Литература
-
Урок русской литературы в 10-м классе на тему "Духовное очищение и прозрение героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташи Ростовой и Андрея Болконского" 2008
Сейчас стали модными слова "духовное" и "бездуховное". Они произносятся на каждом шагу и по любому поводу, и потому потеряли всякий смысл и обрели ритуальный характер. И чтобы развить в себе совесть, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм; стать терпеливее, милосерднее, выработать в себе нравственное поведение, то есть готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю, вернуться к вершинам христианской нравственности необходимо обратиться к русской литературе, которая несет в себе богатый духовный опыт Православия.
-
Урок русской литературы в 11-м классе, посвящённый жизни и творчеству С.А. Есенина 2007
В последнее время интерес к литературе постепенно утрачивается. Наша цель - возвращение интереса к литературе, чтению в целом. Чтобы вызвать интерес, не зацикливаться на одной беседе, следует больше проводить нетрадиционные уроки. Наряду с различными видами нетрадиционных форм урока мы используем и клубную работу. Детям особенно полюбился клуб "Брeйн-ринг".
-
Урок русской литературы в 7-м классе "Из зерна добра — цветок добра" по рассказу А.Платонова "Юшка" 2008
Представлен конспект урока русской литературы в 7-м классе по теме: "Из зерна добра - цветок доброты" по рассказу А. Платонова "Юшка".
-
Урок русской литературы в 7-м классе (по повести А.Стругацкого и Б.Стругацкого "Пикник на обочине"). Тема: "Все больше — окружающей среды. Все меньше — окружающей…" 2009
Проблеме экологического воспитания учащихся в современном образовательном процессе придается большое значение. Учителя-словесники вносят ощутимый вклад в дело реализации данной проблемы. Предлагается урок по повести братьев Стругацких "Пикник на обочине", в основе которого – метод проекта: создание обложки книги.
-
Урок русской литературы в 8-м классе "В ожидании чуда…" (по рассказу А.С. Грина "Алые паруса") 2010
Целью урока является знакомство учащихся с новым именем в литературе. Он помогает дать учащимся представление об особенностях романтизма как художественного метода, учит выделять и анализировать изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения, символы и т.д.), развивает устную речь учащихся, способность высказывать собственное мнение.
-
Урок русской литературы в 8-м классе по технологии "Критическое мышление через чтение и письмо" 2010
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность. Примером использования данного приема на уроке является предлагаемый урок в 8-м классе.
-
Урок русской литературы на тему "Анна всея Руси". 11-й класс 2012
Цель: получить представление о личности А.Ахматовой; познакомиться со стихами поэта; понять своеобразие ее лирики; развивать умение воспринимать поэтические произведения, умение выступать перед аудиторией.
-
Урок русской литературы на тему "Русские народные пословицы и поговорки" 2014
Цели урока: научить учащихся отличать пословицы и поговорки, понимать их прямой и переносный смысл; обратить внимание детей на меткость и образность языка; объяснить, какие чувства и мысли народа выражают пословицы и поговорки; воспитывать интерес к малым жанрам русского фольклора, формировать умение применять на практике полученные знания (умение пользоваться пословицами и поговорками в зависимости от жизненных ситуаций).
-
Урок русской литературы по произведению Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» 2020
Цель урока: помочь учащимся сформулировать проблемный вопрос и подойти к решению этого вопроса при помощи групповой работы, определить пафос стихотворения, поразмышлять над раздумьями лирического героя.
-
Урок русской литературы по теме "Н.А. Некрасов. Личность поэта. Стихотворение «На Волге»" 2008
Урок знакомит учащихся с творчеством Н.А. Некрасова; расширяет представление о разнообразии лирики поэта, рассказывает о влиянии самодержавия на судьбы людей, воспитывает чувство сострадания к обездоленным, патриотическое чувство - высшая степень гражданственности, знакомит с картинами великих художников — Левитана и Репина.
-
Урок русской литературы XIX в. по теме «Н.С. Лесков "Леди Макбет Мценского уезда" "И роковое их слиянье, и… поединок роковой"» 2014
На уроке учащиеся выявляют особенности произведения, его стиль. Развивают внимание к художественному слову в нахождении ключевых слов в произведении.
-
Урок с ИКТ (мультимедиа–презентация) "Правописание безударных личных окончаний глагола" (обобщение), интегрированный с литературой 2010
Цель урока – повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончании глагола. Развивать умение применять конкретное правило на практике. Уметь работать в группе и индивидуально. Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
-
Урок с использованием интерактивной доски при изучении темы "Жизнь и творчество А.С. Пушкина" 2012
Разработанный прием использования интерактивной доски, позволит сохранять его в базе различных демонстрационных и методических материалов, которые можно применять на уроках многократно, записи могут быть вновь открыты при повторении пройденного материала. Интерактивная доска помогает сделать уроки живыми и привлекательными, позволяет преподнести ученикам информацию в разном диапазоне средств визуализации (таблицы, схемы, фотографии и др.) динамическими способами.
-
Урок с использованием компьютерных технологий "Образ Е.Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»" (8-й класс) 2009
В работе используются программы Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. На уроке литературе в 8-м классе ребята смогли рассмотреть иллюстрации художников к произведению, услышать в записи калмыцкую сказку, увидеть фрагмент "Казнь офицеров" из художественного фильма, выполнить коллективно задания на интерактивном тренажере, а также тестирование, внесенное в программу компьютера.
-
Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Против чего выступает Владимир Дубровский?" (по роману А.С. Пушкина "Дубровский") 2009
Базовая модель критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания: вызов, осмысление и размышление. Разработанные приёмы РКМ позволяют решать проблему изучения больших по объёму художественных произведений в условиях сокращения часов по литературе. Данная технология развивает коммуникативные способности учащихся, формирует самостоятельное мышление и раскрывает творческий потенциал обучаемых.
-
Урок с использованием технологии РКМ4П по теме "Геннадий Машкин. «Один ответ»" 2008
Урок разработан по технологии критического мышления с использованием таких приемов, как кластер, чтение с остановками, дневники. Триединая дидактическая цель урока — провести анализ идейно-художественных особенностей рассказа; развивать ассоциативное и творческое воображение учащихся; воспитывать бережное и ответственное отношение ко всему живому.
-
Урок с элементами литературного краеведения в 5-м классе "Добрый урок басен Л.Н. Толстого" 2010
Литературное краеведение повышает интерес ребят к приобретению новых знаний; формирует у школьников личностные качества: патриотизм, гражданственность; исследовательские и творческие навыки, навыки самостоятельного литературного анализа; расширяет литературный кругозор детей.
-
Урок с элементами мастерской "Арифметика чувств" (по рассказу И.Бунина "Цифры") 2009
Мастерская – одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из её участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.
-
Урок с элементами НЛП-технологии "Антитеза" 2011
Урок может использоваться как на уроке словесности в классе с расширенным (углубленным) изучением предметов гуманитарного цикла, так и на уроке литературы. В разработке урока использованы некоторые приемы НЛП-технологии (нейро-лингвистического программирования), которые помогают сделать его более интересным, зрелищным, вовлечь ребят в учебный процесс.
-
Урок с элементами театрализации (А.Радищев "Путешествие…"). 9-й класс 2007
"Главный протест против крепостного права и самодержавия, угнетения человека человеком" (А.Н. Радищев. "Путешествие из Петербурга в Москву"), урок с элементами театрализации. Тема - одна из сложных в курсе литературы. Элементы театрализации, музыка, заочное путешествие позволяют ученикам погрузиться в эпоху.
-
Урок самостоятельного чтения (по жанрам современной литературы) по теме "В чем секрет фэнтези?" 2008
Проблема детского чтения стоит, как всегда, остро. Дети или вообще не читают, а если читают, то литературу недостаточно качественную. Урок ориентирован на интересы и запросы восьмиклассников. Учащиеся научатся делать экспертизу литературных произведений, изучая причины популярности того или иного жанра современной массовой литературы.
-
Урок самостоятельного чтения в 9-м классе по рассказу К.Д. Воробьева "Синель" 2012
В рассказе писателя Константина Воробьева с необычным названием «Синель» рассказывается история о первой любви мальчика Сергея и девочки Дарьи-Синели. В своем произведении Константин Воробьев не судит Сергея. Писатель просто и проникновенно повествует нам о первой любви, которая для человека никогда не проходит бесследно. Урок целесообразно проводить в 9-м классе сразу после изучения трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта».
-
Урок самостоятельного чтения. Владимир Солоухин. Рассказ «Закон набата». Смысл названия рассказа 2019
Цель урока: обсудить самостоятельно прочитанный рассказ «Закон набата», проанализировать смысл названия рассказа, выявить его актуальность, дать характеристику героям; выявить мотивы их поступков, закрепить умения учащихся анализировать произведение, развивать тезаурус, монологическую речь; развивать навыки аналитического чтения; речь, мышление; воспитывать любовь и внимание к слову.
-
Урок словесности "Гимн морю" 2009
Пример интегрированного урока литературы и МХК.
-
Урок словесности "Милая моя родина" 2008
Урок словесности "Милая моя родина" проведен в 6-м классе лицея после изучения темы "Описание места". На уроке учащиеся совершают заочную экскурсию на родину В.М. Шукшина в село Сростки. Анализируют описание природы в цикле рассказов "Из детских лет Ивана Попова". В заключительной части конспекта урока приводится материал, который можно использовать как дидактический на последующих уроках русского языка.
-
Урок словесности "Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…". 11-й класс 2016
Урок словесности в 11-м классе «Письмо: от сердца к сердцу, от души к душе…» нацелен на возрождение интереса современных школьников к эпистолярному жанру на примере произведений художественной литературы и развитие потребности в написании писем друг другу. Урок проводится в мыследеятельностной технологии. В течение урока выпускники имеют возможность познакомиться с образцами мировой классической литературы и определиться с читательским выбором.
-
Урок словесности «Комплексный анализ текста стихотворения М.Ю. Лермонтова "Ангел"». 9-й класс 2015
Урок построен с идеями школы «диалог культур» С.В. Библера, элементами групповой деятельности, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированной технологией. Цель урока: развитие творческих способностей учащихся, вовлечение в различные формы работы с текстом.
-
Урок словесности в 10-м классе по теме "Язык и художественный стиль произведений М.А. Булгакова" 2012
В данной статье рассматривается булгаковский стиль языка небольших произведений (цикл «Записки юного врача»), его метафоричность, «широкий аспект мышления». Статья адресована учителям-предметникам в качестве работы с учащимися в подготовке к проектной деятельности, задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение.
-
Урок словесности в 6-м классе (по стихотворению Б. Пастернака "Победитель") по теме: "Как он велик! Какой бессмертный жребий!" 2006
Урок литературы в 6-м классе поможет учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как патриотизм, гражданственность, гуманизм. На данном уроке формируются следующие умения: анализировать художественное произведение; определять тему, идею; находить ключевые слова, помогающие в раскрытии темы и идеи; анализировать, синтезировать, сопоставлять. Использование групповой формы работы и приема эвристической беседы способствует развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса.
-
Урок словесности в 6-м классе по страницам книги И.Шмелева "Лето Господне" 2008
Урок внеклассного чтения по творчеству И.Шмелева направлен на формирование читательского опыта: пробуждения интереса к жизни и творчеству писателя, внимания к художественному слову, умения интерпретировать авторский текст.