Цель:
- Показать, как используются экспрессивные возможности частиц НЕ и НИ в сказке Салтыкова-Щедрина.
- Попытаться понять некоторые особенности взглядов (мировоззрения) Салтыкова-Щедрина, погрузившись в его язык.
- Развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование:
- Сказка Салтыкова-Щедрина (тексты).
- Портрет Салтыкова-Щедрина.
- Словари: толковый и иностранных слов.
- Иллюстрации.
План
Вступление: Звучит сказочная музыка.
Мы с вами еще раз окунемся в мир сказок. Но это необычные сказки, это сказки Салтыкова-Щедрина. Чем же они необычны? (Тем, что они сатирические, положительные идеалы он проводил в отрицательной форме)
Сегодня мы будем говорить о сказке “Премудрый пискарь”
/Запись темы в тетради./
- Что такое экспрессия? (Выразительность).
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение “Премудрый пискарь”?
- Одной из ваших ассоциаций было выражение: Салтыков-Щедрин. Обратимся к портрету Салтыкова-Щедрина.
- Что вспоминают современники о его облике?
В облике писателя отразилось неимоверное душевное напряжение этих лет. Заметнее стали горечь и усталость, отчетливее проступило трагическое величие и сильнее обозначилось нечто необычное во взгляде всегда поражавшее тех, кому довелось видеть Салтыкова-Щедрина. Этот взгляд называли суровым, беспощадным, прокурорским.
Но какой бы суровой ни была жизнь Салтыкова-Щедрина, он никогда не оставлял литературу.
Давайте прочитаем слова Салтыкова-Щедрина, о литературе, которые мы возьмем как эпиграф.
Обратимся к эпиграфу:
Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни… Но я уверен, что (не) я один обязан, а и всякий, кто сознает себе человеком, (не) может (не) понимать, что вне литературы нет (ни) блага, (ни) наслаждения, (ни) даже самой жизни. (Салтыков-Щедрин)
- Выразительно прочитать его: записать, вставив и объяснив частицы и союзы.
- Какую экспрессивную окраску придают они тексту?
- Перечитайте еще раз это высказывание и скажите: в чем же был смысл жизни для Салтыкова-Щедрина? (В литературе).
- Связана ли эта философская тема - смысла жизни - со сказкой “Премудрый пискарь”? (Да, вернее, с бессмысленностью существования премудрого пискаря.)
Работа со сказкой
- Давайте обратимся к названию сказки:
- Действительно ли пискарь премудрый?
- Какую функцию выполняют в языке частицы НЕ и НИ?
- Вставить НЕ и НИ:
- А теперь проведем лингвистический эксперимент № 1.
- Найти фразеологизм:
- Проведем еще один эксперимент (№ 2).
В словаре (толковом) читаем: наивысшая степень мудрости.
Сравнить: “п е с к а р ь” и “п и с к а р ь”
Почему Салтыков-Щедрин взял: “пискарь”?
Наша задача: ответить на этот вопрос через слово, помогут нам в этом частицы НЕ и НИ.
1. НИ + сущ. в Р.п. (отриц.) 2. НИ с сущ. + НЕ с гл. 3. Кто НИ… Что НИ … + гл. (усил. утв.) Сколько НИ… 4. НИ , НИ , НИ - (в роли повт. союзов) |
2 вариант (НЕ) 1. НЕ (отр.) 2. НЕ + НЕ (полож.) 3. Кто только НЕ… Где только НЕ… + гл. (усил.утв.) Чем только НЕ… |
Как вы думаете, какие из них чаще всего встречаются в сказке? (Почти все).
Предложения на карточках: для сильных - вставить и объяснить, для слабых - объяснить (карточки разного цвета).
Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам (Н…) знает из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться (НЕ) где, (Н…) солнечный луч туда (Н…) заглянет, (Н…) теплом (Н…) пахнет, и он лежит в этой сырой мгле, (НЕ) зрячий, изможденный, (Н…) кому (НЕ) нужный, лежит и ждет: когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования. |
Сначала вставить самостоятельно.
Потом проверяют по тексту (самопроверка).
В парах: объяснить устно друг другу.
Оценить словом: молодец, хорошо, надо поработать еще.
Проверка: 1 ученик - выразительно читает и объясняет значение НЕ и НИ. (Класс рецензирует и оценивает!).
Найти неточности, отличия данного текста от авторского, исправить и сравнить данный текст с авторским:
1 вариант Нет, это (НЕ) граждане, а по меншей мере бе…полезные пискари. (Н…) кому от них нет тепла и холода, чести и бесчестия, слова и бесславия… Живут, даром место занимают да корм едят. |
2 вариант … Каким он манером умудрился с лишком сто лет прожить и щука его (НЕ) заглотала, и рак клешней (НЕ) перешиб, и рыбалов на уду не поймал? |
Прочитайте выразительно, что получилось?
Чем отличаются тексты от авторского?
Какую роль играет НИ?
У автора более выразительно звучит текст. Для выразительности Салтыков-Щедрин часто использовал фразеологизмы.
Записать в словарик (с НИ):
ни в сказке сказать, ни пером описать
ни жив, ни мертв
откуда ни возьмись
ни тепло, ни холодно
ни он к кому, ни к нему кто
Посчитайте количество НЕ и НИ отдельно по частям.
I ч. | II ч. | |
НЕ- | ||
НИ- |
В I ч - отрицание с НЕ
Во II ч - усиливает отрицание частица НИ
Какой вывод о частотности употребления частиц вы сделаете?
Почему?
Итог
- Подберите эпитеты к слову “пискарь” с НЕ и НИ. (Если в I части он был премудрым, то во II части ненужный, ничтожный).
Так от ПРЕ = “очень” пискарь пришел к НИ, т.е. стал ничтожным .
- Зачитайте этот отрывочек о ничтожестве пискаря. (Абзац: Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась…)
- Что хотел сказать нам Салтыков-Щедрин этой сказкой?
Домашнее задание: Сочинение по ассоциациям.
“Если никому добра не сделал, значит прожил жизнь зря”.