Пояснительная записка
Духовно-нравственный кризис общества сегодня катастрофически углубляется. Сложившиеся за многие десятилетия морально-этические, эстетические, нравственные ценности претерпевают негативные изменения. Компоненты общеобразовательных программ, которые “курировали” детскую душу, занимались её духовным развитием, обогащали художественно-эстетическими ценностями, накопленными мировой культурой, осуществляются (по количеству учебных часов) в ущербной форме.
Всякое подлинное искусство порождается ощущением таинственной целесообразности всего сущего. Но такое искусство было бы невозможно без чувства духовного достоинства, присущего русскому человеку. Духовность включает любовь к родной природе, “любовь к родному пепелищу”, законную гордость славою своих предков, “милость к падшим” и жертвенность. Как бы отвечая своим потомкам, Александр Сергеевич Пушкин утверждал, что “любовь к Отчизне – не зоологический инстинкт, а чувство духовного происхождения”, ибо Родина “есть нечто от духа и для духа...”. Дух “всемирного боления за всех” (по выражению Фёдора Михайловича Достоевского), пронизывающий русскую классику, пленил зарубежных читателей, писателей и критиков. Неслучайно Томас Манн назвал русскую литературу “святой прежде всего в своей человечности”. О. Уайльд признавался, что одним из источников его собственного морального обновления было “сострадание в русских романах”.
Именно с этим свойством отечественного национального характера связывалось в человеческом сознании представление об особом предназначении России в мировом историческом процессе.
Одним из первых, кто осознал важность православного мироощущения, был Николай Васильевич Гоголь. В “Выбранных местах из переписки с друзьями” он писал: “Прежде, чем приходить в смущенье от окружающих беспорядков, недурно заглянуть каждому из нас в свою собственную душу, и увидите там такой беспорядок, за которым вы браните других...”.
В соответствии с этим ЦЕЛЬЮ элективного курса“Духовный мир человека” становится ознакомление с историей православной культуры через практический выход на изучение произведений русской словесности.
ЗАДАЧИ курса определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с идейно-эстетической функцией литературы:
- осмысление неотделимости друг от друга более тысячи лет истории России и истории православия;
- ощущение глубины этой взаимосвязи в творчестве выдающихся деятелей литературы и искусства;
- формирование эмоциональной культуры личности школьника и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству.
Изучение курса рассчитано на три года:
первый – в 9-ом (34 часа), второй – в 10-м (34 часа), третий – в 11-м (17 часов) классах.
9 класс (1 час в неделю, всего в год – 34 часа)
Цель обучения: приобретение учащимися знаний о библейских заповедях, сюжетах как составной, необходимой части общих духовных и культурных ценностей.
Краткое содержание:
- возникновение литературы в Древней Руси;
- появление переводной литературы, принесшей на Русь высокую культуру Византии, центральное место среди которой занимало Священное Писание;
- появление оригинальных произведений древнерусских авторов ? “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона, а позднее – первые русские жития, поучения на нравственные темы;
- создание начальной русской летописи “Повести временных лет”;
- осмысление анонимности “Слова о полку Игореве”, проистекающей из определённых особенностей памятника древнерусской литературы и истории;
- ознакомление с жанром исторической повести, рассказывающей о православных святых, мудро управляющих Русью, защищавших её от врагов, жертвовавших собою ради её благополучия;
- человек – часть общества и часть его истории;
- осознание единства между настоящим и прошедшим;
- сложность и неоднозначность роли церкви в историческом процессе.
Обучающиеся 9 класса должны:
- понимать, что для русского сознания, православного в своих антологических корнях, сопереживание истории – базовая черта;
- правильно воспринимать единства “потока времени”, “связи времён”, неразрывности вчера – сегодня – завтра;
- разбираться в истоках жертвенного служения людям православных святых.
№ занятия | Содержание занятий | Кол-во часов |
1 | Литература Древней Руси и наше время. Суметь разобраться в вопросе, почему в период бурных споров и трудных размышлений над нашей историей необходимо обратиться к культурным ценностям прошлого. | 1 час |
2 | Возникновение древнерусской литературы. Знать, какое влияние оказало принятие христианства на письменность. | 1 час |
3 | “Радостная весть”. Знать и понимать, что такое “Евангелие Иисуса Христа”. Его зарождение. | 1 час |
4 | Первое Евангелие и его автор. Содержание Евангелия от Матфея, принципы построения труда. | 1 час |
5 | Второе Евангелие и его автор. Личность автора, содержание и композиция его труда. | 1 час |
6 | Евангелие от Луки. Особенность построения данного труда. | 1 час |
7 | Иоанн Богослов и его Евангелие. Личность автора, содержание и принципы композиции его труда. | 1 час |
8 | Обобщающее занятие. Понимать, в каком ключе рассматривают Евангелисты образ Спасителя ; стилистические особенности и литературная природа их Евангелий. | 1 час |
9 | Священное писание. Природа создания Библии, её структура и влияние на сознание миллиардов людей. Её сквозные темы и составные элементы. Взгляд на Библию в разные исторические эпохи, в различной этнической и языковой среде. | 4 часа |
10 | Библейские тексты, их роль в книжной культуре Древней Руси. | 1 час |
11 | “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона. Суть оригинальности этого произведения. | 2 часа |
12 | “Поучения Владимира Мономаха”, отражение в нём более высокого уровня исторического, политического и национального самосознания. | 2 часа |
13 | Книги светского характера. “Повести временных лет”. Знать и понимать, какую благодатную пищу для воспитания любви к своей стране и к прошлому несёт это творение. | 2 часа |
14 | Жития святых: Григория Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Кирилла и Мефодия. Знать: жития святых – это биографии людей, прославившихся подвигами во имя христианской веры, их дела и поступки, аккумулировавшие самые напряжённые, духовно-нравственные коллизии. | 5 часов |
15 | “Слово о полку Игореве”: историческая основа, идейно-художественная прелесть; суть споров вокруг анонимности “Слова..”, корректность в русско-половецких взаимоотношениях в силу межнациональных конфликтов прошлого. | 2 часа |
16 | “Сказание об Ольге” В.Пановой и “Краткое описание святой Ольги, великой княгини российской” А.Аксёновой. Сравнение образа святой равноапостольной Ольги обеими писательницами: у Аксёновой княгиня Ольга ? нестеровский, лирический образ, носящий жертвенный характер; у Пановой – княгиня Ольга – образ, несущий месть древлянам за жестокое убийство мужа. Идея: можно ли ответным злом победить зло? | 2 часа |
17 | Повесть А. Югова “Отважное сердце” и
повесть В. Яна “Юность полководца”. Сопоставительный анализ в отношении авторов к своему герою. Одинаковость идеи: А. Невский ? “богатырь духа”. |
2 часа |
18 | Защита рефератов по данным темам: 1. “Символ славы честного служения” (об ордене Александра Невского). 2. “С нами Бог и Андреевский флаг!” 3. “Духовные потребности человека XI?XII веков”. 4. “История древнерусской литературы – это история поэтического чувства и художественно-нравственной мысли человека”. |
1 час 1 час 1 час 1 час |
10 класс (1 час в неделю, всего – 34 часа)
Цель обучения – расширение и углубление знаний основ православной культуры на базе изучения произведений XIX века.
Краткое содержание:
- А.С.Пушкин не только вселенское гениальное художественное явление, но и проявление русского национального духа;
- творчество писателей XIX века – продолжение традиций возвышенного, молитвенного искусства Древней Руси;
- “Бесы” Ф.М.Достоевского – роман-предупреждение, которым автор показал нераздельность средств и цели;
- тема родины и народа; проблемы добра и зла, “отцов” и “детей”, милосердия, сострадания, смирения на страницах произведений XIX века.
Обучающиеся должны знать, что:
- без Пушкина любой разговор о национально-исторической самоидентификации России теряет не только горизонт, но и корневую первооснову;
- произведения русской литературы XIX века – современные по духу, необычайно свежие по мысли и чувствам для нашего времени творения;
- для понимания роли литературы в жизни общества важно проникнуть в духовные потребности человека определённой исторической эпохи.
№ занятия | Содержание занятий | Кол-во часов |
1 | А.С.Пушкин и национально-государственная самоидентификация России. Н.М.Карамзин “История государства Российского”. Мировоззрение поэта по отношению к “славянофильству” и “западничеству”, его взгляд на “Историю Государства Российского”; качественная сторона пушкинского историзма. | 2 часа |
2 | Проблема зла и его преодоления (по роману А.С.Пушкина “Евгений Онегин”). Понять: зло, которое пытается преодолеть лирический герой романа в стихах и которое побеждает его главная героиня – Татьяна, - прежде всего духовное зло, оно живёт в мире и только вследствие этого имеет определённые социально-исторические, культурные приметы. | 4 часа |
3 | Стихотворения М.Ю.Лермонтова “Родина”, “Выхожу один я на дорогу”. Сформировать представление о том, что “дорога”, на которую выходил лирический герой, - это дорога к Родине. Понять, что неизбежно ведёт к Истине. “Мятежность” же героя – скорее сродни словам “мятущийся”, “смятенный”, - ищущего душевного покоя есть путь к Истине и Правде. | 3 часа |
4 | О главной книге – “Мёртвые души” -
Н.В.Гоголя (по статье Владимира Воропаева).
Элементы поэтики “Мёртвых душ” - приметы,
пословицы и притчи, связанные с традициями
народной культуры, выполняющие важную
идейно-композиционную функцию. Рассмотреть образ “лестницы” (церковнослав. – лествица), имеющей символическое значение дороги вверх, к духовному восхождению героев, всего человечества и самого автора. |
4 часа |
5 | “Во что верил Н.В.Гоголь ...” (по статье В.П.Астафьева). Разница в мировоззрениях Гоголя и Белинского на основе писем первого к критику. Понимание того, что, “смеясь, Гоголь страдает”; “обличая порок, он прежде всего в себе его обличал, страдал и плакал, мечтал приблизиться к идеалу”. | 2 часа |
6 | “Отцы” и “дети” Тургенева – первый антинигилистический роман в русской литературе. “Отцы” - не просто родители в узком значении слова, а в широком смысле, как отцы рода, семейства, иными словами патриархи. “Отцы” прочно стоят на земле и являются прочной опорой и пристанищем “блудным сыновьям” – “детям” в романе. Понять: очищение возможно только через страдание, осознание и постижение смысла своего земного существования и предназначения (Базаров в конце романа). |
3 часа |
7 | И.С.Тургенев. Рассказ “Живые мощи”. Милосердие и сострадание – чистое и святое воплощение духа народного. Описание раннего утра – “обворожительный пример наслаждения природой и радостно-здорового ощущения жизни, свойственных русскому человеку” (Томас Манн). | 3 часа |
8 | Роман “Бесы” Ф.М.Достоевского. Роман-предупреждение, пророческое отражение политической группировки к отказу от нравственности и культурного наследия. Симптомы общественного разложения: власть денег, обесценивание человеческой жизни и культуры, падение авторитета нравственных критериев. | 5 часов |
9 | Рассказ А.П.Чехова “Студент”. Тема – рассказ Ивана Великопольского накануне Пасхи о евангельских событиях, вызывающий слёзы у женщин. Идея – в словах писателя Бориса Шергина: “ ... важно, что ... тонкий художник Чехов ... в неприкаянной обстановке – болота, мгла ненастная, люди у пустынного костра – ощутил и явил сияние, и красоту, и чудо ночи, в которую сама природа таинственно “погребает” Христа”. Отношение к настоящему событий 19-вековой давности. | 3 часа |
10 | Защита рефератов: 1. “Единство духовного т земного в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. 2. “Образ “злого сна” в момент дуэли по роману А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. 3. “Ленский – жертва романтизма по роману А.С.Пушкина “Евгений Онегин!” 4. “Духовный мир стихов М.Ю.Лермонтова”. 5. “Мне отмщение, и Аз воздам” (по роману Л.Н.Толстого “Анна Каренина”). |
1 час 1 час 1 час 1 час 1 час |
11 класс (1 час в неделю, всего – 17 часов)
Цель обучения – углубление знаний по основам православной культуры на базе изучения произведений литературы XX века.
Краткое содержание:
- религиозные аспекты символизма в поэзии И.А.Бунина;
- русско-православное ощущение в творчестве И.С.Шмелёва;
- художественно-нравственный мир произведений В.Г.Распутина и В.И.Белова.
Обучающиеся 11 класса должны:
- знать, что И.С.Шмелёв вошёл в историю отечественной словесности не просто как бытописатель Святой Руси, но и как продолжатель традиции Ф.М.Достоевского;
- знать: современное обращение к культурным ценностям прошлого вновь напоминает о том, что дальнейшее развитие общества невозможно без следования устойчивым моральным критериям, этическим норам, хранителем которых является православная культура;
- видеть в стихах И.А.Бунина, обращённых к Богу и божественному, за пейзажными зарисовками авторские размышления о гармонии человеческого бытия;
- понимать, что герои отечественных произведений – это люди, живущие с “открытым, обнажённым” сердцем, чутким ко всякой фальши, к душевной чёрствости;
- осознавать, что православная культура не развивается без опоры на историю, без постоянного диалога между различными концепциями и пониманием духовных и нравственных ценностей.