы: Литература


Предпрофильное и профильное обучение.

Вопросы создания программ элективных курсов.

Цели курсов

  • подготовка к выбору жизненного и профессионального пути.
  • последовательная индивидуализация обучения в старших классах школы.

Способствуют

  • самоопределению в отношении профиля,
  • расширяют знания в предметной или образовательной области, характере профессиональной деятельности.

Основные характеристики курсов

  • краткосрочность,
  • вариативность,
  • оригинальность,
  • нестандартизированность,
  • избыточность.

9-й класс. Увлечь, заинтересовать. Авансирование того, чем можно заняться потом.

11-й класс. Узкоориентированный курс должен дать основу представления, достаточную для дальнейшего уточнения базы знаний или профессиональной деятельности.

Разновидности курсов

  • предметные,
  • межпредметные,
  • ориентирующие (профориентационная работа на новом витке)

Пять подходов к ориентации курсов

  • фундаментальный,
  • методологический,
  • универсальный,
  • прагматический,
  • деятельностно-ценный.

Фундаментальный

  • движение от простого к сложному, от теории к закономерностям.

Методологический

  • знакомство с методом научного познания;
  • овладение реальными усилиями (анализ, синтез).

Универсальный

  • группировка содержания курса вокруг ряда важных понятий, каждое из которых имеет универсальное (в той или иной сте6пени) значение.

Прагматический

  • приобретение тех знаний и умений, которые способны обеспечить базовый культурный уровень, широко используемый в дальнейшем.

Деятельностно-ценный

  • знакомство учащихся со способами деятельности, которые им пригодятся при освоении профильного обучения.

Предпрофильная подготовка – система педагогической и психологической информации и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующая их самоопределению по завершению основного общего образования.

Требования к планированию:

  • пояснительная записка,
  • объем часов,
  • тип курсов
  • на какой будущий профиль ориентирован
  • цели и задачи (для учителя и учеников отдельные, конкретные)
  • принципы обучения, технологии обучения.
  • межпредметные связи,
  • предполагаемые результаты обучения,
  • формы контроля при реализации курсов,
  • краткое раскрытие основных тем содержания курса. Учебно-тематический план.
  • список литературы:

а) педагогу,

б) ученикам.

Элективный курс по литературе

“Динамика лирического героя”

10–11-й классы

Узко ориентированный курс должен дать основу представления достаточно важную для уточнения базы знаний по литературе.

Пояснительная записка.

Дополняет курс, основанный на историко-литературной основе. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем определенного времени.

В основу берется поэзия А. Межирова и поэзия середины и конца XX века.

“Коммунисты, вперед!” Поэтизация сталинизма, сталинской модели жизни. Далее поэтизация хрущевской оттепели А. Вознесенский “Я – Гойя”. Отличительные черты поэзии - гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности.

Сплав философского и интимно-психологического в лирике.

Н. Рубцов – звезда “тихой лирики”

Поиск нового героя в творчестве молодежных рок-групп.

Объем часов – 6 часов.

Тип курсов – предметные.

Ориентирован на социально-гуманитарный профиль. (уровень).

Цели курсов.

Для учителя.

Расширить и углубить знания учащихся по современной поэзии.

Цели курсов.

(для учащихся).

- Расширить понятие лирического героя.

- Уметь сопоставлять нравственные, эпические проблемы времени с лирическим героем современной поэзии.

- Развивать умение строить аргументированный ответ, развивать монологическую речь.

- Закреплять навыки реферативной работы.

Технологии обучения.

- педагогика сотрудничества.

Формы контроля.

- защита творческих работ.

- чтение стихов наизусть.

- анализ стихов по плану.

Межпредметные связи.

- история, обществознание.

Предполагаемые результаты обучения:

- расширение и углубление знаний по литературе и истории периода 30-90-х годов тоталитарного режима, хрущевской оттепели, брежневского застоя, перестройки;

- знание поэтических текстов данного периода;

- умение соотносить понятие лирического героя с историческими, политическими особенностями времени;

- формирование гражданской позиции ученика;

- реализация творческого потенциала учащихся.

Тематический план

  1. Понятие о лирическом герое. Лирический герой и время.1 ч.
  2. А. Межиров “Коммунисты, вперед!”. Сталинская модель жизни.
  3. “Что ты плачешь, старая развалина?”

    А. Межиров. Крах коммунистического мировоззрения. 1 ч.

  4. Хрущевская оттепель в отражении стихов А. Вознесенского “Я – Гойя”, в поэзии Р. Гамзатова, Е. Евтушенко, Ю. Друниной.
  5. Ник. Рубцов – звезда тихой лирики. 1 ч.
  6. Преддверие застоя эпохи Л. Брежнева в стихах Ю. Кузнецова “Атомная сказка”, Н. Рубцова “Поезд”, “Буранный вечер” Н. Рубцова. “Идут белые снеги” Е. Евтушенко.
  7. Пути выхода из кризиса.

Группы “Кино”, “Аквариум” и другие. 1 ч.

Литература для учителя.

  1. Программа по литературе В.П. Журавлев. Издательство “Просвещение”, Москва 2007 год.
  2. Русская литература ХХ века I и II части, Москва “Просвещение” 2003 г.
  3. Современная русская литература. Анализ произведений школьной программы. Минск, книжный дом, 2003 г.
  4. Страницы современной лирики, Москва, “Детская литература”, 1987 г.
  5. В. Высоцкий “Спасите наши души” Москва, “Эксмо”, 2003 г.

Литература для учащихся.

1. Русская литература ХХ века. В.П. Журавлев “Просвещение”, Москва 2003 г. I и II части.

2. Чупринин С. Крупным планом: Поэзия наших дней. Проблемы и характеристики. Москва, 1983 г.

3. Айзенберг М. Взгляд свободного художника, Москва, 1997 г..

4. Шайтанов И. В жанре эпилога, Арион № 4, 1995 г. Бывшее и несбывшееся, Арион № 1, 1998 г.

5. Страницы современной лирики, Москва, “Детская литература”, 1987 г.

6. В.Высоцкий Спасите наши души, Москва, Эксмо. 2003 г.

7. Антология русской поэзии и прозы, Москва, 1994 г. “Круглый год”.

См. также: Андрей Макаревич, Ананасы в шампанском, Если можешь, На холмах Грузии лежит ночная мгла, Мастер классПлач по двум нерожденным поэмам, Стихия, Зимняя ночь. Мосты сгорели.