Пояснительная записка.
Элективный курс, названный строкой из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, разработан для учащихся 9 классов школы №23, носящей имя поэта. Он рассчитан на 14 часов. Материал курса выбран неслучайно. В 2003 году , побывав в Псковском крае, я познакомилась с его удивительными местами, с современным состоянием Государственного музея-заповедника, с его сотрудниками. Пушкинская библиотека школы пополнилась новыми современными книгами, в том числе и работами сотрудников заповедника. Занятия курса будут готовить детей к поездке в Пушкинские горы для участия в творческом лагере.
Необходимость его проведения связана с работой школьного литературного музея имени Александра Сергеевича Пушкина, организацией предпрофильной подготовки учащихся. Программа элективного курса способствует развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков культуры общения, умения убедительно, грамотно, эмоционально рассказать о Пушкинских местах Псковской области. Знания, полученные учащимися в процессе изучения данного курса, ориентируют их на выбор профессии экскурсовода, рекламного агента, работника туристического агентства, музейного служителя, а также ориентируют на выбор гуманитарного профиля на третьей ступени обучения.
Цель: подготовить учащихся к разработке проектов - приглашений в Пушкинские места Псковской области.
Задачи:
- Познакомить учащихся с Пушкинскими местами Псковской области, с друзьями поэта, которые проживали в этом краю.
- Показать историческую и культурную преемственность, связь между различными эпохами, связь поколений.
- Развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации.
- Формировать умения четко и образно, эмоционально и грамотно излагать мысли по данной теме.
Занятия элективного курса направлены на расширение знаний учащихся о биографии Александра Сергеевича Пушкина, воспитание любви к памятным местам, связанных с жизнью поэта, приобщение к системе духовных и культурных ценностей, что будет в дальнейшем способствовать многостороннему развитию личности.
Методика проведения занятий разнообразна. В зависимости от темы занятия проводятся в форме лекции, беседы, заочной экскурсии, используются фрагменты видеофильмов, анализируются произведения Александра Сергеевича Пушкина, написанные в данные периоды, стихотворения других поэтов, посвящённые этим удивительным местам. Также в процессе занятий используются книги музейных работников Пушкиногорья, фотографии, слайды, альбомы.
При проведении занятий особое внимание уделяется не только усвоению учащимися необходимого теоретического материала, но и творческой его обработке (переработке) для использования полученных знаний в дальнейшем с целью приглашения школьников в поездки по Пушкинским местам Псковского края, а также при проведении экскурсии в школьном литературном музее.
Учащиеся должны знать:
- Пушкинские места, связанные с пребыванием Александра Сергеевича Пушкина в Псковском крае.
- Краткие истории Михайловского, Тригорского, Петровского.
- Произведения Александра Сергеевича Пушкина и других поэтов, посвященные этим местам.
Учащиеся должны уметь:
- Убедительно, ярко, эмоционально рассказывать о Пушкинских местах Псковского края.
- Составлять рекламу - приглашение для поездки по Пушкинским местам.
- Оформлять презентацию Пушкинских мест.
Для поддержания интереса учащихся и отслеживания результатов обучения осуществляется текущий и итоговый контроль: используются тестовые задания, таблицы, схемы, планы, сочинения-миниатюры, проекты и т.д.
Тематическое планирование курса
Тема | Количество часов | Формы работы | Виды контроля | |
1 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 1 | Беседа, анкетирование | |
2 | « Пустынный уголок …» | 1 | Просмотр видеофильма | Тест |
3 | « И был печален мой приезд» | 1 | Беседа, оформление записей, чтение стихотворений, просмотр видео. | Составление хронологической таблицы приездов Пушкина в Михайловское. |
4 | День Пушкина в Михайловском | 1 | Лекция, анализ писем, воспоминания. | Составление распорядка дня Пушкина в Михайловском. |
5 | «Она единственная моя подруга» | 1 | Сообщения, чтение стихотворений, прослушивание грамзаписи, анализ писем. | Тест |
6 | «Тригорское» | 1 | Просмотр видеофильма, сообщения. Анализ публикаций. Заочная экскурсия. | Проспект- приглашение. |
7 | Обитатели Тригорского- прототипы героев поэта | 1 | Анализ произведений | |
8 | Языков | 1 | Беседа, анализ стихотворений. | Анализ стихотворения |
9 | Савкина горка | 1 | Заочная экскурсия. | |
10 | Петровское | 1 | Заочная экскурсия. | Тест |
11 | Святогорский монастырь | 1 | Заочная экскурсия. | Сочинение-описание |
12-13 | Подготовка презентаций. | 2 | Самостоятельная работа, консультирование | |
14 | « Под голубыми небесами…» | 1 | Конкурс | Защита презентаций |
Программа элективного курса «Под голубыми небесами» (14 часов)
Тема 1. Знакомство с содержанием курса.(1 час)
Определение географического положения Пушкинских мест, границ государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея заповедника. Знакомство с директором заповедника.
Тема 2. Михайловское в судьбе А.С.Пушкина.(4 часа)
История Михайловской усадьбы в 18-20 веках. Приезды Пушкина в Михайловское в разные годы. Роль няни и её образ в произведениях А.С. Пушкина и других поэтов. Изображение своих занятий и деревенского образа жизни в романе «Евгений Онегин».
Тема 3. Тригорское. (2часа)
Местонахождение Тригорского, обитатели дома и друзья поэта. Произведения, посвящённые этой усадьбе и её обитателям. Тригорское в судьбе поэта. Тригорский парк. Главы «Евгения Онегина», посвящённые Тригорскому. Возможные прототипы героев поэта. Знакомство с современным Тригорским и его хранителем.
Тема 4. Друзья поэта.(1час)
Знакомство с биографией Н.Языкова, его стихотворениями. Дружба двух поэтов.
Тема 5. Савкина горка.(1 час)
Исторические места заповедника. Секрет названия. Значение её в судьбе поэта.
Предполагаемое место дуэли Онегина и Ленского.
Тема 6. Петровское. (1час)
История усадьбы, парка. Визиты Пушкина. Петровское в «Евгении Онегине».
Тема 7. Святогорский монастырь. (1час)
История монастыря, отношение к нему поэта. Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре.
Тема 8. Итоговые занятия.(2часа)
Подготовка презентаций. Подбор иллюстраций, составление схем, таблиц, оформление кадров, анимация. Совместная работа в компьютерном классе.
Тема 9. Защита проектов и презентаций.
Список литературы для учащихся:
- Басина М.Я. « Там, где шумят Михайловские рощи» Л., Детская литература,1971.
- Будылин И.Т. «Деревенский Пушкин».М, Профиздат,2002.
- Козмина Л.В. «Петровское. Пушкин и Ганнибалы» М., Советский писатель, 2003.
- ЛарионовА.В. « Заповеди блаженства».М, Современный писатель,1999.
- Стихи А.С.Пушкина
- Стихи Н.Языкова: П.А.Осиповой, А.С.Пушкину, Тригорскому, Евпраксии, Няне Пушкина.
Список литературы для учителя:
- Басина М.Я. « Там, где шумят Михайловские рощи» Л., Детская литература,1971.
- Будылин И.Т. «Деревенский Пушкин».М, Профиздат,2002.
- Гейченко С.С. «Пушкиногорье».Роман-газета №1,1987
- Друзья Пушкина. Сборник в 2 томах.М,Правда,1986.
- Козмина Л.В. «Петровское. Пушкин и Ганнибалы» М., Советский писатель, 2003.
- Ларионов А.В. « Заповеди блаженства».М,Современный писатель,1999.
- М.,2001.
- Михайловская пушкиниана. Выпуск 16. Козмин В.Ю. «…Тот уголок земли»
- Скатов Н.Н. «Пушкин». Роман-газета №8,1994.
- Фотоальбом «Михайловское»