Урок русской литературы на тему "Анна всея Руси". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Тип урока: урок - литературный портрет.

Вид урока: урок – презентация с элементами беседы.

Цели:

  • получить представление о личности А.Ахматовой;
  • ознакомиться со стихами поэта;
  • понять своеобразие ее лирики;
  • развивать умение воспринимать поэтические произведения;
  • развивать умение выступать перед аудиторией.

Оборудование: слайды о жизни и творчестве Ахматовой, автор – Никифорова Т.В.

Словарная работа: четки, память, прощение, печаль.

Эпиграф к уроку:

Пусть когда–нибудь имя мое
Прочитают в учебнике дети

(“Столько просьб у любимой всегда!”)

    1. Слово учителя.

На рубеже 19 и 20 века, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в Росси возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени “женская” поэзия – поэзия Анны Ахматовой.

Ее поэзия впитала в себя всю культуру 19 “золотого века”, начиная с Державина, Пушкина, Тютчева, продолжая Некрасовым и восхищавшим ее старшим современником Иннокентием Анненским.

“Такие поэты, как она, просто рождаются. Они приходят в мир уже сложившейся дикцией и неповторимым строем души”,- так пишет о ней поэт Иосиф Бродский.

А.Ахматова сознавала, что была современницей великих событий. “Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”- писала Ахматова в 1965 году.

Ахматова – литературное имя Анны Андреевны Горенко – одной из величайших русских поэтесс 20 века.

Согласно семейной легенде, ее бабушка вела свое происхождение от татарского хана Ахмата.

Татарское, дремучее,
Пришло из никуда,
К любой беде липучее,
Само оно беда –

так впоследствии писала Ахматова о своем псевдониме.

  • Сообщение ученика о детстве А.Ахматовой: “Мне дали имя при крещенье - Анна”.
  • Чтение отрывка из первой части цикла “Северные элегии”. (“Шуршанье юбок, клетчатые пледы…”)
  • Слово учителя.

Для Анны Ахматовой Царское Село, где прошли ее детство, отрочество и юность, было неотделимо от Пушкина, который когда-то учился здесь в Царскосельском Лицее. Красота царскосельской природы, облагороженная гением человека, вдохновляла Ахматову. Пушкин стал в ее поэзии и судьбе путеводной звездой, он незримо присутствует в ее стихах. Все, что связано с Пушкиным, дорого ей.

  • Чтение стихотворения “В Царском Селе”.
    1. “Хочешь знать, как все это было?”
      • Рассказ ученицы о романтической истории любви А.Ахматовой и Н.Гумилева.
    • Чтение стихотворения “Эта встреча никем не воспета”.

    3. “От тебя приходила ко мне тревога и уменье писать стихи”.

    • Слово учителя.

    Александра Блока Ахматова считала не только величайшим европейским поэтом первой четверти 20 века, но и человеком – эпохой, то есть самым характерным представителем своего времени. Именно от образа Блока во многом идет герой ахматовской лирики, герой сложный и многоликий. С Блоком связан почти весь мир ранней, а во многом и поздней лирики Ахматовой.

    • Сообщение ученицы о влиянии Блока на творчество Ахматовой.
    • Чтение стихотворения “Я пришла к поэту в гости”.
    1. “Проснуться знаменитым”.
    • Слово учителя.

    Вхождение А.Ахматовой в литературу было внезапным и победительным. Ее первые книги “Вечер” и “Четки” принесли ей мгновенную славу. Сразу же она была дружно поставлена критиками в ряд самых больших русских поэтов.

    Осип Мандельштам предсказал провидчески: “Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России”.

    Она начинала свой творческий путь в рамках направления акмеизма, основателем которого считается Н.Гумилев. Акмеисты обращали внимание на предмет и обстановку, через описание которых они стремились передать душевное и психологическое состояние человека.

    Сборник стихов “Четки” - самая знаменитая книга Ахматовой – вышел в марте 1914 года. После выхода сборника “Четки” М.Цветаева назвала Ахматову “Анной всея Руси”. Ей же принадлежат и еще две поэтические характеристики: “Муза плача”, “Царскосельская муза”.

    • Чтение стихотворения М.Цветаевой “О, муза плача, прекраснейшая из муз!”.
    1. “Я научила женщин говорить”.
    • Слово учителя.

    Любовь – “пятое время года” - занимает в ее поэзии центральное место. Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в ее любовной лирике. Изображение романтически преувеличенных чувств не свойственно поэзии А.Ахматовой. Она говорит о простом человеческом счастье и о земных, обычных горестях: о разлуке, измене, отчаянии – обо всем, что близко многим, что способен испытать и понять каждый.

    • Выступление ученицы о любовной лирике Ахматовой, о лирической героине ее поэзии.
    • Чтение стихотворения “Сегодня мне письма не принесли”.
    1. “Не с теми я, кто бросил землю…”
    • Слово учителя.

    Земная любовь у Ахматовой подразумевает и любовь к окружающему человека земному миру. Изображение человеческих отношений неотрывно от любви к родной земле, к народу, к судьбе страны.

    Образ России – один из ведущих в ее творчестве. В основе ахматовского понятия Родина – образ земли. Разлуку с Родиной она считает высшим несчастьем, верность ей в самых трагических обстоятельствах – нравственным долгом.

    • Сообщение ученика: “Тема Родины в лирике Ахматовой”.
    • Чтение стихотворения “Мне голос был”.
    • Рассказ ученицы о жизни Ахматовой в Ташкенте.
    • Слово учителя.

    В стихотворении “Мужество”, написанном в феврале 1942 года, судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощением духовного начала России.

    Эти стихи перекликаются с тургеневским стихотворением в прозе “Русский язык”: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.”

    1. “…она была больше, чем красавица…”. (Портреты А.Ахматовой).
    • Слово учителя.

    Анну Ахматову в течение полувека рисовали, писали красками, ваяли в гипсе и мраморе. Ее портреты создали такие художники, как Петров – Водкин, Осмеркин, Данько, Н.Альтман, А.Модильяни и другие.

    Поэт Георгий Адамович вспоминает: “Нет, красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание”.

    Многие художники пытались передать эту “неподдельную одухотворенность” в портретах Ахматовой, среди которых выделяется портрет работы Натана Альтмана, на котором изображен человек сильный, волевой, способный проникнуть в смысл явлений жизни, почувствовать ее во всей сложности.

    • Заключительное слово учителя.

    Итак, жизнь Анны Ахматовой проходила в суровое время и не щадила ее. Чего только не выпало на ее долю? Две революции, две страшные войны, трагическая гибель мужа, ссылка единственного сына Льва Гумилева, прекращение публикации стихов…

    Ее жизнь была жизнью, достойной вечного признания и удивления. В наши дни имя А.Ахматовой произносится с чувством преклонения перед ее талантом. Она была права, когда говорила:

    И все-таки узнают голос мой

    И все-таки опять ему поверят.

    • Чтение стихотворения “Столько просьб у любимой всегда”.
    • Рефлексия. Мнения учащихся о личности и поэзии Ахматовой.
    • Домашнее задание:

    1. Выписать из стихов строки, отражающие индивидуальность художественного стиля поэта;

    2. Прочитать поэму “Реквием”, сопоставить оригинал и перевод поэмы, проанализировать выразительные средства языка поэмы.

См. презентацию.