Экпрессивные возможности частиц не-ни в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь"

Разделы: Литература


Цель:

  1. Показать, как используются экспрессивные возможности частиц НЕ и НИ в сказке Салтыкова-Щедрина.
  2. Попытаться понять некоторые особенности взглядов (мировоззрения) Салтыкова-Щедрина, погрузившись в его язык.
  3. Развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  1. Сказка Салтыкова-Щедрина (тексты).
  2. Портрет Салтыкова-Щедрина.
  3. Словари: толковый и иностранных слов.
  4. Иллюстрации.

План

Вступление: Звучит сказочная музыка.

Мы с вами еще раз окунемся в мир сказок. Но это необычные сказки, это сказки Салтыкова-Щедрина. Чем же они необычны? (Тем, что они сатирические, положительные идеалы он проводил в отрицательной форме)

Сегодня мы будем говорить о сказке “Премудрый пискарь”

/Запись темы в тетради./

  • Что такое экспрессия? (Выразительность).
  • Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите выражение “Премудрый пискарь”?
  • Одной из ваших ассоциаций было выражение: Салтыков-Щедрин. Обратимся к портрету Салтыкова-Щедрина.
  • Что вспоминают современники о его облике?

В облике писателя отразилось неимоверное душевное напряжение этих лет. Заметнее стали горечь и усталость, отчетливее проступило трагическое величие и сильнее обозначилось нечто необычное во взгляде всегда поражавшее тех, кому довелось видеть Салтыкова-Щедрина. Этот взгляд называли суровым, беспощадным, прокурорским.

Но какой бы суровой ни была жизнь Салтыкова-Щедрина, он никогда не оставлял литературу.

Давайте прочитаем слова Салтыкова-Щедрина, о литературе, которые мы возьмем как эпиграф.

Обратимся к эпиграфу:

Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни… Но я уверен, что (не) я один обязан, а и всякий, кто сознает себе человеком, (не) может (не) понимать, что вне литературы нет (ни) блага, (ни) наслаждения, (ни) даже самой жизни. (Салтыков-Щедрин)

  • Выразительно прочитать его: записать, вставив и объяснив частицы и союзы.
  • Какую экспрессивную окраску придают они тексту?
  • Перечитайте еще раз это высказывание и скажите: в чем же был смысл жизни для Салтыкова-Щедрина? (В литературе).
  • Связана ли эта философская тема - смысла жизни - со сказкой “Премудрый пискарь”? (Да, вернее, с бессмысленностью существования премудрого пискаря.)

Работа со сказкой

  1. Давайте обратимся к названию сказки:
  2. В словаре (толковом) читаем: наивысшая степень мудрости.

    Сравнить: “п е с к а р ь” и “п и с к а р ь”

    Почему Салтыков-Щедрин взял: “пискарь”?

  3. Действительно ли пискарь премудрый?
  4. Наша задача: ответить на этот вопрос через слово, помогут нам в этом частицы НЕ и НИ.

  5. Какую функцию выполняют в языке частицы НЕ и НИ?
  6. 1 вариант (НИ)

    1. НИ + сущ. в Р.п. (отриц.)

    2. НИ с сущ. + НЕ с гл.

    3. Кто НИ…

    Что НИ … + гл. (усил. утв.)

    Сколько НИ…

    4. НИ , НИ , НИ - (в роли повт. союзов)

    2 вариант (НЕ)

    1. НЕ (отр.)

    2. НЕ + НЕ (полож.)

    3. Кто только НЕ…

    Где только НЕ… + гл. (усил.утв.)

    Чем только НЕ…

    Как вы думаете, какие из них чаще всего встречаются в сказке? (Почти все).

  7. Вставить НЕ и НИ:
  8. Предложения на карточках: для сильных - вставить и объяснить, для слабых - объяснить (карточки разного цвета).

    Он жил и дрожал - только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам (Н…) знает из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться (НЕ) где, (Н…) солнечный луч туда (Н…) заглянет, (Н…) теплом (Н…) пахнет, и он лежит в этой сырой мгле, (НЕ) зрячий, изможденный, (Н…) кому (НЕ) нужный, лежит и ждет: когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования.

    Сначала вставить самостоятельно.

    Потом проверяют по тексту (самопроверка).

    В парах: объяснить устно друг другу.

    Оценить словом: молодец, хорошо, надо поработать еще.

    Проверка: 1 ученик - выразительно читает и объясняет значение НЕ и НИ. (Класс рецензирует и оценивает!).

  9. А теперь проведем лингвистический эксперимент № 1.
  10. Найти неточности, отличия данного текста от авторского, исправить и сравнить данный текст с авторским:

    1 вариант

    Нет, это (НЕ) граждане, а по меншей мере бе…полезные пискари. (Н…) кому от них нет тепла и холода, чести и бесчестия, слова и бесславия… Живут, даром место занимают да корм едят.

    2 вариант

    … Каким он манером умудрился с лишком сто лет прожить и щука его (НЕ) заглотала, и рак клешней (НЕ) перешиб, и рыбалов на уду не поймал?

    Прочитайте выразительно, что получилось?

    Чем отличаются тексты от авторского?

    Какую роль играет НИ?

  11. Найти фразеологизм:
  12. У автора более выразительно звучит текст. Для выразительности Салтыков-Щедрин часто использовал фразеологизмы.

    Записать в словарик (с НИ):

    ни в сказке сказать, ни пером описать
    ни жив, ни мертв
    откуда ни возьмись
    ни тепло, ни холодно
    ни он к кому, ни к нему кто

  13. Проведем еще один эксперимент (№ 2).
  14. Посчитайте количество НЕ и НИ отдельно по частям.

      I ч. II ч.
    НЕ-    
    НИ-    

    В I ч - отрицание с НЕ

    Во II ч - усиливает отрицание частица НИ

    Какой вывод о частотности употребления частиц вы сделаете?

    Почему?

Итог

  • Подберите эпитеты к слову “пискарь” с НЕ и НИ. (Если в I части он был премудрым, то во II части ненужный, ничтожный).

Так от ПРЕ = “очень” пискарь пришел к НИ, т.е. стал ничтожным .

  • Зачитайте этот отрывочек о ничтожестве пискаря. (Абзац: Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась…)
  • Что хотел сказать нам Салтыков-Щедрин этой сказкой?

Домашнее задание: Сочинение по ассоциациям.

“Если никому добра не сделал, значит прожил жизнь зря”.